Главная


 


Обновление: 
25 ноября 2008 г.

 

 
Новости

Священник Михаил Дудко считает, что сериал «Мастер и Маргарита» заставит телезрителей взять в руки Евангелие

Экранизация романа Булгакова "Мастер и Маргарита" заставит многих телезрителей взять в руки Евангелие, надеется секретарь Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества священник Михаил Дудко. 

"Будем надеяться, что экранизация этого произведения заставит многих взять в руки не только роман Булгакова, но и оригинальное Евангелие, чтобы узнать о евангельских событиях не в изложении Воланда, а в изложении святых апостолов и евангелистов", - сказал отец Михаил Дудко. 

Священник напомнил, что в свое время выход романа Булгакова сыграл важную роль в жизни российской интеллигенции, обратив многих к Церкви. "Многие мои знакомые говорили, что этот роман был одним из стимулов, приведших их в Церковь", - отметил Дудко. "Надеюсь, что и экранизация "Мастера и Маргариты" не повредит духовно-нравственному состоянию нашего общества, а наоборот, улучшит его", - добавил священнослужитель. 

По его словам, "экранизация романа Булгакова уже сделалась фактом культурной жизни", а "запрещать ее - дело бессмысленное и даже вредное". "Нам известно, что режиссер Владимир Бортко еще в процессе работы над сериалом заявлял, что пытается уйти от всего того, что может быть воспринято как оскорбление религиозных чувств верующих", - подчеркнул священник. Такая опасность, по его словам, существует. Удалось ли создателям фильма избежать ее, покажут следующие серии. 

"Для Церкви сомнительна сама возможность игрового воплощения Спасителя. Однако фильм Бортко отличается от известной картины Мэла Гибсона "Страсти Христовы" тем, что актер в нем представляет не Самого Христа, а только некий литературный персонаж", - отметил священник Михаил Дудко. "Это несколько смягчает острое чувство несоответствия, которое я испытываю при взгляде на Безрукова, играющего Иешуа", - добавил священнослужитель. 

Отвечая на вопрос о действующих в романе и, соответственно, в его экранизации "темных силах", священник заявил, что воспринимает Воланда и его свиту "как персонажей скорее юмористических, нежели мистических". Отец Михаил Дудко выразил уверенность, что даже те "наши сограждане", которые видят в произведении Булгакова, в первую очередь, мистическую сторону, "выберут все же Евангелие и Христа, а не сатану". 

Священник напомнил, что Булгаков был сыном профессора Духовной академии и прекрасно разбирался в православной традиции, но многие упрекали автора "Мастера и Маргариты" в "вольном обращении с материалом". "Версию евангельских событий Булгаков вкладывает в уста Воланда, то есть сатаны. Уже это заставляет относиться к роману и его экранизации с большой долей настороженности", - сказал представитель Русской Православной Церкви. 

РИА Новости/Седмица.Ru 


Выпускникам духовных школ России можно начинать выдачу дипломов государственного образца, считают в комиссии при Правительстве РФ

Возможно, в обозримом будущем духовные учебные заведения России смогут, наконец, выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца. На заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, которое прошло в минувшую среду, 21 декабря, было объявлено о завершении изучения вопроса о возможности подготовки специалистов на основе государственных образовательных стандартов в духовных образовательных учреждениях. 

Комиссия отметила, что, согласно заключению Министерства образования и науки РФ, может быть поддержано предложение о предоставлении духовным образовательным учреждениям права реализовывать образовательные программы на основе государственных образовательных стандартов и при прохождении государственной аккредитации выдавать документы об образовании государственного образца. 

Заседание прошло под руководством Министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова. В нем также приняли участие глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин, юрист Московской Патриархии Ксения Чернега и другие. 

Интерфакс-Религия/Седмица.Ru 


Советские солдаты тайно молились. Во время войны они носили с собой крестики и иконы

НЕ ТОЛЬКО партбилеты и письма из дома носили на груди советские солдаты в годы Великой Отечественной войны. Вместе со смертными медальонами поисковики регулярно находят на местах былых сражений нательные крестики, небольшие иконки, ладанки и множество других предметов, связанных с христианской верой. В окопах тайно от политруков советские солдаты молились за спасение родины и собственных душ. Сейчас поднятым из-под земли иконам и крестам могут поклониться потомки погибших солдат.

С поля боя -на икону 

О необычных находках на местах кровавых боев рассказали "Смене" руководитель Общественного фонда поисковых отрядов Ленинградской области Илья Прокофьев и отец Вячеслав, много лет работающий с поисковиками. В этом году поисковики и простые верующие несколько раз принимали участие в крестных ходах на местах боев. Вместе с хоругвями люди несли икону с изображением великомученика Георгия. Написанный совсем недавно образ украсили самые различные находки поисковиков.

- Эти крестики, иконы и ладанки поисковики собирали несколько лет, - рассказывает благочинный Кировского округа священник Вячеслав Харинов.- Перед Днем Победы мы решили украсить ими образ великомученика Георгия, а сейчас выставили эту икону в храме.

Именно так на икону попал образ Богородицы. Исследователи датируют его позапрошлым столетием. Обычно такие иконки в семьях передавались от отца к сыну. Несмотря на шесть десятилетий, проведенных в земле, образок прекрасно сохранился. Пытаясь скрыть святыни от политруков и сослуживцев-доносчиков, солдаты прибегали к самым разным хитростям. Хозяин одной из иконок, попавших на образ Георгия Победоносца, смастерил для нее киот из куска гимнастерки и постоянно носил на груди. Другой солдат нашел еще более оригинальный выход из положения. Своим покровителем он считал Георгия Победоносца. Вместо иконы солдат постоянно носил в кармане старинную шведскую монету с изображением этого святого. Ее так и нашли в его кармане через 60 лет после гибели защитника России.

Разведчик рисовал святых 

Несколько лет назад поисковикам удалось поднять из болота сбитый самолет. В числе прочего они обнаружили несколько икон, нарисованных карандашом. В перерывах между боями советский летчик рисовал Святителя Николая и лик Спасителя и постоянно носил рисунки в собственном планшете.

Захватывающей оказалась история гибели летчика-иконописца, восстановленная поисковиками. Последние месяцы жизни летчик служил в разведке. Роковым для него стал полет над вражеской территорией. Парня посадили на немецкий самолет и отправили в глубокий тыл противника. Там его и сбили бдительные фашисты, раскусившие обман. Добраться до икон немцы, однако, не смогли, и они прекрасно дожили до наших дней.

Крест на солдатской груди 

Отступая по ленинградской земле, наши солдаты пытались унести с собой святыни из брошенных храмов. Не так давно в Тосненском районе поисковики обнаружили целую группу погибших в бою красноармейцев. Один из них прятал на груди большой крест.

- Такие кресты обычно являлись напрестольными в сельских церквях, - рассказывает отец Вячеслав. - Когда нам передали эту святыню и рассказали о том, где именно она нашлась, мы смогли установить, откуда солдаты ее унесли. Как раз в начале войны разорению подвергся храм, расположенный у поселка Красный Бор. В ходе военных действий церковь оказалась полностью разрушенной. После боев один из красноармейцев и унес напрестольный крест.

Благовещение вернулось на родину 

По должности отец Вячеслав Харинов является и настоятелем храма Успения Божией Матери в поселке Сологубовка, расположенном рядом с немецким воинским захоронением. Гости из Германии приезжают туда постоянно. Некоторые святыни отец Вячеслав получил и от них. Одну из старинных икон - прекрасно сохранившееся изображение Благовещения - немецкий солдат вынес из горящего дома как самое ценное. Немец бережно хранил икону и поклонялся ей всю войну да и после нее. По русской традиции он установил
Благовещение в красном углу собственного жилища, заказал для образа дорогой резной киот. В Россию дорогую икону он вернул по собственной инициативе -в память о погибших русских солдатах.

Немецкого солдата благословили иконой Богоматери 

Красивой иконой с изображением Богоматери в дорогом окладе русская женщина - жительница города Волхова Орловской области Александра Минаева -благословила немецкого солдата. Перекрестив захватчика иконой, она сказала, что Богоматерь будет охранять его всю войну. Это стало благодарностью за спасение самой Александры Минаевой и ее детей.

Заметив несчастную женщину в колонне беженцев, немец дал ей три килограмма соли. По современным меркам сравнить их можно только с тремя килограммами золота. Ведь поменять соль можно было на все что угодно. По мнению верующих, именно этот благородный поступок и спас жизнь немецкого солдата. С иконой в вещмешке он прошел всю войну и умер в глубокой старости. В Россию икону вернули его потомки, исполнившие завещание бывшего солдата.

"СМЕНА": Сергей АНДРЕЕВ


Интерпретация образа Иешуа фильме «Мастер и Маргарита» противоречит замыслу Булгакова, считает диакон Андрей Кураев

МОСКВА. Воплощение роли Иешуа в фильме Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" искажает замысел автора романа Михаила Булгакова, считает известный православный миссионер диакон Андрей Кураев. 
"Когда Бортко говорит о том, что у него есть только окончательный текст романа и больше ничего, то это некое насилие над Булгаковым", - сказал диакон Андрей Кураев. По мнению диакона, любая попытка экранизировать литературное произведение вопреки воле автора "обречена на неудачу". При этом он не имеет в виду, что М.Булгаков был против экранизации - речь идет о том, что у режиссеров должно быть желание понять авторский замысел. 

Отец Андрей напомнил, что сам М.Булгаков с каждой правкой улучшал литературное качество своего творения и в то же время смягчал его религиозный подтекст. В частности, по словам А.Кураева, режиссерская правка имеет место в первой серии кинокартины, когда Воланд утверждает, что"Христос существовал", хотя у автора романа "Иисус существовал". Отец Андрей.Кураев отметил, что для М.Булгакова это имеет принципиальное значение, "потому что Иисус для Воланда не есть Христос, то есть не
является Спасителем, поэтому он не может его так называть". 

Стоит также учитывать, что сам автор романа называет Иешуа выдуманным Мастером персонажем, подчеркнул отец Андрей. "Для Булгакова Иешуа - это карикатура, но не на Сына Божьего, а скорее на атеистически-толстовское понимание "сладенького иисусика". Иешуа - продукт творчества Воланда и Мастера, но не евангельский Иисус. Он отражает интеллигентски-поверхностный образ Спасителя, который был моден со времен Льва Толстого", - отметил А.Кураев. 

Отец Андрей, который недавно опубликовал книгу "Мастер и Маргарита: за Христа или против?" также рассказал, что когда В.Бортко показывал ему сценарий фильма, то он просил режиссера не идеализировать персонажей книги, "потому что в романе нет положительных героев с точки зрения Булгакова, и эту дистанцию при оценке героев надо было сохранить". 

Сам пафос романа, по убеждению отца Андрея, есть прямое доказательство бытия Бога, потому что если есть Воланд, то должен быть противовес, но им отнюдь не может быть Иешуа, "который просит Понтия Пилата отпустить его, всех людей называет добрыми и так далее". 

Говоря о влиянии, которое роман М.Булгакова оказывал не разные поколения людей, отец Андрей отметил, что "в советские годы тысячи людей приходили через него к Евангелию, а в постсоветский период тысячи через эту же книгу - к сатанизму". Поэтому, добавил диакон Андрей Кураев, необходимо максимально вдумчивое отношение к этой книге даже в школьных классах на уроках литературы. "К сожалению, школьные учебники на эту тему совершенно безобразны. В них Воланд представляется воплощением абсолютной истины, а это уже прямая пропаганда сатанизма на уровне школьных учебников", - заключил отец Андрей.

Интерфакс-Религия/Седмица.Ru 


В 300 школах Крыма введен факультатив «Основы православной культуры» 

СИМФЕРОПОЛЬ. 20 декабря в Крымском республиканском институте последипломного педагогического образования открылись курсы "Основы православной культуры". На курсы съехались преподаватели из всех регионов Крыма. Их приветствовали на первом занятии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и директор вуза Александр Рудюков. 
Как сообщили корреспонденту в Крымской епархии, в 300 крымских школах введены факультативные занятия "Основы православной культуры". В этом году усилиями епархии в помощь педагогам и школьникам выпущено соответствующее учебное пособие.  "Я благодарен Богу за то, что основы православной культуры в настоящее время преподаются в наших школах, что наши дети хотя бы произнесли слова "православная культура", что дети будут прививаться к этому прекрасному великому дереву, дереву культуры
православной. И дай, Бог, чтобы на этой почве они воспитывались", - сказал преподавателям митрополит Лазарь. 

ИА Regnum/Седмица.Ru




Яндекс.Метрика

На главную страницу