Опубликовано 01.12.2019 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Директор института философии: "Не вернём воспитание - великой страны не построим"

Куда несешься ты, тройка-Русь? Ответ на гоголевский вопрос сегодня пытаются найти... ученые.

 

Во имя чего мы объединяемся и зовемся гражданами единого государства «Россия»? В каком направлении будем двигаться дальше? Нет ли риска, что наша страна распадется на удельные княжества, как это не раз случалось в мировой истории? Фундаментальным проблемам развития современного российского общества недавно даже посвятили отдельную научную сессию общего собрания РАН. Чем определяется самосознание российского народа, и какой путь развития сегодня нам ближе — обо всем этом в интервью «МК» рассказал директор Института философии РАН Андрей СМИРНОВ.

Сначала определимся с терминами. Итак, помимо народного самосознания и самосознания планетарного есть еще третий уровень — срединный, «прикрепляющий» нас к определенной наднациональной общности. И если были периоды, когда Россия смотрела в сторону Запада, стремясь больше походить на Европу, теперь, по мнению многих философов и историков, пришло время пересмотреть эту позицию. Россиянам, по мнению Смирнова, важно понять, что потребности нашего народа, которые определяются не только необходимостью построения современных общественных институтов, но и особым менталитетом, подводят нас к так называемой Всечеловеческой модели.

— В чем же разница между всечеловеческим и общечеловеческим, которое предлагает нам Запад? — спрашиваю я Андрея Вадимовича.

— За общечеловеческое принимаются достижения Европы: экономика должна строиться на рыночных началах, свободе частной собственности, демократия должна быть парламентской. Считается, что это наилучшие формы организации общества, его политической и экономической систем, и именно они должны быть распространены повсеместно, взяты на вооружение всем человечеством.

На этом построена идеология глобализации. Почему вдруг появляется «ось зла», «страны-изгои»? Потому что эти страны не подключаются к «общечеловеческим ценностям». То есть те, кто утвердил эти ценности в одной части света, полностью уверены, что эта модель — единственно правильная.

В докладах отделения общественных наук РАН ясно показано, что к устройству социальных институтов имеет прямое отношение менталитет той или иной страны, общества. Одни предпочитают рыночную экономику с индивидуальной предпринимательской свободой, другие — коллективную деятельность. К примеру, менталитет китайцев и европейцев — это разные менталитеты, но это не значит, что кто-то лучше, кто-то хуже — просто у каждой культуры своя логика. И это влечет различие в социальных, политических и экономических институтах.

Любая большая культура опирается на собственную логику. И если какая-то одна культура, к примеру, либеральная, европейская, провозгласила свою логику выстраивания жизни единственно правильной и требует этого от остальных, тогда происходит уничтожение внутренней логики других культур. Категория всечеловеческого предполагает не распространение одной модели на всех, а собирание разных моделей под одной крышей. Представьте, что вы купили розу и провозгласили ее единственным настоящим цветком, а все остальные повелели забыть и больше не сеять. Но можно же собрать букет из разных цветов, и он будет прекрасен по-своему.

Андрей Смирнов. Фото: iphras.ru

— Но как реализовать всечеловеческое в нашей мультинациональной стране?

— У нас это уже реализуется. Почему мы до сих пор существуем, не распались, как этого кому-то хотелось бы? Почему события 1990-х в Чечне не привели к восстанию всей мусульманской части России? Этого не произошло, потому что в целом позиция российских мусульман — пророссийская. Это факт, и мы его недооцениваем. Да, расставание с республиками остановить было невозможно. У многих появилось желание получить автономию и жить отдельно. Но в пределах страны мы сохранили единую общность православных христиан, мусульман, буддистов, иудеев. Они общаются, обмениваются идеями, что-то заимствуют друг у друга.

— На Западе тоже не запрещены национальные традиции...

— Верно, но есть огромная разница в том, как вы понимаете слово «культура». Возьмите США: переезжая туда, самим фактом иммиграции человек заявляет, что отказывается от своих культурных корней. Культура здесь низведена до уровня фольклора: вы можете наряжаться в национальные костюмы, петь, танцевать... у себя на кухне. В США настоящее значение имеют политические институты, а вовсе не национальная культура. Но ведь культура — это далеко не только фольклор. Это то, что определяет наш целостный облик, наше мировоззрение и поведение — то, что делает нас людьми.

— То есть наши множественные национальные культуры должны влиять на общественные институты. Вы видите такое влияние сегодня?

— Оно всегда есть.

— В чем это выражается?

— Идея всечеловеческого фактически осуществлена в нашей истории, хотя она не обрела четкой формы, не осознана. Вы, наверное, слышали о классических евразийцах — это мыслители, которые рассматривали Россию–Евразию как особое образование, опирающееся на логику собственной культуры. Евразийцы готовились мирно взять власть после большевиков где-то в начале 30-х годов прошлого века, считая, что большевики сами себя дискредитируют. У них была своя очень серьезная программа... Почитайте эти документы внимательно: фактически именно эта программа осуществляется в Китае последние 30 с лишним лет. Дэн Сяопин и Горбачев начали почти одновременно — и посмотрите, куда пришел Китай и куда — мы.

— Итак, россияне по природе и логике своей больше коллективисты или индивидуалисты?

— Ни то, ни другое. В нашем обществе движущей силой является идея соборности — собранности, общего дела. Вспомните земства. Вспомните советы, когда они родились и еще не были присвоены большевиками, — это была прямая, а не представительная демократия, действительное народовластие. Та самая соборность и общее дело. Почему мы это забыли и от этого отказались?

— Что же должно быть привнесено в наши общественные институты, чтобы нас удовлетворить?

— Во-первых, надо вернуться к самим себе, к собственной логике, к собственному языку. Язык и есть наше мышление — настоящий кладезь смыслов. Мы бездумно превращаем нашу речь в тягучий пластилин заимствованных бессмысленных слов вместо того, чтобы пользоваться возможностями собственного языка и собственного мышления. Суржик нашего времени — псевдоинтеллигентский жаргон, напичканный латинизмами и англицизмами.

Во-вторых, вернуть хозяйское отношение к стране. Если вы — хозяин в своем доме, вы никогда к нему хищнически не будете относиться, не станете, к примеру, бегать по паркету в грязных сапогах, даже если вам очень, очень некогда. А вот если вы бизнесмен, то будете, потому что у бизнесмена другое мышление — ему надо получить прибыль и поскорее уйти туда, где комфортно. Хозяин создает уют в доме, а бизнесмену комфортно в отеле. У бизнесмена нет дома и нет хозяйства на своей земле, он — хищник по природе и космополит.

— В современной России давно говорят о необходимости государственно-частного партнерства.

— Нас, к сожалению, кидает из крайности в крайность. Есть мощная прослойка тех, кто мог бы взять страну в крепкие хозяйские руки и поднять ее. Но для этого они должны быть уверены, что завтра у них не отберут их дело, что закон не изменится, НДС не прыгнет. Что они могут долговременно вкладываться в производство. И так далее. Но увы — пока такой стабильности и уверенности нет.

— Где же нам взять настоящих хозяев для нашей страны, которые установили бы эту стабильность?

— Рецепт прост, вспомните профессора Преображенского: надо начать с себя, с собственного сознания. Например, спросить себя: чего я хочу? Квартиру, машину?..

— Те, у кого это уже есть, хотят большего — например, высокого уровня жизни и благ для всех, а не только для себя. Хотят, чтобы страна была целостной.

— Это все равно относится к индивидуальному ощущению: «я хочу». Ну а где же наше «мы»?

— Наверное, оно должно сложиться из индивидуальных желаний каждого...

— Нет. Пока «я» на первом месте и каждый сосредоточен на себе, мы будем завидовать друг другу и никогда не придем к пониманию необходимости общего дела.

— Чтобы не завидовать, мы должны быть более-менее равны по доходам. Но капитализм, при котором мы сейчас живем, толкает нас только к большему разделению.

— Любой строй предполагает расслоение. Так было и при социализме, так бывает в любом обществе. Это закон. Дело не в этом, дело в том, чтобы такое расслоение воспринималось как справедливое.

— Разве можно приучить людей добровольно принять неравенство как данность? Наша опять же историческая ментальность требует справедливости, хотя бы в распределении природных богатств.

— Есть много понятий справедливости. Есть распределительная социалистическая система, есть либеральная, которая провозглашает равенство возможностей, но не достижений: всех бросили условно в море: кто выплывет, тот выплывет. Но есть и другая, связанная с логикой нашей культуры. Это и не распределительная, и не либеральная модель.

— А какая же все-таки, можете уточнить?

— Это — понимание справедливости как оправданности. Прислушайтесь к русскому языку, и вы услышите, что в этих двух словах — один и тот же корень: правда. Правда — не истина. Истина — это то, что есть; правда — то, что оправдано целостностью. Истина всегда частична и конкретна, правда — целостна и осмысленна. Может быть бессмысленная истина, но не может быть бессмысленной правды. Например, факт жертв войны или репрессий — истина, это есть, но это — не оправдано и не справедливо. А вот подвиг Александра Матросова — правда, он оправдан, потому что справедлив и нашел свое место в целостности.

Если мы понимаем, что такое «общее дело», что значит «быть хозяином на своей земле», нам не придет в голову обмануть рабочего, если мы предприниматели, или обмануть хозяина, если мы — рабочие. Ведь в таком случае мы станем пролетариями и бизнесменами, без языка и отечества.

— Должна ли быть в этой системе справедливости такая мера, как прогрессивный налог?

— Конечно. Покажите мне хоть одну высокоразвитую страну с плоской шкалой налога. Но тут есть контраргумент: будут скрывать доходы.

— Сокрытие доходов могут раскрывать неподкупные правоохранительные органы.

— Неподкупность, честность... Вот где мы вплотную подходим к вопросу о сознании. Почему американцы отказываются лжесвидетельствовать в суде, даже если это вредит их интересам? Потому что им с детства прививается идея: «Нельзя этого делать, потому что клянешься на Библии, это абсолютный запрет!»

— Неужели все против себя и свидетельствуют?

— Очень характерно, что вы этому удивляетесь. И студенты мои также удивляются. «Вот представьте, — привожу я им пример, — жена изменила мужу, и на суде от нее требуют сказать правду и только правду. Как бы вы поступили на ее месте?» Мне хором отвечают: «Конечно, скрою». А вот американка будет переживать, что все рухнуло, но не скроет. Дело в сознании, все закладывается с молоком матери.

— Получается, для идеального общества важна вера в Бога?

— Для кого-то недопустимость лжи может быть заложена религиозным воспитанием, для кого-то это — нравственность, данная примером родителей, бабушек и дедушек и не связанная ни с какой религией. Но в любом случае это должно поддерживаться в дальнейшем всей системой воспитания и образа жизни общества, иначе ничего не получится.

— И сколько поколений должно смениться, чтобы большинство членов нашего общества стало сознательнее?

— Если начать сегодня — одно. Как это произошло после Октябрьской революции — очень быстро. Потому что воспитание было взято в руки государства. А у нас образование сегодня — это услуга, о воспитании вообще никто не говорит.

— Получается, если не начнем воспитывать подрастающее поколение с пеленок в нужном государству ключе, никогда нам не стать великой страной?

— Конечно. Прежде всего должна быть выстроена система воспитания, основанная на любви к родине и своей истории, своей культуре, честном отношении к своей жизни, которая является частью общего.

Воспитание начинается с младенчества. Детские книжки, игрушки, игры, школьное воспитание. Во что сегодня одеваются наши дети и внуки — в футболки с Микки Маусом, в платья со свинкой Пеппой. А во что играют наши дети?

— Слышала о набирающей в России популярность игре, где «хорошие» американские ребята жестоко убивают «врагов» — российских солдат...

— У нас нет современных патриотических игр, мультфильмов и художественных лент для детей и подростков. А ведь с этого, наряду с семьей и школой, и начинается родина.

На более высоких уровнях должны быть госпрограммы по изданию нашей классики — исторической, филологической, философской. Вот откуда идет культура. В Китае, к примеру, запущено издание всей философской классики. В каждой провинции (!) есть комитеты, которые занимаются этим. Здесь цель — показать, что Китай — это пятитысячелетняя цивилизация с непрерывной историей.

— Соответственно, возникает вопрос: правильно ли делают некоторые политики, которые призывают забыть советские годы как страшный сон?

— Нельзя ничего вычеркивать из своей истории. У тех же китайцев есть замечательная формула: «У Мао Цзэдуна было 30 процентов ошибок и 70 процентов положительного». Мао до сих пор изображается на всех банкнотах Китая. Тотальная революция, когда все сметается, — это признак отсутствия устойчивого самосознания. Когда вы себя осознаете, вы не отметаете того, что было. Вы можете признать ошибки, сказать: да — это был сложный, трагический период, были репрессии, но был и энтузиазм, бурный рост промышленности и т.д. Да и «советский народ» — это определенная культура, из которой вышли все мы, настоящие. Это — наша великая многонародная нация. Кстати, это — формулировка евразийцев из их программы: «Многонародная евразийская нация, обеспечивающая свободное развитие всех культур, входящих в Россию–Евразию».

— Хорошо бы это определение закрепить в пределах нашей страны.

— Бесспорно, нам надо вернуться к себе, к собственной логике, к собственному устройству жизни. Чтобы быть как Запад — надо не быть как Запад. Европа стала лидером только потому, что пошла своим путем, не пожелав копировать иные навязываемые ей модели жизнеустройства. Давайте не забывать об этом.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Источник - https://www.mk....

Читайте также:

08.08.2014 - Владимир Легойда: Неприкосновенность святынь на Украине — единственная надежда на мир

17.07.2014 - В.Р. Легойда: Пример преподобного Сергия показывает нам, что с верой Христовой все возможно

10.06.2013 - Проповедь — диалог со многими

28.05.2013 - Историческое открытие памятника Патриарху Гермогену проигнорировали московские власти

20.05.2013 - Православие в советское время сохранилось благодаря женщинам — убежден Патриарх Кирилл

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 54


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


10 декабря
10 декабря в храме Архистратига Михаила р.п. Коченево состоится беседа с прихожанами...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...
Психолог
На приходе в честь Рождества Пресвятой Богородицы Академгородка ведет прием православный...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2019 (29)
Ноябрь 2019 (96)
Октябрь 2019 (70)
Сентябрь 2019 (75)
Август 2019 (47)
Июль 2019 (58)

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии