Главная


 


Обновление: 
29 мая 2005 г.

 

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА

Десятиклассник Саша Москалевский  и первоклассник Федя Лазарев - из православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского с «победным» колокольчиком, полученным из рук министра образования и науки Андрея Фурсенко.

 25 мая последний звонок прозвучал для 24410 выпускников школ Новосибирской области. И хотя тысячи разноголосых колокольчиков звенели повсюду в этот день, каждый из ребят услышал в его звуке что-то свое, личное, обращенное только к нему.  Наверное, особенно звонко прозвенел колокольчик для одиннадцатиклассников Новосибирской православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского. Кстати, и сам колокольчик поистине уникален. В Новосибирске таких больше нет. Да что там в Новосибирске — их на всю страну лишь десять экземпляров!  Дело в том, что на прошлой неделе завершился всероссийский конкурс «Лучшая школа России-2005», и гимназия из Академгородка  вошла в десятку победителей. Команда, отстаивавшая честь родной гимназии в финальном туре, вернулась из Москвы с грантом на 100 тысяч рублей и призом — серебряным колокольчиком. 

Второй год проходит Всероссийский конкурс «Лучшие школы России», цель которого выбрать десять самых сильных и интересных школ страны. Согласитесь, среди огромного созвездия из 65 тысяч школ — а именно столько насчитывается сегодня в России — определить десять самых ярких звезд — задача весьма непростая. Но осуществимая. И невероятно приятно, что уже на втором конкурсе победу в нем одерживает наша новосибирская школа — православная гимназия по имя Преподобного Сергия Радонежского. В том, что победа этой замечательной гимназии была закономерной, убедился обозреватель «Ведомостей».

Как проходил конкурс

Отбор школ производился по ступенькам: сначала на уровне районов и городов, затем на региональном уровне. На заключительный, федеральный, этап конкурса были представлены образовательные учреждения из 57 субъектов России, при этом каждый из регионов имел право делегировать до трех учебных заведений. В конце марта завершился первый, заочный тур федерального этапа конкурса. По его итогам экспертная комиссия, в которую вошли ученые, руководители образовательных учреждений, журналисты, а возглавил — ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуард Никитин, назвала 30 школ, которые продолжили борьбу за звание лучших очно, в Москве.

Самым сложным, по общему мнению участников конкурса, был последний тур, в котором надо было за полчаса представить свою школу, и сделать это должна была команда из директора, учителя, ученика и родителя.

И вот все волнения позади. Жюри называет десятку лучших, и министр образования Андрей Фурсенко вручает награды. По сто тысяч рублей и серебряные колокольчики получили: лицей при Санкт-Петербургском госуниверситете телекоммуникаций, средняя школа № 1 села Курсавка Ставропольского края, средняя школа № 2 поселка Моготуй Агинско-Бурятского АО, гимназия № 1 Кирово-Чепецка, лицей № 2 Нальчика, Усть-Илимский экспериментальный лицей, средняя школа села Анастасиевка Ростовской области, губернаторский лицей поселка Светлый Томской области и, наконец, — негосударственная Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского Новосибирска.

Преподаватель словесности Леонид Панин (слева) и 
протоиерей Борис Пивоваров среди воспитанников.

Абсолютным победителем, «Школой школ» жюри признало гимназию «Дмитров» из подмосковного Дмитрова, команда этой гимназии увезла домой помимо колокольчика грант на 2 миллиона рублей.

Кстати, на церемонии награждения присутствовала Людмила Путина, а президент в своем обращении заметил, что «конкурс даст хороший импульс для развития школьного образования в стране, созданию здоровой конкуренции в этой сфере».

Школа - для ребенка

Ровно через два года вопрос: «В какую школу отдать ребенка?» — станет для меня самым актуальным в жизни. Чтобы он не застал врасплох, я методично ищу на него ответы уже сегодня. Узнавая что-либо от друзей, знакомых или из газетных публикаций своих коллег о какой-нибудь школе Новосибирска, я всегда «делаю пометки на полях»: ага, тут очень хороший директор, а там сильный математик, здесь большое внимание уделяют спорту, а в этой школе — интересные подходы в изучении информатики. Школу, которая стопроцентно сочетала бы в себе все необходимые, на мой взгляд, качества, я пока не нашла. А какой же нормальный родитель не хочет, чтобы его ребенок учился в самой лучшей? Такой, куда бы сам ребенок по утрам бежал с удовольствием, а покидал с сожалением! Признаюсь, после визита на последний звонок в гимназию во имя Преподобного Сергия Радонежского в моей записной книжке появилась о-о-чень толстая пометка. Правда, бежать туда по утрам моему сыну будет весьма проблематично, гимназия-то в Академгородке. Я, конечно, вряд ли переду жить из города в Советский район, но по дороге из гимназии в редакцию думала именно об этом.

последнем звонке звучали песни в исполнении хора из гимназистов всех возрастов. Кстати, месяц назад хор с большим успехом дал концерт, посвященный Дню Победы, для ветеранов в Доме ученых. 

Директор гимназии Любовь Талышева.

Никогда раньше я не была в православной гимназии, так, слышала что-то краем уха. А побывав — захотела приехать еще. Такой теплой, доброй и по-настоящему семейной атмосферы, которая царит в этом детском учреждении, я не встречала нигде. Было ощущение, что попала в тот идеальный дом, который «намечтала» когда-то давно и с невозможностью его существования в реальности почти смирилась. Не мне анализировать глубинные причины того, почему преподаватели и попечители этой школы смогли создать для детей такую домашнюю атмосферу, а другие не смогли (или не захотели). Почему, уже став студентами вузов, обзаведясь семьями, выпускники этой гимназии вновь и вновь приходят сюда, продолжают жить жизнью гимназии, участвуют в самых разных мероприятиях, а другие не хотят даже вспоминать свои школьные годы...

«Образование — это воспитание для доброделания...» Эти слова Василия Жуковского директор Любовь Талышева выбрала для своей гимназии в качестве кредо, и, может быть, в них и заключается секрет той ауры, которая так поражает.

Поражают и те успехи гимназии, которые можно, что называется, потрогать руками и проверить. Сегодня в гимназии учится 240 ребят, в их числе 36 малышей в двух группах детского сада. Их учат и воспитывают 80 преподавателей, из которых 14 кандидатов и два доктора наук. 71 процент преподавателей аттестованы на первую и высшую квалификационную категорию. Почти все они преподают в НГУ. За время существования гимназии (с 1992 года) из ее стен вышли 90 выпускников и почти каждый четвертый — медалист. В прошлом году из восемнадцати выпускников было четыре «золотых» юноши и четыре «серебряных» девушки. 90 процентов из них поступили в вузы Новосибирска, Москвы и Томска.

«Куда в основном поступают ваши дети?» — спрашиваю у Любови Талышевой с целью «прощупать» направления, которым в гимназии отдается предпочтение. «Большинство — в НГУ, но практически на все факультеты: и медицинский, и физмат, и экономика, и гуманитарный, несколько девочек учатся в консерватории».

Об отношении к музыке в гимназии — разговор отдельный. Хоровая школа, в которой занимаются почти все воспитанники (не бывает ребенка, который не умеет петь, считает директор), — это визитная карточка учебного учреждения. И естественно, что на последнем звонке звучали песни в исполнении хора из гимназистов всех возрастов. Кстати, месяц назад хор с большим успехом дал концерт, посвященный Дню Победы, для ветеранов в Доме ученых.

Школа для науки

Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, наряду с физматшколой и колледжем информатики, является базовой школой НГУ. Вообще идея непрерывного образования «от школы до науки» была заложена сразу при основании гимназии.

Рассказывает Леонид Панин, доктор филологических наук, профессор НГУ, декан гуманитарного факультета, преподаватель словесности:

— Мы с самого начала хотели выстроить цепочку «гимназия—университет—наука», о которой говорил еще Ломоносов и которую так удачно реализовал академик Лаврентьев (физматшкола—НГУ), и мы выстроили ее. Дополнив еще и детским садом. Наши студенты пойдут в науку, это точно, и то, что гимназия нужна университету, — бесспорно.

Наши ребята имеют мировоззрение, у них, в отличие от многих выпускников школ, есть жизненный опыт, ведь они бывают в детских домах, домах престарелых, больницах. Они были в клинике Мешалкина, присутствовали на операции на сердце у ребенка. Они видят страдания, умеют сопереживать... Если хотя бы один такой ребенок будет у меня на филфаке, это счастье. Сразу меняется атмосфера в самой группе. Вот сейчас все говорят о необходимости настраивать и ориентировать ребенка на успех. Да. Но успех бывает разный. Есть успех Рахманинова, Чайковского, Менделеева... Матери, воспитавшей шесть достойных детей. И есть успех бизнесмена, который прошел по головам, чтобы чего-то добиться... И я действительно рад за НГУ, у которого есть такая гимназия. Кстати, уже пять наших выпускниц, закончив университет, пришли в гимназию...

Школа для добра

«Добро» — пожалуй, ключевое понятие для этой школы. Добро здесь ощущается буквально во всем: от сдобных пирожков, которыми нас угощали в столовой, до принципов управления школой директором. И не удивительно, что именно это слово звучало почти в каждом выступлении гостей на последнем звонке. И в приветственной телеграмме губернатора Виктора Толоконского, и в поздравительной речи вице-губернатора Андрея Филичева.

— Я верю, — говорит Любовь Талышева, — кем бы ни стали наши дети — учеными, врачами, музыкантами или выберут путь служения людям через служение Богу, они всегда будут нести добро. Звание лучшей школы России обязывает нас быть и лучшими гражданами своего Отечества. Это звание — высокая честь, но прежде всего — большая ответственность.

Протоиерей Борис Пивоваров, председатель попечительского совета гимназии, магистр богословия, добавляет:

— Самое главное, чтобы дети хранили в своих сердцах добро, а где они будут трудиться — совершенно неважно. Я надеюсь, что мы воспитали в них почтение к родителям и любовь к Родине. Вы спрашивали: курят ли у нас дети? Не курят и пиво не пьют. У нас есть очень простое правило: хочешь курить — учиться в гимназии не будешь. Выбирай, что тебе дороже...

У гимназии есть своя ферма в Искитимском районе, на которой в прошлом году было выращено сто тонн картофеля, половину урожая развезли по детским садам Академгородка, по мешку досталось и преподавателям. Есть свой летний лагерь, несколько научных гимназических обществ, издательство, видеостудия, всевозможные кружки, секции... И, конечно, громадье планов и проектов. Но, может быть, самое главное, что есть в Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, — это дружная, сплоченная и увлеченная команда преподавателей, которая дарит каждому ребенку, переступающему порог этой удивительной школы, свою любовь.

Ведомости №21 (748) 27 мая 2005 г. Елена КВАСНИКОВА. Фото Виталия МИХАЙЛОВА. 

Десять главных достижений православной гимназии во ним Преподобного Сергия Радонежского

• По итогам аттестации школы в 1998 году получен, а в 2003-м подтвержден ее гимназический статус.

• В 1995-м получена государственная .лицензия на издательскую деятельность, издано около 30 книг.

• В 1994-м открыт детский сад — дошкольная ступень гимназического образования и воспитания.

• В 1994-м создана хоровая школа. В 2000 году хор гимназии удостоен диплома лауреата 1-й степени на VI Международном конкурсе детских и юношеских хоровых коллективов «Звучит Москва».

• В 1992-м открыт летний оздоровительный лагерь «Радонеж», в котором ежегодно отдыхает до двухсот детей из разных школ Новосибирска.

• В 2002 году учреждена Ассоциация социально активных школ Советского района Новосибирска.

• С 2002 года действует видеостудия, на базе которой создано более 15 учебных и других видеофильмов.

• В течение 12 лет проводится празднование Дня славянской письменности и культуры.

• В 2003 году получен статус областной экспериментальной площадки по курсам медико-социального направления «Основы медицинских знаний».

• Получен диплом победителя федерального конкурса социальных проектов «Социальный форум-2004» за разработку и реализацию проекта «Возрождение российских традиций милосердия и благотворительности через профильное медико-социальное обучение старшеклассников».