Главная


 


Обновление: 
01 ноября 2005 г.

 

 
Новости

Юрий Клиценко

К 300-летию Православия на Камчатке  

10-17 октября, в дни празднования Покрова Пресвятой Богородицы,  Россия отметила 300-летний юбилей проповеди Православия на Камчатке.

Собор архиереев Русской Православной Церкви доставил на Камчатку ковчег с частицей мощей святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, просветителя Камчатки, Аляски, и восточных областей Российского государства. Прибывшие на Камчатку иерархи возглавили богослужения в построенной первопроходцами Камчатки Успенской церкви Нижнекамчатского острога, Покровском храме Усть-Камчатска, строящемся Троицком кафедральном соборе Петропавловска-Камчатского, часовнях в честь Архангела Михаила, Святых Архангелов и Ангелов, Великомученика Георгия Победоносца. Состоялись крестный ход по столице Камчатки и освящение памятника Небесным покровителям города – Первоверховным апостолам Петру и Павлу. Праздничные богослужения прошли во всех храмах Камчатки.

300-летию Православия на Камчатке были посвящены научные доклады, представленные на IV Международных исторических и Свято-Иннокентьевских чтениях.

В театре драмы и комедии Петропавловска прошло театрализованное представление «Три века со Христом», в художественной форме рассказавшее историю Православия на Камчатке. В представлении приняли участие русские, ительменские, корякские и эвенские творческие коллективы. Первая часть вечера, названная «Из века в век – дорогой веры», включала сцены из исторических хроник России и композиции из жизни древних племен Камчатки в исполнении национальных ансамблей «Нургэнэк», «Орьякан», «Лач», «Эйвель», а также выступления Камчатской хоровой капеллы, ансамбля песни и пляски «Рассветы Камчатки», фольклорного ансамбля «Славяночка». В программу второй части концерта «Восстал из пепла, словно Феникс, белый храм. Православная Камчатка сегодня» вошли видеосюжеты «Купола в стране вулканов» и «Воскресшая епархия», выступления корякского ансамбля танца «Мэнго» и церковных хоров.

Подводя итоги 300-летнего присутствия на Камчатском полуострове, Русская Православная Церковь прославила тех, кто совместили проповедь Слова Божия с заботой о языке, письменности, культуре и благосостоянии коренных народов.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Нестор (Анисимов) и другие русские миссионеры явили жителям Камчатки истинный Лик Христа в эпоху, когда в «цивилизованных» странах обсуждалась «целесообразность» бесплатной раздачи индейцам инфицированных черной оспой товаров и уничтожения стад бизонов, питавших коренных жителей североамериканских прерий. Комментируя свой фильм «Мертвец», кинорежиссер Джим Джармуш отмечает, что по самым умеренным подсчетам в Северной Америке было уничтожено более 25 миллионов индейцев. Пастор Шелдон Джексон, ставший оппонентом святителя Иннокения (Вениаминова) на Аляске, писал: «Не следует использовать никакие книги ни на каких индейских языках…мы должны дать этим старым языкам умереть вместе со всей их греховностью и суевериями, и чем скорее тем лучше, и заменить их языком христианской цивилизации, заставив учеников во всех школах говорить только по-английски». Глава протестантских миссионеров верил, что проповедь христианства несовместима ни с каким иным языком, кроме английского.

К несчастью, проблема «биологической экспансии народов Европы» затронула и Камчатку, так как коренные жители полуострова не имели иммунитета  против завезенных переселенцами инфекций.  Например, в 1768-1769 годах жертвами эпидемии оспы на Камчатке стали 5 368 человек, из них «заезжих людей» 315.

В проповеди, произнесенной 12 февраля 1837 года при освящении Никольского храма в Лесновском острожке, протоиерей Прокопий Громов рассказывает о заболевании всех местных жителей, за исключением русских миссионеров, самоотверженно помогавших аборигенам справиться с болезнью: «Когда все поголовно лежали в своих землянках, не имея сил помочь взаимно друг другу, вновь прибывшие клирики, на чудо свободные от поветрия, принесением  дров и разведением огня согревали ваши члены, утоляли вашу жажду, подкрепляли питанием, разделяя с вами последний свой кусок, а священник являлся среди вас, как Ангел утешитель, с делом помощи и со словом утешения и со врачующими души и телеса Святыми Тайнами».

Слова любви и благодарности обращает отец Прокопий к корякскому народу, включая язычников: «В настоящий год священия новозданного храма на вас тяготеет крест скудости пропитания. Но кто сей в углу храма язычник? Коряка Этек, который дал себе слово держаться у вас с табуном оленей и питать вас ими дотоле, пока собственное ваше довольство не заступит место настоящих лишений. Кто возбудил его к такому человеколюбивому подвигу? Внушение сие от Бога… Когда голод затруднил сюда наше шествие, кто бы, думаете вы, из тесноты нас выручил? Некрещеные коряки. Они питали от стад своих и нас, и влекших нас животных, и проводников наших, и даже послужили провозом нас на своих оленях».

В 1842 году оленевод Этек встречался со святителем Иннокентием (Вениминовым), но принять Крещение не согласился. За дела милосердия и благотворительности и за вклад в укрепление дружбы между коряками и русскими Этек был награжден золотой медалью ордена святой Анны.  

В истории Камчатки отразились не только общие достижения народов нашего Отечества, но и грехи, осужденные и Церковью, и совестью. В книге «Очерк истории Петропавловской и Камчатской епархии» церковный историк  Артур Белашов, директор Музея Православия на Камчатке и в Русской Америке, отмечает: «Мы, русские люди, как преемники и наследники не только крови и плоти своих предков, а и дел их, должны не только осудить негативное, но и извиниться перед аборигенами». 

В Обращении к участникам празднований 300-летия Православия на Камчатке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил уверенность в том, что возрождение церковной жизни даст Камчатке достойных преемников подвигов святителя Иннокения (Вениаминова) и владыки Нестора (Анисимова): «Пусть же славный 300-летний юбилей начала проповеди Христианства на Камчатке послужит новым мощным побудительным импульсом к тому, чтобы еще успешнее развивалась духовная жизнь Камчатского края. Молитвенно желаю православным христианам Камчатки быть неленостными делателями на ниве Христовой, а всем жителям Камчатской области – достойными гражданами великой России».