Опубликовано 08.05.2018 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Воин Христов


Александр Гончаров.
 
Святых и воинов всегда чтили на Руси. Можно сказать, что на их крови стояла и стоит Россия — подножие престола Пресвятой Богородицы. На катастрофу 1917 года, одичание общества и гонения Церковь Русская ответила новомучениками. Поэтому совершенно не случайно в православных храмах поют: «Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в немже Божественный велий сонм святых прослави. Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся. Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию. Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни Веру Православную, в нейже тебе утверждение». 

Память новомучеников с трепетом сохраняют все русские люди… 

В конце апреля в русском городе Старом Осколе (Белгородская область) прошли уже II Онуфриевские чтения, возникшие, как один из вариантов сохранения памяти о священномученике Онуфрии (Гагалюке), архиепископе Курском, первом епископе Старооскольском. 

 

Перед началом конференции были зачитаны приветственные слова от митрополитов Иоанна Белгородского и Старооскольского и Ефрема Криворожского и Никопольского (которое специально привез с Украины настоятель единственного на постсоветском пространстве храма во имя священномученика Онуфрия протоиерей Владимир Златов). 

На пленарном заседании, прошедшем в здании бывшего духовного училища, а ныне Старооскольского театра для детей и молодежи им. Б.И. Равенских, были зачитаны пять докладов по тематике чтений и представлена, только что вышедшая из печати, книга «Симфония по творениям священномученика Онуфрия (Гагалюка)». 

  

Личность сщмч. Онуфрия (Гагалюка) уникальна. Этот святой родился в апреле 1889 года в Люблинской губернии Российской Империи, а принял мученическую кончину 1 июня 1938 г. в Благовещенске. Можно утверждать, что святитель Онуфрий своими трудами и подвигом освятил всю Россию от крайнего Запада и до Востока ее.  

Он окончил Петроградскую академию, в Киево-Печерской лавре славного русского города Киева был хиротонисан во епископа Елисаветградского, подвизался на духовном поприще в Малороссии, отбывал ссылку на Урале и в Сибири, служил в Старом Осколе и Курске, был в узилище в Воронеже и погиб на Дальнем Востоке.  

Святитель Онуфрий не лез в политику, но твердо стоял на защите интересов Русской Православной Церкви и боролся с «обновленчеством». Известен факт: когда святитель Онуфрий прибыл в Старый Оскол, то в епархии оставалось всего около 20-ти приходов, оставшихся верными Матери-Церкви, но после его приезда и начала деятельности, из «обновленчества» вернулись многие приходы и число православных храмов увеличилось до 160-ти. Можно смело утверждать, что владыка Онуфрий в какой-то степени повторил на рубеже 30-х гг. XX века духовный подвиг митрополита Мануила (Лемешевского) (1884-1968 гг.), разгромившего обновленчество в Петрограде (1923-1924 гг.), несмотря на активное противление советской власти. 

В 2017 г. Информационный митрополичий центр «Православное Осколье» снял документальный фильм «Странник идет…», созданный на богатом материале воспоминаний о житии священномученика Онуфрия. Съемки проводились и в доме, где некогда жил святитель Онуфрий, и который с любовью посещают православные христиане со всей России и ближнего зарубежья. 

 

В 2018 году была подготовлена и издана «Симфония по творениям». 

Традиция составления симфоний по творениям православных святых имеет в Православии достаточно древнюю традицию. Симфония — это не цитатник, а системное изложение взглядов христианского писателя. Человек, берущий в руку книгу должен не только знать, что думал по тому или иному поводу святой, но и прочувствовать вкус того времени, когда жил православный подвижник, проникнуться им и ощутить неразрывную связь эпох.  

Творения святых всегда актуальны. Ведь несмотря на технические и иногда цивилизационные различия между мирами, человека волнуют все те же вечные проблемы поиска смысла жизни. «Симфония по творениям священномученика Онуфрия (Гагалюка)» составлялась с расчетом, именно на это. Она содержит в себе не только высказывания святителя, но и краткое жизнеописание, и две небольшие аналитические статьи исследователей, в том числе и первого составителя жития сщмч. Онуфрия — архимандрита Дамаскина (Орловского). 

Когда русский православный читатель знакомится с книгой, то он начинает понимать, что по своему потенциалу сщмч. Онуфрий такому незаурядному православному мыслителю, как сщмч. Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1886-1929). 

Если присмотреться к датам рождения святителей: Онуфрия, Илариона и Мануила, то окажется, что они, фактически, принадлежали к одному поколению, которое было взращено в недрах империи и могло составить духовную элиту ее. Но революция сломала все. И сейчас невольно думаешь, что насколько Россию отбросила назад революционная смута. Прогресс сменился регрессом на духовном поприще. А мы еще и удивляемся, откуда берутся злоба и ненависть, зависть и безразличие в современном нам обществе.

 

И в заключение, хотелось бы представить мысли священномученика Онуфрия (Гагалюка), этого великого человека (даже и по светским меркам!) и святого исповедника, которые не потеряли своего значения и в XXI столетии от Рождества Господа нашего Иисуса Христа: 

1. Как от родителей больных рождаются больные дети, так и от согрешившего и затемнившего в себе образ Божий Адама рождаются все дети со склонностью ко всякому греху. Это есть состояние ветхого человека. 

2. Святость души — это своего рода аристократизм души…

Аристократом же духа — в христианском смысле — может быть и нищий, и урод, и каторжник, если он станет вести христианскую жизнь под руководством Христианской Церкви Православной… 

Очень жаль, что люди в громадном своем большинстве устремились всеми фибрами души к благам цивилизации внешней, забыв о нетленной красоте души, духовном аристократизме, святости, достичь которой могут все люди: любого возраста, состояния, мужчины и женщины — в Церкви Христовой.   

3. Что такое атеизм по своему существу? Это жизнь без Бога и с вызовом Богу, это стремление поставить человека на место Бога, обойтись собственными силами в своей жизни и деятельности. Атеист — не только грубый развратник, не желающий знать никаких основ морали и Божьего закона. Атеист — и тот ученый, который сделал науку своим идолом и, если не занимается открытой антирелигиозной пропагандой, однако не молится Богу, боится открыто исповедать свою веру, не заявляет о себе, что он верующий, — словом, не живет христианской жизнью, допуская разве лишь существование какой-то отвлеченной силы высшей в мире. 

4. Господь наш Иисус Христос, Богочеловек — вот идеал людей, всечеловеческий, всемирный, вечный.         

5. Назначение православных святителей и пастырей — всемирное — приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову.  

6. Жизнь показала, что без света Христова люди задыхаются от взаимной злобы, от кровавых преступлений, убийств и разврата... Оказывается, в среде нашей есть очень много настоящих язычников, вовсе не ведающих Бога. Не нужно нам ходить к народам Африки и язычникам Азии и Австралии — у нас своих язычников обилие... 

7. Почему Господь не открывает святой христианской веры иным народам, попускает им ходить своими ложными путями? Это — Божия тайна. Но по человеческому рассуждению можно сказать, что такие народы еще не достойны принять великую жемчужину — Христово учение и благодать...  

И нам, православному народу русскому, нужно постоянно помнить о величайшем Божием даре — святом православии и хранить его паче всех земных благ и самой жизни. Ибо Господь за нерадение наше может отнять эту драгоценность от нас и передать другому народу, который принесет плоды Духа, какие ожидает Господь... 

8. Вы всюду кричите, что духовенство православное не на высоком положении: оно, мол, жадно, в массе своей погрязло в пьянстве, некультурно внешне... Пусть будет даже так, хотя это неправда. Но скажите, учит ли вас православное духовенство чему-либо дурному, или сомнительному, или ложному? Нет, оно всегда предлагает вам чистое, светлое, правильное Христово учение, выше и совершеннее коего нигде не найдете, ни в философских учениях, ни в других религиях. Свежая, здоровая, чистая вода не сделается негодною, если ее подадут в деревянном ковше, а не в серебряном кувшине... По вашему суждению, хулители православного духовенства, у нас много недостатков! Избегайте сами этих недостатков. А тому, что мы вам предлагаем — следуйте. И на душе у вас будет покойно. 

9. Народ благочестивый всегда сильнее неверующих, так как верующий призывает во всех своих делах благословение Божие. И по человеческим рассуждениям побеждает не тот, кто лучше вооружен, а кто более силен духом, ибо трусы могут быть в войске, прекрасно вооруженном и громадном по числу. А наиболее сильный духом человек — глубоко верующий.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 930


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (42)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930