Опубликовано 17.12.2019 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Кто такие русские? Новый народ Христа

Егор Холмогоров
Обозреватель "Царьграда", писатель. Автор термина "Русская Весна".
 
Приняв Крещение при князе Владимире, Русь окончательно превратилась из союза племён в единую нацию – одну из древнейших в Европе.

В конце IX века возникла Русь Рюрика, которая усилиями Вещего Олега объединилась, согласно летописи, в 882 году, с Русью Аскольда. Теперь одно политическое объединение контролировало оба торговых пути, ведших через Русскую равнину, – и путь «из варяг в персы» и путь «из варяг в греки». Главным политическим центром стал Киев – пункт, выдвинутый ближе к Константинополю (и это предопределило и культурно-цивилизационный выбор Руси). А попадавшие в политическую орбиту этой Руси народы постепенно превращались в Русь уже и в этническом смысле.

И бѣша у него словѣни и варязи и прочии, прозвашася Русью.

Разумеется, этот процесс был не одномоментным. Славянские племенные объединения переваривались Русью постепенно. По всей видимости, сразу отождествили себя с Русью только поляне. Древляне сопротивлялись весь Х век, и их подавление владыками Киева окрасило кровью самые мрачные страницы ранней летописи. Племенная память северян и вятичей сохранялась ещё в XI веке. Однако имя Руси постепенно стало главенствующим. Огромную роль в этом сыграло принятие христианства при князе Владимире. Именно оформление русской культуры в христианском контексте сделало национальное самосознание Руси предельно чётким.

Россия является старейшим национальным государством Европы,

– отмечал выдающийся русский публицист и политический мыслитель И. Л. Солоневич. Русская нация появляется на историческом поприще одновременно с большинством других христианских наций Европы.

Если посмотреть на карту Европы X-XI веков, то в большинстве своём мы увидим на ней те же страны и народы, что и сегодня. Англия, Франция, Дания, Швеция, Норвегия, Польша, Чехия, Венгрия, Сербия, Хорватия, Болгария появились на карте именно в этот период. В составе Священной Римской империи оформились королевства Германия и Италия, хотя и не достигшие настоящего политического единства. На севере Иберийского полуострова христиане Леона и Кастилии вели Реконкисту у мавров, подготавливая появление Испании и Португалии.

Это был период, который можно назвать «великим происхождением народов».

Феноменом европейской христианской нации был перенос на конкретные ранние государства модели Священного Царства – Израиля. Народ Ветхого Завета был первой нацией в истории, нацией, созданной волей Господа и как Его орудие.

Библия предлагала в самом Израиле разработанную модель того, что значит быть нацией: единство народа, языка, религии, территории и правительства… Именно это было для читателей Библии очевидным образцом того, какой должна быть нация, зеркалом для воображаемого образа своей нации,

– указывает британский исследователь Эдриан Хастингс.

Как отмечает другой исследователь, Стивен Гросби, воспоминания о едином царстве Давида и Соломона, надплеменное представление о «всём Израиле», убеждённость в том, что этот народ принадлежит определённой территории и что она принадлежит исключительно ему, вера в то, что земля и народ были освящены соглашением с единым Богом, – все эти составляющие национальности отделяли Израиль от окружавших его неустойчивых племенных союзов, изолированных городов-государств и размытых в своей идентичности империй.

Нетрудно отметить удивительное и, конечно же, неслучайное сходство русского национального самосознания с этой моделью. С древнейших времён русская нация получает эту библейскую закваску. Святослав, Владимир и Ярослав предстают на страницах русской летописи фактически как аналоги библейских царей Саула, Давида и Соломона, племенные объединения выступают как аналог колен Израилевых.

Саул и Святослав – оба смелые воины, но поражённые нечестием и потому гибнущие. Давид и Владимир – возлюбленные Богом, благочестивые, но женолюбивые. Соломон и Ярослав – премудрые строители храмов. Разумеется, это не значит, что летописец искажал факты в угоду библейским образам. Он просто искусно подчёркивал именно те черты первых русских князей-каганов, которые уподобляли их библейским царям.

Постижение понятия «всея Руси» (применённого сперва для обозначения области власти русских митрополитов, а затем перенесённого на князей), центрального для самовосприятия русской нации и её государственно-территориального развития, невозможно без учёта пронизывающего Ветхий Завет представления о «всём Израиле».

Русь была одним из ранних слепков этого библейского образца среди христианских народов. И в наиболее полной мере воплотила в своей истории эту парадигму, сохраняя единство вопреки завоеваниям, разделениям, пленениям, подобно избранному народу, сознающему не только своё этническое единство, но и метаисторическую миссию.

Автор «Повести временных лет» помнит ещё отличия полян от древлян и вятичей, он знает, что русские князья соединили варягов и словен, но единство этой общности, именуемой Русью, для них несомненно и вне обсуждения. Первый русский летописец сознательно конструирует образ русской истории как истории единого народа, создающего единую страну и подчинённого единой власти.

О том же ещё раньше говорит митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати». «Слово», созданное в 1051 году (въ лѣто 6559 владычествующу благовѣрьному кагану Ярославу, сыну Владимирю), озаглавлено:

«О законѣ, Моисѣомъ данѣѣмъ, и о благодѣти и истинѣ, Исусомъ Христомъ бывшии и како законъ отиде, благодѣть же и истина всю землю исполни, и вѣра въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхомъ, и молитва къ Богу от всеа земля нашеа».

Касаясь князя Владимира, Иларион говорит:

И единодержець бывъ земли своеи, покоривъ подъ ся округъняа страны, овы миромъ, а непокоривыа мечемь.

И говорится о нём: «Не въ худѣ бо и невѣдомѣ земли владычьствоваша, нъ въ Руськѣ, яже вѣдома и слышима есть всѣми четырьми конци земли».

Сравнивая князя-кагана Владимира с благоверным императором Константином, Иларион проводит параллель, из которой позднее вырастет концепция Третьего Рима: «Онъ въ елинѣхъ и римлянѣх царьство Богу покори, ты же – в Руси: уже бо и въ онѣхъ и въ насъ Христос царемь зовется».

Излагая своё исповедание веры, Иларион завершает его: «Слава же Богу о всемь, строящему о мнѣ выше силы моеа! И молите о мнѣ, честнѣи учителе и владыкы Рускы земля

Русское национальное сознание оказалось одним из старейших среди национальных сознаний европейских народов. Нет ещё никакой Франции, есть Западная Франкия. Нет ещё никакой Германии – есть Священная Римская империя, к названию которой слова «германской нации» будут прибавлены лишь в 1512 году. Англия, лишь недавно под властью датских королей пережившая разделение на области англосаксонского и датского права, уже попала под власть новых властителей – горделивых нормандцев, соединивших франкскую спесь и норманнскую жестокость. А на Руси летописец уже выводит в заглавии своего труда вопрос: «Откуда есть пошла Русская Земля?»

Итак, подведём итог нашему рассказу: кто такие русские и откуда мы взялись в истории?

В основе своей мы – славяне, индоевропейцы, живущие на этой земле уже минимум четыре тысячелетия и говорящие на развивающемся по своим законам собственном языке. Наша генетическая карта, даже без всяких письменных и археологических источников, говорит нам о том, что наши далекие пращуры были теми же, кто и мы сейчас.

В историческую эпоху Русь стала синтезом нескольких групп славян – первоначально расселившихся по Восточно-Европейской равнине из центров в Полесье и уже начавших ассимиляцию балтов и финно-угров, переселившихся после падения Аварского каганата с Дуная и, возможно, пришедших по Балтике из нынешней Северной Германии.

Начало активной торговли по Русской равнине в связи с закрытием прямых средиземноморских путей между Востоком и Западом привело к тому, что здесь появились экономические условия для создания государства, которое и возникло при сотрудничестве и синтезе славян и заинтересованных в торговых путях скандинавов.

Представлять это появление государства как «скандинавское завоевание» невозможно, так как отсутствовали технические условия для такого завоевания. Произошло объединение интересов наиболее развитых групп славян, привлёкших некоторые финские племена и заинтересованных скандинавов, для достижения общих экономических и политических целей. Это объединение и получило название Руси, которое очень рано, уже в 839 году, используется как этноним, а значит, имеет ещё более ранний характер.

Первоначально Русь господствует над периферийными славянскими, балтийскими и финскими племенами Восточно-Европейской равнины, однако постепенно происходит их слияние.

Крещение приводит к окончательному оформлению Руси как культурного, политического и духовного единства по модели библейского избранного народа. Именно такие единства, оформившиеся в X-XI веках в христианской Европе, и получили преимущественно название «нация». В этом смысле Русь была нацией с первых веков своей истории.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 702


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031