Главная


 


Обновление: 
25 ноября 2008 г.

 

 
Новости

Диакон Кураев написал книгу о проблемах и издержках преподавания ОПК

Профессор МДА диакон Андрей Кураев в своей новой книге "Культурология православия: готова ли школа к новому предмету?" анализирует современное состояние преподавания в России "Основ православной культуры".
В частности, автор проводит четкую грань отличия религиозного образования и культурологического, а также предостерегает от "религиозного назидания" и "критики живых религий" в учебнике.

Учебное пособие, по мнению А.Кураева, должно говорить "о душе, ее вере и философии, а не только о материальных артефактах". "Важно найти такой уровень разговора, который был бы допустим и приемлем для всех -  и для детей из православных семей, и для детей из семей мусульманских, еврейских, буддистских... Это и есть разговор на языке культурологии", -  подчеркивает отец диакон в своей книге.

Он также с сожалением отмечает, что сегодня в школу нередко попадают случайные люди, не нашедшие другой работы. Такие "раздраженные неудачники" оказываются не способны "на нравственное творчество" - они способны лишь на то, чтобы "душить мысль и компрометировать веру".

Интерфакс-Религия


Диакон Андрей Кураев назвал Владимира Высоцкого "хрипящей совестью" эпохи

Диакон Андрей Кураев признался, что песни Владимира Высоцкого помогли ему изменить собственную жизнь, и выразил сожаление, что жизнь артиста оборвалась так рано. "Владимир Высоцкий -  это путь человеческой свободы. К сожалению, многие люди используют свободу только для собственной деградации, редкие люди -  для собственного преображения и творчества. Высоцкий смог сделать и то, и другое", -  сказал отец Андрей.

В В.Высоцком, по его словам, был "и поэтический, творческий дар, и актерский, и просто человеческая талантливость, талантливость собеседника, гражданина".

"Но, кроме этого, были такие эксперименты поставлены им над самим собой, которые в итоге разрушили его жизнь и привели к трагически ранней смерти", -  добавил собеседник агентства.

Диакон А.Кураев признался, что когда В.Высоцкий был жив и он слушал его записи, то он знал только одну сторону его жизни. "И без этого Владимира Высоцкого, наверно, я не смог бы и сам ступить за свои красные флажки, не смог бы в те советские годы искать колею, отличную от той, которая предлагалась комсомолом", -  сказал отец Андрей.

Поэтому, продолжил он, "так горько было потом узнавать из воспоминаний близких людей Высоцкого, что не только человеческая и гражданская боль в его жизни, но и боль, которую он сам пригласил в свою судьбу и которая потом стала слишком знакома миллионам наркоманов в постсоветской России".

"Вечная память рабу Божию Владимиру, но не всем персонажам его песен и не всем эпизодам его личной жизни стоило бы подражать сегодня. Для меня же в этот день наиболее значимы и памятны строки Высоцкого: "Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу, может кто-то когда-то поставит свечу", -  отметил профессор А.Кураев.

25 января, в день 70-летия со дня рождения В.Высоцкого, отец Андрей по окончании службы исполнил "эту просьбу Владимира Семеновича".

Диакон А.Кураев, который известен, в частности, проповедями на рок-концертах, пожелал современной молодежи слушать песни лидера рок-группы "ДДТ" Юрия Шевчука, "потому что во многом тот совестный заряд, который озвучивал Владимир Высоцкий в семидесятые годы, для нашего десятилетия это, наверно, только Юрий Шевчук".
"Не хочется никого ни с кем отождествлять, но если мы среди современников ищем такую "хрипящую совесть", то, наверно, это будет Юрий Шевчук -  по музыкальному стилю и по характеру судьбы, по ощущению мира, времени, себя", -  сказал о. Андрей.

Интерфакс-Религия


25.01.08 Монахини возрождают молитвенную жизнь Дагестана

Матушку Михаилу, вместе с несколькими сестрами из Ярославской Казанской обители, направили в неспокойный Дагестан, чтобы возрождать здесь молитвенную жизнь. До приезда в республику матушка Михаила возродила по России 3 монастыря.

"Когда мы -  пять сестер во главе с игуменией Михаилой -  по благословению владыки Михея в 1998 году отправились из Толгского монастыря возрождать Казанский монастырь, то собор стоял без куполов. Мы стали молиться, каждый день читали акафист перед Казанской иконой и, слава Богу, храм восстановили", -  рассказала одна из монахинь.

Новоначальный монастырь в Кизляре беден, насельницы ютятся в небольшом помещении, почему и пришлось одной из них -  монахине Зосиме (Русаковой) -  отправиться по России с ящичком для пожертвований и главной своей святыней -  Ярославско-Казанской чудотворной иконой Божией Матери.

Монастырская часовня преображается на глазах, конечно же, не без помощи благодетелей и друзей. А начиналось восстановление, по словам монахинь, тяжело. Им выделили место на окраине города, на русском кладбище, где и расположена часовня, к которой еще до этого пристроили алтарь.

Быстро восстановить прежний облик часовни, которая до прибытия монахинь была в плачевном состоянии, оказалось невозможно, но к ней уже провели свет, воду и отопительную систему, а также обновили фасад. Насельницы собираются также разбить цветники, посадить деревья.

Крестовоздвиженский монастырь был в Кизляре ещё до революции. Последняя игумения Антонина была известна своей праведной жизнью. После революции она ушла в горы с сестрами и создала новый монастырь. Но чекисты обнаружили обитель, и все монахини были расстреляны. Монастырские строения в центре города сейчас частью разрушены, частью заняты; храмы не уцелели.

В настоящее время матушка строит келейный и игуменский корпуса. За оградой русского кладбища недавно возведен новый храм, и она надеется, что со временем его передадут монастырю. Но если этого не случится, то будет построен собственный монастырский храм.

Православие.Ru


Независимость Косово будет иметь негативные последствия для региона и всей Европы, предупредил правящий архиерей края -  епископ Рашко-Призренский Артемий

Он прибыл в Берлин в рамках международного турне, в ходе которого он пытается убедить страны Запада оказать давления на албанских косоваров с целью возобновления переговоров о широкой автономии края вместо провозглашения независимости. Епископ Артемий назвал провозглашение независимости Косово "незаконным актом, который приведет к разрушению демократического государства в Сербии".

Патриархия.Ru


Икона Божией Матери "Благодатное Небо", воссозданная в Петербурге, будет доставлена в Сербию для духовной поддержки сербского народа

Икона с надписью "Царица Небесная, спаси землю Сербскую", была освящена недавно насельниками Валаамского монастыря, а первыми перед ней помолились учащиеся детской воскресной школы петербургского подворья этой обители. "Символично, что образ освящен самой чистой, детской молитвой", -
 отметил настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов.

Патриархия.Ru


Известный голливудский актер Джордж Клуни заявил, что вместе с коллегами организует протесты против одностороннего провозглашения независимости Косово

 "В ближайшее время, вместе с коллегами, моей подругой Шерон Стоун, а также с ее друзьями детства, сербами по происхождению, мы организуем протесты против попыток Косово провозгласить независимость", -
 заявил известный американский актер.

Религия и СМИ


Сформулированы основные правила ведения интернет-дискуссий

Завкафедрой языкознания филологического факультета МГУ профессор МГУ и Московской духовной академии А.А. Волков сформулировал основные правила ведения интернет-дискуссий:

Первое: не дискутировать, если в этом нет необходимости. Дискутировать только тогда, когда это действительно необходимо, когда игра стоит свеч.

Второе: дискутировать только о том, что Вы знаете, о том же, чего вы не знаете, дискутировать и даже просто высказываться не следует.

Третье: слушать то, что говорит Ваш оппонент.

Четвертое: из того, что говорит Ваш собеседник, нужно извлекать, в первую очередь, позитивную информацию. Никогда не нужно стремиться к дискуссии ради дискуссии. Вам что-то сказали, постарайтесь извлечь из этого позитивную информацию, если нет необходимости, то о негативной информации говорить и не надо.

Если уже приходится спорить о каких-то положениях, которые высказывает Ваш противник, первым делом, дайте ему высказаться. Всякая разумная дискуссия является оборонительным действием. Чем больше человек говорит, тем больше он делает ошибок. "В чем проврался , в том и поплатился" -  напоминает пословица, так что дайте Вашему оппоненту "провраться", но при этом то, что он говорит, обязательно нужно внимательно слушать. Помимо той позитивной информации, которую Вы извлекаете из суждений вашего оппонента, извлекайте еще и его ошибки. Итак, анализ речи -  важнейшее требование дискуссии. Каждую ошибку Вашего оппонента Вы должны фиксировать, естественно, Ваши возражения оппоненту основываются на этих ошибках.

Когда Вы приводите аргументы в дискуссии, то помните, что Вы должны приводить не те аргументы, которые убедительны для Вас, а те аргументы, которые убедительны для вашего собеседника. Это самая распространенная ошибка любого спора, любой дискуссии, любой риторической прозы. Человек убеждает самого себя и часто -  никого больше. То, что убедительно для вашего собеседника, как раз и вытекает из его речи. Итак, нужно из речей собеседника извлекать позитивную информацию, ошибки и те позиции, которые в своей собственной речи выражает Ваш собеседник.

Разбирая ошибки вашего оппонента, старайтесь разбирать их таким образом, чтобы Вашего оппонента не обидеть, потому что, если Вы его обижаете, Вы тем самым прерываете дискуссию и ничего доказать уже не сможете. Как только Вы проявляете в дискуссии агрессивность, то немедленно прекращается сам по себе речевой контакт. Спор превращается в ругань.

Религия и СМИ


Результатом катастроф ХХ века в России стало уничтожение мужского сознания в семье

Исторические катаклизмы в России в ХХ веке привели к ослаблению семейной и социальной роли мужчины, следствием чего стал рост кризисных явлений в обществе, считает священник Андрей Лоргус.

"Наше общество находится в глубоком антропологическом кризисе. В нем находится и весь остальной мир, но у нас этот кризис особенно проявился: это революция, несколько войн, геноцид, социальная депрессия. Результатом этого стало уничтожение, прежде всего, мужского сознания и мужского места в семье", - заявил отец Андрей в интервью "Интерфаксу"

По его мнению, сегодня в России сформировалось "общество "женского" типа, в котором объективно, за счет социально-исторических, а не только семейных факторов сместились гендерные роли". Однако же, полагает отец Андрей, "если женщина берет на себя функции мужчины, даже если не по собственному выбору, а по необходимости, хорошего из этого ничего не будет".

"Чтобы увидеть масштабы этого процесса, достаточно посмотреть на сегодняшнее количество разводов, суицидов, психических заболеваний. Эти явления находятся в прямой зависимости от состояния семьи и искажения гендерных ролей", -  считает отец Андрей.

Шизофрения, по его словам, возникает, "когда в голове человека смешиваются несмешиваемые явления". Например, ребенок, наблюдающий, как мать в отсутствие в семье отца "несет на себе все тяготы и несчастлива до того, что хочет умереть", будет прятаться от ужасов этой жизни "в компьютер, в болезни, в наркоманию".

Радонеж


Предварительный результат: Останки, найденные в июле 2007 года под Екатеринбургом, принадлежат детям Николая II

По предварительным результатам генетической экспертизы, костные останки, найденные 29 июля 2007 года на старой Коптяковской дороге под Екатеринбургом, принадлежат детям царя-мученика Николая II, сообщил начальник Свердловского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Николай Неволин.

"Экспертизы, проведенные в Екатеринбурге и Москве, позволили выделить из костей ДНК и дали положительные результаты. По окончании генетических исследований в России их результаты сравнят с итогами работы зарубежных ученых", -  сказал Неволин. По его словам, окончательные выводы генетической экспертизы планируют обнародовать в апреле-мае 2008 года.

Пресс-секретарь Екатеринбургской епархии Борис Косинский отказался прокомментировать ситуацию с новыми "екатеринбургскими" останками. "Вопрос о признании этих останков Царскими будет рассматриваться Священным Синодом. Никаких комментариев со стороны Екатеринбургской епархии не будет", -  отметил он.

Как сообщалось ранее, летом 2007 года под Екатеринбургом обнаружены: 44 фрагмента костей, 7 фрагментов зубов, 3 пули и один фрагмент ткани. Результаты первого этапа исследований фрагментов скелета, обнаруженных близ старой Коптяковской дороги, а именно анатомо-морфологических исследований, говорят о том, что найденные фрагменты костей -  это кости скелета человека, точнее, как минимум двух скелетов -  мальчика 12-14 лет и девушки 16-18 лет.

В 1991 году на том же месте были найдены останки, которые впоследствии были идентифицированы как принадлежащие девяти членам семьи последнего Российского императора Николая Второго и захоронены в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Седмица.Ru


22.01.08 Берлинско-Германская епархия расширяет работу по распространению православной литературы в Западной Европе

По инициативе епархиального управления и под непосредственным контролем архиепископа Берлинского и Германского Феофана уже третий год сначала в Германии, а затем и в других европейских странах целенаправленно распространяется в приходах и среди мирян православная литература из России.

В Берлине при епархиальном управлении существует своего рода книжный коллектор, а в Бремене инициативными людьми организована централизованная доставка книг из России и последующее выполнение книжных заказов в Германии и других странах. Регулярному приобретению книг православной тематики и оформлению подписки на православные журналы способствует выпускаемый в Бремене книжный каталог "Православная библиотека", ставший компетентным советчиком в комплектовании приходских и домашних библиотек. Потребность в чтении у верующих, живущих в инославном окружении, большая, и православные книги из России -  это весть с духовной родины, из ее церковных просветительских и душепопечительских центров.

Владыка Феофан в вводной "Беседе" к книжному каталогу 2008 года отметил, что "объем православной и так называемой "около-православной" литературы, издающейся в России, огромен, и верующему человеку "ориентироваться в этом потоке информации непросто". Ситуация на Западе усугубляется еще и тем, что в так называемых "русских магазинах" в изобилии продается эзотерическая и оккультная литература, а книготорговцы под видом православных книг предлагают псевдохристианские, языческие сочинения "старцев"-колдунов и сектантов. В связи с этим правящий архиерей подчеркнул: "Особая осмотрительность нужна в отношении к современным исследованиям Священного Писания, вышедших из-под пера светских ученых православного исповедания либо свободных духовных писателей, а также переводы сочинений инославных авторов-библеистов. Такие книги не являются безусловно авторитетными -  они отражают взгляды, которые могут не совпадать с православной богословской традицией".

На Западе среди тех, кто обращается к православной книге или читает серьезную богословскую литературу, встречаются образованные, но невоцерковленные люди, считающие, что стяжание благодати и молитвенное устроение возможно в отрыве от литургической жизни. По мнению владыки Феофана, для православного человека чтение является "лишь восполняющим средством духовного развития. Без благодатной жизни в Церкви, без духовного руководства не может быть полноты духовного опыта. Узнавая Церковь лишь по книгам, человек может создать в своем представлении церковь, которой нет. Так возникают секты. Обратим внимание на творения святых отцов, где запечатлен реальный духовный опыт -  опыт стяжания Духа Святого, а не размышления о нем".

Седмица.Ru


Впервые за более чем 70 лет Русская Православная Церковь Заграницей планирует создание новой церкви и приходского центра в Берлине

Для этой цели у Земли Берлин был приобретён земельный участок со зданием, находящийся на берегу реки Шпре. После перестройки и реконструкции в здании разместится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковное помещение величиной в 150 кв.м. с алтарём, притвором и ризницей расположится на втором этаже. На первом этаже будут находиться просторный приходской зал, библиотека с комнатой для чтения, помещение для духовника, детская комната, а также кухня.

Православие.Ru


24.01.07 Епископ Иларион поднял тему "христианофобии" на встрече с президентом Еврокомиссии

Президент Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу встретился с представителями Православных Церквей при Европейском Союзе. Во встрече приняли участие митрополит Галлийский Эммануил (Константинопольский Патриархат), епископ Венский и Австрийский Иларион (Московский Патриархат), епископ Неапольский Порфирий (Кипрская Церковь) и митрополит Ахайский Афанасий (Элладская Церковь). Встреча была посвящена обсуждению вопросов, касающихся диалога между Православными Церквами и европейскими международными организациями.

Обращаясь к Х.М. Баррозу, епископ Иларион поднял тему растущей "христианофобии" в Европе: "Мы часто слышим об антисемитизме и исламофобии, но очень редко говорится о христианофобии, которая набирает силу во многих европейских странах. Она существует в различных формах, включая удаление христианских символов из общественной сферы, оскорбление христианства и отказ признать христианское наследие Европы, гонения против людей, которые открыто исповедуют христианские убеждения и стремятся жить в соответствии с христианскими нравственными нормами".

Представитель РПЦ сослался на недавнее обсуждение темы "христианофобии" в Британском Парламенте и отметил, что такое обсуждение было бы своевременным и необходимым в европейских международных организациях. Представители христианских Церквей Европы должны быть приглашены к участию в этой дискуссии.

Епископ Иларион проинформировал президента Европейской Комиссии о недавних инициативах Русской Церкви относительно обсуждения понятия прав человека. "Это понятие, -  отметил епископ, -  часто используется для пропаганды сомнительных нравственных стандартов и для подрыва таких традиционных установлений, как брак, семья и чадородие. Во имя прав человека пропагандируется аборт и эвтаназия, а "право на смерть" становится более важным, чем право на жизнь".

"Мы, однако, полагаем, что либеральные идеи не должны пропагандироваться за счет традиционных. Мы также полагаем, что концепция прав человека должна быть сбалансирована идеей ответственности человека и его подотчетности не только самому себе, но также другим людям и обществу в целом", -
 сказал в заключение епископ Иларион.

Православие.Ru


В Российской государственной библиотеке состоялась церемония вручения премии "Лучшие книги и издательства года"

Лучшим книгоиздательским проектом минувшего года по единодушному мнению экспертов названа энциклопедия "Русская Православная Церковь. ХХ век" издательства Сретенского монастыря, руководитель проекта архимандрит Тихон (Шевкунов). Среди обладателей дипломов и памятных медалей -  Константин Ковалев за художественно-историческое жизнеописание преподобного Саввы Сторожевского, священник Ярослав Шипов за сборник новелл "Райские хутора", издательство "Институт экономических стратегий" за иллюстрированную историю Свято-Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии и другие.

Патриархия.Ru


В Белоруссии будет усилена борьба с неокультами и псевдорелигиями

Уполномоченный по делам религий и национальностей при совете министров Белоруссии Леонид Гуляко заявил о необходимости усиления борьбы с распространением новых религиозных движений в стране. "В 2008 году будут активизированы меры по недопущению распространения в республике неокультов и псевдорелигий", -  сообщил он.

По его словам, в 2007 году были зарегистрированы попытки деятельности ряда псевдорелигиозных и деструктивных групп на территории Белоруссии, что, как отметил чиновник, указывает на необходимость усиления борьбы с псевдорелигиозной деятельностью в республике.

Он также подчеркнул необходимость "и далее противодействовать поступлению на территорию Белоруссии литературы и видеоматериалов, которые могут дестабилизировать этно-конфессиональную обстановку".

Радонеж


"ПЕРВЫЙ КАНАЛ": Автомат и "Отче наш". Во Владимирской области появилась воинская часть для глубоко верующих людей

Слово "постриг" у молодых монахов в России приобретает двойное значение. В воинской части для верующих людей есть кое-какие послабления, но стригут таких солдат, точно как требует устав.

Репортаж Евгения Сандро.

Утреннее построение под мягким снежком, войсковая часть небольшая, здесь всегда довольно тихо, когда стрельб нет, а сегодня так вообще парко-хозяйственный день, солдатам послабление. Инженерные войска - мосты, переправы, минные поля. Но и автомат надо знать, как "Отче наш".

Денис Фeдоров, младший сержант: "Я призвался из Оптиной пустыни, сюда приехал, мы это место по карте искали".

В казарме на стенах иконки, как положено в армии - идеальный порядок. Боец получил письмо из дома, кто-то воротничок подшивает. Говорят, что никакой дедовщины в части нет - настрой не тот. Командиры уповают на веру в Бога.

Лопатин Андрей, полковник, командир воинской части 42754: "Никакой дедовщины нет и быть здесь не может. А я убедился, что верующий солдат служит лучше".

Здесь странный порядок - для армии. На территории военного городка монастырь святого Зосимы, войсковую часть разместили здесь в 20-е годы, в главном храме открыли клуб. Сейчас, понятно, всe церкви уже вернули, а между войсковой частью и церковью - благодать и дружба: в часть попадают служить верующие призывники - из православных монастырей специально направляют "к своим", а солдаты ходят в храм.

Отец Варнава здесь не в гостях - на третьем этаже казармы домовая церковь, строили сами солдаты, даже иконы писали.

У лика святого адмирала Ушакова батюшка зажигает лампадку. А бойцы отправляются в монастырь - на занятия в хоре. Строем, как положено.

Если напрячь фантазию, то это место можно назвать русским Шао-Линем, но боевых искусств в монастыре не преподают, а солдаты поют в хоре. Хотя сюда привозят призывников, чтобы им потом легче служилось. Светлая дружба между церковью и армией ни в каком уставе - ни в монастырском, ни в общевойсковом - не прописана, но к обоюдной пользе. Армия из монастыря съехала, но помогает восстанавливать, и вся эта красота не пропадeт.
А командование только радуется: верующий солдат дисциплинирован и служит не за страх, а за совесть. Вот, хор на гастроли уже ездит, в конкурсах побеждает. Руководитель хора - заслуженный артист России Леонид Павлов каждую субботу приезжает в эту глушь - на репетицию.

Денис Фeдоров, младший сержант: "Мне духовный отец сказал, что Родине служить надо".

Примерно 70 солдат, отслужив здесь, пошли в монахи или священники. Отличник боевой подготовки сержант Фeдоров тоже думает, что делать после армии, но такой крест потяжелее автомата.


"ПЕРВЫЙ КАНАЛ", 30 января 2008 г.
"ВОЕННО-ХРИСТИАНСКИЙ ВЕСТНИК": "За Великую Русь Святую и её народ". Была ли Зоя Космодемьянская христианкой?

Не оставайтесь должными никому ничем
кроме взаимной любви…
Рим.13.8
Нет больше той любви, как если кто
положит душу свою за друзей своих.
Иоан.15.13

Жертвенный подвиг Зои

Тревожная осень 1941 года, когда подразделения немецко-фашистской армии, вобравшей в себя военную мощь ряда ранее захваченных стран Европы, уже вступили в Подмосковье, советское командование предприняло чрезвычайные меры по обороне столицы. Под ежедневными бомбёжками фашистской авиации создавались новые укреплённые районы. Территорию подступов к столице покрыла сеть окопов, противотанковых рвов, проволочных заграждений, "ежей" и надолбов. Сооружались ДОТы, ДЗОТы, готовились пулемётные точки. Кадровый состав дивизий, оборонявших Москву, пополнился 25-ю батальонами ополченцев. С участием добровольцев формировались истребительные отряды для борьбы с парашютными десантами противника.

Суровый приказ № 0428

В этой отчаянной обстановке, когда над Москвой и страной в целом нависла смертельная опасность, Ставкой Верховного Главнокомандования за подписью И.В.Сталина и начальника Генштаба Б.М.Шапошникова был издан приказ № 428 от 17 ноября 1941 года "О создании специальных команд по разрушению и сжиганию населённых пунктов в тылу немецко-фашистских войск". В нём указывалось, что "германская армия плохо приспособлена к войне в зимних условиях, не имеет тёплого одеяния и, испытывая огромные трудности от наступивших морозов, ютится в прифронтовой полосе в населённых пунктах… Лишить германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить из всех помещений и заставить мёрзнуть под открытым небом – такова неотложная задача, от решения которой во многом зависит ускорение разгрома врага и разложение его армии".

Далее предписывалось: "разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог. Для уничтожения населённых пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и миномётный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабжённые бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами… При вынужденном отходе наших частей…уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населённые пункты, чтобы противник не мог их использовать".

Приказ, безусловно, суровый, но был издан в условиях крайней необходимости, а это, как объясняет юридическая наука, положение, при котором внешне противоправное деяние совершается для предотвращения ещё большей опасности.

Не все командиры Красной Армии восприняли это предписание с энтузиазмом. Бывший начальник Оперативно-учебного центра Западного фронта И.Г. Старинов в своей книге "Мина замедленного действия. Размышления партизана-диверсанта" по поводу "скифской" тактики всесожжения пишет: "Дословное выполнение этих распоряжений привело бы только к резкому увеличению числа коллаборационистов, вызвало бы у местных жителей ненависть к Советской власти и армии, и толкнуло бы многих на службу противнику". Полковник Старинов в своей книге приводит слова Героя Советского Союза М.Н.Наумова о том, что "партизанская война советских патриотов велась не только неумело, но и бесхозяйственно, можно сказать, безнадзорно… Необученные, не оснащённые по-фронтовому, вообще не приспособленные ни в каком отношении к позиционному образу действий, партизаны зачастую гибли, не принося противнику существенного вреда, не разрушая его коммуникаций".

Предложения по совершенствованию партизанской войны с конечной целью разрушения коммуникаций противника в его глубоком тылу, И.Г.Старинов высказал представителю Ставки, заместителю наркома обороны СССР Л.З.Мехлису. Тот возмущённо ответил: "Не о том говорите! Не это сейчас нужно. Глубокий вражеский тыл, коммуникации! Вы что, с неба упали? Не знаете, что враг стоит под самой Москвой? Надо учитывать, что наступила зима, и необходимо полностью использовать те преимущества, которые она даёт! Нужно заморозить гитлеровцев. Все леса, все дома, все строения, где может укрыться от холода враг, должны быть сожжены… Куда бы ни сунулся враг, он должен натыкаться на стужу и пепелища!"

В/ч № 9903 – школа разведчиков – диверсантов

Тем временем заброска диверсионных групп за линию фронта, в ближайший тыл противника продолжалась. В этих операциях участвовали и курсанты учебного центра Разведотдела штаба Западного фронта , который дислоцировался на западной окраине Москвы, в Кунцево и имел кодовое наименование войсковая часть № 9903. В подборе кандидатов-добровольцев для подрывной работы в тылу врага участвовал Московский горком комсомола. В октябре 1941 года необходимо было подобрать две тысячи курсантов, желающих участвовать в борьбе с фашистами оказалось около трёх тысяч человек.

Выступая с короткой речью перед группой комсомольцев-добровольцев, секретарь горкома Александр Шелепин (будущий – в 1958 – 1961 годах Председатель КГБ СССР) сказал: "Хорошо, что все вы согласились пойти в немецкий тыл сражаться с врагом. Но может случиться, что 95 процентов из вас погибнет. От фашистов нет никакой пощады: они зверски расправляются с партизанами. Если кто-то из вас не готов к таким испытаниям, скажите прямо. Никто вас не осудит. Своё желание биться с врагом реализуете на фронте". Однако, отказников не оказалось.

Зачисление в войсковую часть 9903 Зое Космодемьянской, десятикласснице московской средней школы № 201, далось нелегко. Как рассказывает исследователь жизненного пути З. Космодемьянской ветеран войны Олег Коротьевв статье "Звезда по имени Зоя" (газета "Октябрьская магистраль", 19 ноября 2005 г.), "разговор её с секретарём горкома не получился. Зоя поняла: комсомольский вожак ей не доверяет… Почему? Зоя знала причину - её дед (по отцовской линии) Пётр Иванович Козьмодемьяновский был священником. В 1918 году расстрелян Советской властью как "чуждый элемент". Когда же на Тамбовщине началась массовая коллективизация, его сын Анатолий Петрович выступил на сельском сходе с критикой перегибов. В результате семья Космодемьянских была выслана вместе с кулаками в Сибирь.

В Москве тогда жила сестра Зоиной матери Ольга, которая работала в аппарате народного просвещения, где заместителем наркома была Надежда Константиновна Крупская. Она-то и помогла вызволить семью Космодемьянских из Сибири и прописать их в Москве. Видимо, учитывая социальное происхождение Зои, Шелепин воздержался от зачисления её в отряд, направив для окончательного решения вопроса к командиру в\ч 9903 майору Артуру Спроглису, - заключает О.Коротьев.

"Зоя была красивой, - вспоминал впоследствии А. Спроглис.- Высокого роста, стройная, смуглое лицо покрывал румянец. Я подумал: пройдёт она неподалеку от немецкого солдата или офицера, и он её запомнит. Разведчик не должен бросаться в глаза. Идите домой, сказал я, понадобитесь – вызовем. Закончили мы работу поздно. Смотрим, а в приёмной всё ещё сидит Зоя. Она опять настойчиво попросила принять её в отряд. В конце концов я согласился".

В Кунцево, куда Зоя прибыла 31 октября 1941 года, новобранцев в течение четырёх дней обучали стрельбе, подрывному делу, хождению по азимуту, "снятию часовых"… (В своей книге упомянутый выше полковник Старинов замечает, что в тридцатые годы в РККА будущих партизан-диверсантов, имевших не менее годичной общевойсковой подготовки, обучали в течение от трёх до шести месяцев). Вскоре состоялся первый выход Космодемьянской на боевое задание. Их группе в составе 12 человек (8 парней и четыре девушки) во главе с опытным разведчиком "дядей Мишей" (34-летний Соколов Михаил Николаевич) поручалось: "воспрепятствовать подвозу боеприпасов, горючего, продовольствия и живой силы путём взрыва и поджога мостов, минирования дорог, устройства засад в районе дороги Шаховская – Княжьи Горы. Задача считается выполненной, если уничтожить 5-7 автомашин и мотоциклов, 2-3 моста, сжечь 1-2 склада с горючим и боеприпасами, уничтожить 15-20 офицеров". Задание частично было выполнено.

Следующая операция за линией фронта с участием Зои была проведена в деревне Петрищево Рузского района. Здесь немцы расположили подразделение армейской радиоразведки. В те дни советское командование планировало мощное контрнаступление. Для ликвидации этой радиостанции 22 ноября линию фронта перешла группа разведчиков-диверсантов в\ч 9903 во главе с 18-летним Павлом Проворовым. На оккупированной территории они напоролись на засаду, в бою кто-то погиб, кто-то возвратился на базу. К Петрищеву добрались лишь трое – Борис Крайнов (старший группы), Василий Клубков и Зоя Космодемьянская. С наступлением темноты разведчики приступили к делу: Крайнов и Зоя, действовавшие в центральной и южной части села, подожгли четыре дома; Клубков же, которому поручалось совершить поджоги в северной части селения, ничего не сделав и не оказав сопротивления, был задержан немецким патрулём. Немцы задержали также и Зою, которая продолжала действовать в соответствии с заданием.

Всю ночь немецкие офицеры и солдаты подвергали юную разведчицу допросам, сопровождавшимися истязаниями и пытками, водили полураздетую босиком по улицам села. Назвав себя Таней, она не выдала своей принадлежности к советской разведке, своих товарищей по отряду, суть задания… Клубков же сразу признался, что является участником диверсионной группы, а когда его привели в дом, где допрашивали Зою, то подтвердил, что да, это Космодемьянская, участница их группы, прибывшей в Петрищево для совершения поджогов.

Из показаний жительницы села Авдотьи Ворониной, в доме которой допрашивали Зою: "У меня был штаб войск связи. Я топила печь. Начальник стал спрашивать по-русски: сколько домов сожгла? Она ответила – три. Что ты ещё делала? – Ничего. Её стали после этого пороть. Её пороли четыре немца, ремнями. Спрашивает – молчит. Её опять пороли. Ей дали больше 200 ремней. Пороли её голой, а выводили в нижней рубашке. Держала она себя мужественно, отвечала резко".

На следующий день, 29 ноября 1941 года, состоялась казнь Зои Космодемьянской. У специально сооружённой виселицы собралось около ста человек, в основном немецких солдат и офицеров. Но были и некоторые местные жители. По словам очевидцев, она была в темносиних ватных брюках, тёмной рубашке, серых носках. На груди – дощечка с надписью на русском и немецком языках "Поджигатель домов". Как вспоминает Василий Кулик, процедуру приготовления к казни немцы фотографировали. Тем временем Зоя обращалась к собравшимся с призывом: "Граждане, вы не стойте, не смотрите, надо помогать воевать! Эта моя смерть – достижение! Товарищи, победа будет за нами! Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!

"Потом поставили ящик, - продолжает В.Кулик, - подошёл немец и стал одевать петлю. Она в это время крикнула: Сколько нас не вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов! В этот момент ящик убрали…"

Впервые о подвиге Зоя Космодемьянской стало известно из очерка Петра Лидова "Таня", опубликованного в "Правде" 27 января 1942 года. Так назвала себя Зоя на допросе, скрывая свою принадлежность к советской разведке. Почему именно Таней она себя назвала? – Так звали одну из героинь книги "Женщина в гражданской войне" Татьяну Соломаху, судьба которой произвела на Зою сильное впечатление. Эта учительница в кубанском селе вступила в отряд красногвардейцев. Больную тифом её захватили белоказаки, бросили в тюрьму, пытали, но Таня не выдала товарищей, после чего казаки зарубили её.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с врагами, Зое Космодемьянской 16 февраля 1942 года присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронена она на Новодевичьем кладбище в Москве.

Василий Клубков, совершивший предательство в отношении Зои, немцами был перевербован и после подготовки в разведшколе был заброшен на советскую территорию. Разоблачённый советской контрразведкой, 3 апреля 1942 года Военным трибуналом Западного фронта был приговорён как изменник Родины к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 16 апреля 1942 года.

Третий участник партизанской операции в Петрищево Борис Крайнов после совершения поджогов не дождался в обусловленном месте в лесу Космодемьянской и Клубкова, возвратился на базу. В последующем в составе Действующей армии участвовал в боях с немецкими захватчиками, погиб в 1943 году.

Была ли Зоя христианкой?

Преданность Зои идее защиты Отечества, бескорыстного служения людям, мученическая кончина юной героины – всё это многими воспринималось как основание для причисления её к лику святых. Но православные священнослужители эту идею не поддержали, поскольку "Зоя не оставила свидетельств своей веры".

Сейчас, действительно, трудно представить духовное состояние этой девушки. Не известно даже, была ли она крещена по православной традиции – метрические книги из Знаменской церкви села Осиновый Гай были переданы волостной власти и затерялись. Однако, знакомясь с бытом, образом жизни семьи Космодемьянских, можно с большой долей уверенности сказать, что Зоя была знакома с христианским вероучением, знала, что означают евангельские установления. Прежде всего, как отмечено выше, её дед, Пётр Иванович Космодемьянский был православным священником, настоятелем прихода Знаменской церкви села Осиновый Гай. Он не только возглавлял приход (а в селе было около тысячи дворов), но и преподавал в церковно-приходской школе, а также .выполнял обычную крестьянскую работу – сеял хлеб, выращивал овощи, содержал скотину. В его семье было четверо сыновей. Старшего Анатолия, а также Алексея определил в Тамбовскую духовную семинарию, Александра – в духовное училище. Анатолий (Зоин отец) после четвёртого курса из семинарии ушёл, после чего работал в сельской избе-читальне, а по прибытии в Москву был бухгалтером в Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. Умер в 1933 году в возрасте 33 лет.

Вообще немало священнослужителей в Тамбовской губернии носили фамилию Космодемьянских, которая происходит от имён святых братьев Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). Предание гласит, что после смерти родителей на этих братьев сошёл Святой Дух, который, наделив сирот талантами, предупредил: "Даром получили, даром и отдавайте". В летописи они вошли как бессеребреники.

В семье Космодемьянских, как рассказывает Зоина мама Любовь Тимофеевна в книге "Повесть о Зое и Шуре", всегда царил дух любви, заботы, взаимной поддержки. Автор книги приводит выдержки из дневника Зои, которые дают представление о её духовном мире. В своих воспоминаниях о Зое её одноклассники также отзываются о ней как о человеке принципиальном, высоких нравственных качеств, готовой придти на помощь.

Высокие нравственные качества Зои побудили её добровольно отправиться на самый опасный участок защиты страны. Смертью смерть поправ, - эти слова из православного пасхального песнопения могут служить характеристикой подвига Зои Космодемьянской, может быть и не являвшейся прихожанкой храма.

"Молитвенная память и вечная слава бессмертному подвигу великой дочери земли Тамбовской Зое Космодемьянской, отдавшей бесценный дар – свою жизнь – за Великую Русь Святую и её народ". Это – запись архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения в книге отзывов музея села Осиновый Гай.

Николай Домась
"ВОЕННО-ХРИСТИАНСКИЙ ВЕСТНИК" №2 (30), 2007 г.


 

 



Яндекс.Метрика

На главную страницу