Главная


 


Обновление: 
25 ноября 2008 г.

 

 
Новости

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО": «Молодое поколение России» Репортаж с XII Всемирного русского народного собора

Соборные слушания по доктрине "Молодое поколение России" состоялись 21 февраля в рамках XII Всемирного русского народного собора(ВРНС). Заседание в конференц-зале гостиницы "Даниловская" прошло под председательством заместителя главы ВРНС, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), который предупредил в начале, что представленная доктрина является проектом и не может быть рассмотрена как официальный документ XII ВРНС. Однако он обещал, что доктрина в доработанном виде может быть принята на следующем Соборе.

Молодежная доктрина была создана коллективом авторов (около 40 человек) под руководством заместителя председателя правления фонда "Русский предприниматель" Виталия Аверьянова, который незадолго до этого презентовал в Отделе внешних церковных связей подобный концептуальный документ – "Русскую доктрину". Ее логическим продолжением стала концепция "Молодое поколение России", в которой, согласно аннотации, представлен "перспективный взгляд на создание в России масштабной системы нравственного воспитания, гармоничной социализации, приобщения молодого поколения к базисным национальным ценностям".

Представляя свое детище, Виталий Аверьяновговорил о необходимости найти "единую модель ценностей как точку сборки поколений". В доктрине графически изображаются системы ценностей и анти-ценностей. В основании первой модели находится человек, а на вершине располагается высший идеал (Бог, Истина, Любовь). Вторая же показывает, что абсолютизация ценности человеческого "я" ведет общество в хаос аномии (беззакония). Против такой разрушительной структуры "необходимо направить гнев поколений", считает В.Аверьянов. А вот первая модель достойна того, чтобы ради нее совершить "сверхусилие", на которое "обречено" молодое поколение. Восстановление традиционных ценностей носит "консолидирующий характер" и соединяет поколения, укрепляет союз государства и института семьи, преодолевает разрыв между верующими и скептиками и т.д. Разработчик коснулся и международного раздела доктрины: фундаментальный тезис "Россия – в центре мира" предполагает, по его словам, "духовный суверенитет", когда "мы смотрим на мир через призму собственной культуры".

Вслед за молодым философом выступил представитель Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). Архиепископ говорил о посте и подвиге как "норме существования", о христианском отношении к телу и природе, о борьбе с грехом, о смирении и дерзновении. Однако можно было предположить, что он не является сторонником спасения России через доктрины и концепции, но уверен, что основа духовного выздоровления общества – стремление каждого человека к спасению. "Главная борьба – борьба против греха. Только на этом понимании можно правильно созидать общественную жизнь", -- сказал выступавший.

Далее началось обсуждение молодежной доктрины: выступали члены авторского коллектива и эксперты, которые высказывались в поддержку документа. Так, один из разработчиков доктрины, Александр Рудаков акцентировал внимание на разделе про "образ врага", призвав не персонифицировать его, но считать врагом "общество лжи" в целом. Будучи "практическим документом", как сказал А.Рудаков, доктрина, видимо, учит, как бороться с врагом и "демонтировать эту среду и создать новую, где Истина бы не принижалась и не оглуплялась". Митрополит Кирилл похвалил авторский коллектив за "правильный подход", отметив, что найденный ими образ врага совпадает с представлением Церкви, которая тоже "осуждает зло, но не осуждает персоналии, в отличие от политической полемики". "Без образа врага невозможно вести борьбу", -- подчеркнул митрополит.

Выступивший следом писатель Владимир Кучеренко, известный под псевдонимом Максим Калашников, разработчик обеих доктрин, говорил об огромной цене того "инновационного прорыва", перед которым сейчас стоит Россия. Только этот "рывок" делает возможной "мировую миссию России", "великую русскую историческую победу" -- восстановление "распавшейся в 1991 г. страны" и построение "мира творчества, созидания, где в центре – Человек с большой буквы". Сравнив исторический момент с ситуацией 30-х гг. в СССР, писатель предупредил, что тех, кто "будет прорываться к инновациям, будут физически уничтожать". Он призвал молодых людей сыграть роль "ударных штурмовых отрядов" и быть готовыми к тому, чтобы принести себя в жертву во имя "инновационного рывка". Митрополит Кирилл не мог не возразить: "Разве можно приносить на алтарь инноваций человеческие жизни?" Из зала закричали: "Это реальность, владыка!" Иерарх парировал: "Что, инновационное развитие обеспечит нам вхождение в Царствие небесное? Задача заключается в том, чтобы наша молодежь, осуществив инновационное развитие, тем не менее, не потеряла качества своей жизни. Не к новому покорению тайги, не к прокладке узкоколейки, не к Павке Корчагину мы должны сегодня призывать молодежь. Построение рая на земле человеческими жертвами – это язычество. Надо все-таки соединять духовный и прагматический аспект". "Давайте", -- с готовностью согласился М.Калашников.

"Инновации не должны стать фетишем", -- говорил профессор Борис Виноградов. "Какова духовная ценность инновационных прорывов?" -- ставил вопрос молодой человек, один из участников форума. Чтобы не оказаться в полной зависимости от глобального мирового порядка, нам необходима "военная, социальная, организационная сила, что невозможно без жертв", продолжил он.

Выступление председателя Союза православных граждан Валентина Лебедева было посвящено миссионерской работе с молодежью. Он резко критиковал суждение о том, что Церкви не нужна активная проповедь среди молодежи. Напротив, необходимо научиться разговаривать с молодежью на одном языке, принимать ее "как есть", включая тех, кто склонен к "экстремальным формам национализма". Таких радикалов надо воцерковлять, используя их энергию в целях созидания. "Важно… не мешать или хотя бы не травить тех немногих священников (а это есть), которые умеют работать в с молодежью", -- подчеркнул В.Лебедев. Необходимо взять на вооружение опыт современных православных и инославных зарубежных молодежных движений и даже "оранжевых" движений, "сетевых молодежных структур наших политических противников типа "Поры" с тем, чтобы использовать его в работе с "дружескими" организациями – "Местными", "Нашими". Митрополит Кирилл согласился, что воцерковление радикальной патриотической молодежи – это "единственный путь снять с повестки дня саму тему радикалов".

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) использовал предоставленные ему пять минут для того, чтобы резко осудить планы введения ювенальной юстиции в России. "Подход к ребенку как к субъекту права автоматически лишает родителей права на воспитание", -- считает епископ.

Многие участники обсуждения поднимали вопрос о необходимости широкого распространения идей представленной доктрины в молодежной среде. Необходимо централизованно проводить эту работу, создав своеобразную "фабрику мечты", чтобы молодежь была увлечена "образом светлого будущего", считает биолог Андрей Алексеев. Кто-то предлагал сосредоточиться на поисках особого "стиля лидерского звена молодого поколения" (в продолжение идеи "большого стиля" "Русской доктрины"); другой активист настаивал на эффективности сетевых молодежных организаций типа "Местных".

Митрополит Кирилл убежден, что "процесс обсуждения молодежной доктрины должен иметь сегодня широкий масштаб". Он призвал находящихся в зале архиереев организовать это обсуждение в епархиях таким образом, чтобы "вокруг молодежной доктрины сегодня строилась церковная молодежная работа".

Юлия Зайцева, 22 февраля 2008 г


"ПРАВОСЛАВИЕ.РУ": «Сербы полны решимости бороться за Косово». Епископ Липлянский Феодосий описал ситуацию, сложившуюся в последние дни в Косово и Метохии

Епископ Липлянский Феодосий, викарий епископа Рашко-Призренского Артемия и настоятель одного из крупнейших сербских мужских монастырей – Высокодечанской обители, ответил на несколько вопросов сайта Православие.Ru, описав вкратце ситуацию, сложившуюся в последние дни в Косово и Метохии.

По словам владыки, ситуация в этом сербском крае, спустя несколько дней после "провозглашения независимости" Косово со стороны косовских албанцев и признания ее некоторыми странами, остается достаточно запутанной. Сербы, проживающие более компактно на севере края, открыто не признают так называемую независимость Косово, проводят акции протеста, не признают символы этого независимого "государства", такие как флаг Косово. Это вызвало отдельные инциденты. На двух пограничных пунктах – у городов Лепосавич и Зубин Поток – дошло до демонстраций, после того как албанцы попробовали установить флаг самопровозглашенного государства. В итоге эти пограничные пункты были сожжены. Впрочем, жертв и вооруженных столкновений не было. В целом можно сказать, что ничего более значительного в первые два дня не происходило, но ощущается определенное напряжение, особенно в сербских анклавах в отдельных местах Метохии, центральном Косово, на юге и востоке края. Военнослужащие КФОР, по-прежнему, осуществляет охрану.

На вопрос о непосредственном участии представителей правительства Сербии в судьбе края, епископ Феодосий ответил, что главная задача сербского правительства, как раньше, так и сейчас, состоит в предотвращении выселения сербов с территории Косово и Метохии. Члены правительства и министры выразили полную готовность помочь сербам Косово и Метохии всем, чем возможно. С этой целью в эти дни они посетили сербские анклавы по всему Косово и дали ясно понять, что государство Сербия вместе со своим народом и не оставит своих соотечественников. Представители сербской власти сообщили, что в Косово не будет существовать никаких параллельных институтов, но будут действовать уже существующие государственные институты Сербии, как это было и до сих пор. Также они посетили некоторые монастыри: Печскую патриархию, Дечаны и Грачаницу. Все сербы сейчас охвачены сильным эмоциональным подъемом, потому что Косово и Метохия слишком многое значат для сербского народа и сербской государственности.

На вопрос о том, ощущается ли сейчас еще большее сближение между сербским государством и Церковью, владыка ответил:

– Да существует единство и готовность государства помочь сербам в Косово как непосредственно через свои институты, так и при посредничестве Церкви. Сейчас определенным образом все едины в этом порыве, в деле сохранения нашего бытия на территории Косово и Метохии и, в первую очередь, в сохранении наших храмов и монастырей, нашего духовного достояния, которое сберегалось нами на протяжении веков. И точно также в деле сохранения нашего сербского православного народа, который веками жил на этих просторах. Церковь всегда была со своим народом. Это продолжается и по сей день. С самого начала войны, с 1999 года, Церковь делит со своим народом в Косово и Метохии и хорошее и плохое. Так будет и в будущем.

Отвечая на вопрос, какое значение для сербов в Косово и Метохии имеет позиция России и Русской Православной Церкви, владыка Феодосий подчеркнул:

– Наше государство и наша Церковь, как вы знаете, выражает великую благодарность Российскому государству и Патриарху всея Руси, оказавшим нам поддержку в сохранении Косово и Метохии, в защите суверенитета нашей страны и в деле сохранения наших монастырей, храмов и всего, что составляет Церковь на территории Косово и Метохии. Эта поддержка действительно имеет для нас огромное значение. Мы воспринимаем русский народ как братский народ, который сейчас вместе с нами и который обязательно окажет нам поддержку, которая нас укрепит морально в достижении нашей цели. А наша цель – это Косово и Метохия и наше историческое присутствие на этих просторах. Сейчас очень важно понимать, что ничего не потеряно, и сербы полны решимости бороться за Косово и вернутся на Косово.

Иеромонах Игнатий (Шестаков), 21 февраля 2008 г.


  Ссылки по теме:

 



Яндекс.Метрика

На главную страницу