Опубликовано 21.03.2022 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

800-ЛЕТИЕ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ. ВЗГЛЯД НА ТОРЖЕСТВА В ЧЕСТЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО



 

УДК 7

800-ЛЕТИЕ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ.

ВЗГЛЯД НА ТОРЖЕСТВА В ЧЕСТЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Андрей Михайлович Лесовиченко,

доктор культурологии, профессор,

ведущий научный сотрудник Научно-аналитического отдела

Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

В статье рассматривается процесс подготовки и проведения юбилейных мероприятий, прошедших в текущем году по поводу 800-летия Александра Невского, в основном на акциях, проходивших в Московской консерватории. Событие важно тем, что аккумулирует духовные силы нашей интеллигенции. Вместе с тем, показан случай неприятия образа князя как предмета почитания.

Ключевые слова: юбилейные мероприятия, историческая личность, фестиваль конференция композитор, древнерусская музыка.

· THE 800TH ANNIVERSARY OF THE BLESSED PRINCE. A LOOK AT THE CELEBRATIONS IN HONOR OF ALEXANDER NEVSKY

· Andrey M, Lesovichenko, doctor habilitatus (culturology), professor, leading scientist of Science-Analytics Department of Moscow P.I. Tchaikovsky conservatory

· Abstract. The article examines the process of preparing and holding anniversary events held this year on the occasion of the 800th anniversary of Alexander Nevsky, mainly at the actions held at the Moscow Conservatory. The event is important because it accumulates the spiritual forces of our intelligentsia. At the same time, the case of rejection of the image of the prince as an object of veneration is shown.

· Keywords: anniversary events, historical person, festival, composer, Old Russian music.

Нынешний год в культурной жизни России так или иначе вращается вокруг светлого образа нашего выдающегося полководца и государственного деятеля – великого князя Александра Невского. Это закономерно, поскольку к празднованию 800-летия со дня его рождения начали готовиться ещё в 2006 году, когда была создана специальная программа. Во главе движения по достойной встречи памятного дня стоят патриарх Кирилл и президент В.В. Путин. Был ли ещё в нашей истории случай столь длительной подготовки? Разумеется, в разных формах юбилей так или иначе затронул все сферы церковной. государственной и общественной практики.

Важно обратить внимание, что Александр Невский – один из немногих деятелей нашей страны, фигура которого не вызывает обычно слишком больших различий в оценке исторической роли представителями современных политических сил. Хотя, здесь тоже оказалось не всё гладко (об этом ниже). И тем не менее, большинство людей, активно занимающихся вопросами культуры с симпатией и увлечением присоединились к проекту празднования юбилея князя. В этой связи, очень любопытно проанализировать контекст, в котором отмечается этот юбилей нынче, представив себе, что что из созданного могло быть, а что вряд ли могло появиться в условиях советской власти, когда Александр Невский тоже ценился. На наш взгляд, это позволяет довольно корректно сравнить состояние духовных возможностей двух периодов развития культуры в новейший период.

В связи с невозможностью охватить весь массив сведений о праздновании юбилея, остановимся только на музыкальных событиях, акцентируем деятельность Московской консерватории, которая представляется достаточно репрезентативной, чтобы делать некоторые, пусть минимальные обобщения.

Музыкальные акции в ряду юбилейных мероприятий на разных площадках России занимают большое место. Разумеется, следует упомянуть исполнения классического сочинения посвящённого великому воину – кантаты С. Прокофьева (напомню, кстати, что премьера этого выдающегося произведения в 1939 году была осуществлена на сцене Большого зала Московской консерватории). Важное место в главном нынешнем юбилейном фестивале (в мае-июне 2021) заняли выступления Государственной академической капеллы имени А. Юрлова. Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. Александрова, коллективов Псковской филармонии, оркестров и хоров Санкт-Петербурга, Мариинского театра. Можно упомянуть многочисленные музыкально-педагогические проекты, осуществлённые в разных городах страны. В Александро-Невской лавре состоялась премьера духовной оперы Грайра Ханеданьяна "Александр Невский”. Если просто прочитать план Министерства культуры РФ (134 названия), видно, насколько велико место музыки в праздновании. А ведь это только часть акций! Всего по разным организационным линиям осуществлено не менее 800 различных мероприятий. И везде есть музыка. Естественно, задействована в этой работе на протяжении всех лет подготовки Московская консерватория, тем более, что начало проекта приходится на период, когда министром культуры РФ был нынешний ректор, профессор А.С. Соколов (все последующие годы он член Оргкомитета по проведению праздничных мероприятий). В нынешнем юбилейном году под знаком почтения святому Александру Невскому в Московской консерватории прошли два больших мероприятия: фестиваль и научная конференция. Кроме того, осуществлено исполнение нового произведения.

Ежегодно перед Днём России (12 июля) в Большом зале консерватории проводится Всероссийский фестиваль "Рождённые Россией” (художественный руководитель – профессор А.В. Соловьёв). Разумеется, в этом году он был увязан с 800-летием великого князя, в частности, один из концертов назывался "Сказание об Александре Невском. Русское действо”. Концерт представляет собой литературно-музыкальную композицию с использованием фрагментов из трудов историков, богослужебных текстов и стихов русских поэтов (А. Пушкин, А. Майков, А. Блок, К. Филиппова), а также музыки М. Глинки, А. Бородина, О. Козловского, Н. Черепнина, С. Екимова и фрагментов из музыкальной саги Л. Квинт по пьесе и стихам Н. Денисова "Русский бал на четыре столетия”. Режиссуру и литературное чтение осуществил П. Татарицкий. Музыкальная реализация сделана симфоническим оркестром Министерства обороны РФ, хором и солистами Нижегородского театра оперы и балета имени Пушкина. Получилось весьма впечатляющая композиция, внутренне достаточно цельная, несмотря на стилистические различия отдельных компонентов.

Событием сентябрьской афиши стала оратория-действо для чтеца, солистов и смешанного хора Антона Вискова «Заветы князя Александра. Русский рубеж», стянувшая к исполнению значительные силы [6]. Известный православный композитор давно представлял слушателям несколько хоров о великом князе, но сейчас реализовал масштабное сочинение, обеспечивающее новое самостоятельное прочтение темы.

Относительно конференции, следует отметить, что Московская консерватория ежегодно участвует в проходящих под патронатом Патриаршего совета по культуре Русской православной церкви Международных образовательных чтениях, давно ставшие местом притяжения всех патриотически настроенных граждан нашей страны, в том числе учёных разных специальностей. МГК является центральной площадкой этих Чтений по музыковедению.

Чтения 2021 года (XXIX в своей истории) получили название "Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народов”. Казалось бы, фигура великого князя – воина, политика, дипломата – не очень соотносится с вопросами искусства. Однако факты, зафиксированные в Житии святого [3] позволяют ставить и обсуждать самые разнообразные проблемы не только военного-политического содержания в широком диапазоне связей Востока и Запада. Прошедшая в Московской консерватории в рамках названных чтений Международная конференция "Русская духовная музыка между Востоком и Западом” выявила и музыковедческий потенциал. Осуществлённое в сочетании очного и онлайн-формата, учёное собрание объединило участников буквально со всей Евразии: от Парижа до Сахалина.

Значительная часть выступлений была непосредственно посвящена образу Александра Невского. М.С. Егорова (кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургской консерватории) рассказала об Осьмогласнике "на целовании” святому Александру Невскому в структуре службы на день памяти князя (23 ноября) изучив нотированные списки XVII века. Н.Ю. Плотникова (доктор искусствоведения, профессор МГК) представила анализ первой многоголосной службы Александру Невскому по материалам рукописей государевых певчих дьяков Петровской эпохи. А.К. Булычёва (кандидат искусствоведения, доцент МГК) сделала доклад о партесных концертах, посвящённых князю Александру. Несколько необычным для академического мероприятия оказалась презентация воронежского музыканта-педагога О.Е. Маниной, которая исполнила с комментариями свой цикл песен об Александре Невском, рассчитанных на представление детскими хоровыми коллективами. Цикл пригоден для иллюстрации рассказа о великом князе на уроках в школе.

Различным текстологическим и теоретическим проблемам русского церковного наследия посвятили свои работы коллеги из разных городов. Протодиакон Иоанн Дробот-Тихоницкий (Свято-Александро-Невский кафедральный собор в Париже) охарактеризовал рукописный оригинал обихода Валаамского монастыря. И.В. Старикова (кандидат искусствоведения, научный сотрудник МГК) сосредоточила внимание на происхождении и значении мартирий в древнерусских нотированных источниках XII-XIII веков. Д.В. Дацкая (студентка МГК). подготовила сообщение о ладовых особенностях столпового распева юго-западной традиции. Одной из актуальных проблем музыкального старообрядоведения посвятила своё выступление Т.Г. Казанцева (кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук). Она представила истинноречные певческие книги беспоповцев поморского согласия, где акцетировала тему происхождения редакции. Греческому наследию отдала дань О.В. Тюрина (кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник МГК), разбирая ладовое своеобразие четвёртого автентического гласа в контексте осмоглаия средневизантийской традиции.

Западный вектор русской музыкальной культуры изучали музыковеды, интересующиеся разными проблемами. О.Е. Шелудякова (доктор искусствоведения, профессор Уральской консерватории) попыталась выявить интонационные первоисточники ряда русских православных богослужебных произведений в сочинениях И. С. Баха, В.А. Моцарта, Ш. Гуно.

Р.А. Насонов (кандидат искусствоведения, доцент МГК) ознакомил слушателей с первой научно-популярной биографией И.С. Баха в России – книгой С.А. Базунова "И.С. Бах. Его жизнь и музыкальная деятельность”, изданной в 1894 году в серии "Жизнь замечательных людей” (базируется на материалах монографии Ф. Шпитты) (современное издание –[1]) . Несмотря на то, что книга эта оказалась забытой, автор доклада ясно показал, что именно из неё происходят многие мифы о Бахе, до сих пор циркулирующие в нашем образовании. Рассмотрение этого биографического произведения в контексте конференции о русской духовной музыке обусловлено тем, что Базунов трактовал Баха, прежде всего, как "певца Страстей Господних”, выразителя христианского молитвенного настроя.

Н.Д. Свиридовская (кандидат искусствоведения, доцент МГК) назвала свой доклад "Экстатическая обедня”: о балете "Литургия” и его запоздалой премьере”. Здесь представлен редкий образец преломления церковной темы в танцевальном театре – проект, задуманный в 1914-1915 годах С.П. Дягилевым и хореографом Л.Ф. Мясиным, но нереализованный в своё время. От этого замысла сохранились только эскизы художницы Н.С. Гончаровой. В 2016 году проект был воплощён в жизнь трудами английского режиссёра С. Стинтона.

О.В. Кушнир (кандидат искусствоведения, доцент Музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова), осмысливая понятие "духовная музыка”, сосредоточила внимание на трудах композитора и музыковеда В.И. Мартынова, много рассуждавшего по этому поводу.

Важную тему для развития современной мысли о музыке затронула С.И. Хватова (доктор искусствоведения, профессор Адыгейского университета), предложив рефлексии, посвящённые литургическому музыкознанию сегодня. Она подчеркнула междисциплинарный, комплексный характер этого направления музыкальной науки, включающего исторический, культурологический, собственно музыковедческий, семантический и религиоведческий аспекты.

Её аспиранты из разных городов России интересно реализовали обозначенные Хватовой методические подходы, представив церковно-музыкальную деятельность в регионах. Д.В. Мерцев (методист Научно-исследовательского центра традиционной культуры "Кубанский казачий хор”) рассказал о сотрудничестве знаменитого краснодарского Кубанского казачьего хора с Церковью, в частности, его участии в богослужениях. И.М. Червякова (регент Свято-Троицкого храма г. Майкопа) сообщила об образовательной программе школы, которая реализовывалась в тесном контакте с Астраханским Иоанно-Предтеченским монастырём в течение 2006-2020 годов. Н.В. Садыкова (преподаватель Детской школы искусств г. Долинска Сахалинской области) описала особенности и перспективы укрепления православных певческих традиций в Сахалинском регионе.

А.В. Косых (соискатель Санкт-Петербургской консерватории) продемонстрировала результаты своих разработок по редчайшей теме, связанной с изучением наследия русской секты духоборов. В частности, она впервые попыталась связать происхождение духоборческих "псалмов”, зафиксированных в Джавахетии с песнопениями меннонитов.

Первый в истории церковной музыки опыт создания культовых композиций в китайском традиционном стиле на основе тропарного осмогласия и литургии представила автор этих песнопений Н.Б. Старостина (Творческая мастерская О. Лундстрема).

Конечно, участники конференции не буквально поняли свою задачу как разработку темы, связанную с образом Александра Невского. Речь шла о разных вопросах церковного, и шире духовного, творчества. Однако фигура древнерусского князя стала своего рода организующим центром, обозначившим цель и смысл исследовательской работы в обширном поле, поскольку сам он был эрудированным человеком, хорошо понимавшим смысл и ценность разных духовных движений. Относился к ним с отчётливой государственной позиции приятия или, напротив, отрицания.

Несомненно вклад Московской консерватории в укрепление памяти о святом Александре Невском оказался весьма значительным и, вместе с тем, он отражает отношение к образу князя среди деятелей российской культуры вообще. Совершенно очевиден приоритет патриотических, духовных и, конкретно, музыкально-церковных вопросов. Причём, если в композиторском творчестве, произведения, аналогичные представленным, могли появиться в советские времена, то относительно научной проблематики всё сложнее. В самые последние советские десятилетия обсуждение памятников древнерусского церковного искусства в плане текстологического анализа допускалось, хоть, и ограниченно, были единичные опыты изучения старообрядческой культуры. Сейчас мы видим многократно расширившееся развитие опыта, заложенного в СССР (об этом подробнее – 4). А вот представить себе изучение музыкальной жизни приходов канонической Русской православной церкви и, тем более, характеристику участия известного светского хорового коллектива в богослужениях даже в 1980-е годы весьма трудно. Тут несомненно мы видим богатое приращение творческого потенциала и практических музыкантов и учёных. Другие темы - тоже скорее раскрытие ресурсов постсоветского времени, чем продолжение начатого. Думается. всё это свидетельствует, что за тридцать постсоветских лет мы не потеряли наработки советского времени, но приросли новыми возможностями, которые неплохо реализуются.

Казалось бы, на этом можно было благостно закончить статью выводом о том, что фигура Александра Невского послужила сильным средством консолидации нашего народа и его 800-летний юбилей играет большую объединяющую роль. Однако оказалось, что духовная ситуация в стране такова, что даже этот светлый образ может вызывать неприятие. В августе в средствах массовой информации прошла информация о странном случае в Новосибирске: Директор Городского открытого колледжа, кандидат исторических наук (!) С.А. Черныщов был вызван в СКР по поводу поста, опубликованного им в социальной сети, где была сформулирована реакция на идею некоторой группы жителей переименовать площадь на которой находится Областная администрация и Собор Александра Невского. Сейчас эта площадь носит имя Я.М. Свердлова. Инициаторы переименования предлагали назвать её именем князя. Чернышов отозвался таким текстом: «Первый - классический бандит, на революционной волне случайно попавший в верховную власть. Второй - классический коллаборационист, который продался завоевателям за статус (сейчас бы сказали - власовец)… Если с бандитом все понятно, то случай с Невским - вообще уникален, это, пожалуй, единственный эпизод (Ледовое побоище), который попал в учебники истории прямиком из киноэкранов. И ещё никто не доказал, что было что-то, кроме фантазии Сергея Эйзенштейна", - написал Чернышов" [7]. В 2008 году, когда на телевидении выбирали «имя России» и выбрали Александра Невского, эти упрёки звучали и были благополучно сняты в многочисленных обсуждениях. Но оказывается всё вернулось, да ещё в утрированном виде. С Власовым великого князя тогда, кажется. сравнить никому в голову не пришло, что правильно, так как такое сравнение было бы уместным только в одном случае: если бы после победы в Невской битве князь Александр пошёл бы под командованием Батыя захватывать Киев. Тогда было бы похоже. Сводить исторические представления о деятельности великого князя к кинофильму – совсем негоже, учитывая, что по поводу Ледового побоища существуют специальные исследования (например, 6), при том, что конкретный ход событий придуман сценаристами П.А. Павленко и Эйзенштейном.

Фильм в Советском Союзе был, конечно, очень популярен. Однако нельзя забывать, что перед съёмкой фильма, с начала 20-х годов образ святого подвергался кощунственным издевательствам большевистских властей, включая вскрытие святых мощей и надругательства над ними. Сама съёмка была, своего рода, прикрытым извинением за содеянное над любимым святым Руси, почитание которого началось ещё в XIII веке, канонизация состоялась при Иване Грозном, сотни храмов ему посвящённых веками строились по всей стране. При Петре Первом была основана Александро-Невская лавра, а в XIX веке три императора имели святого князя своим небесным покровителем (отсюда, надо полагать, и исключительная популярность этого имени в нашей стране).

При всей неубедительности позиции Чернышова вызов в СКР (значит кто-то написал жалобу) всё-таки представляется чрезмерной формой протеста. Видимо, сказался опыт борьбы против кощунственной постановки «Тангейзера» в Оперном театре, но там было с чем бороться [5]. Здесь же мы сталкиваемся только с преувеличенной страстностью реакций в поле общественных дискуссий. Лучше было бы в год 800-летия князя этого избежать, но такова духовная ситуация в стране. В общем-то, возможность подобных столкновений в правовом поле можно считать завоеванием постсоветского времени. Слава Богу, что таким способом можно купировать, действительно серьёзные конфликты. Наверное, святой благоверный князь Александр одобрил бы такую форму выяснения отношений.

Будем надеяться, что случай в Новосибирске останется неприятным недоразумением, которое лишь способствует укреплению понимания роли нашего великого деятеля как ключевой фигуры русской истории.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базунов, С. А. Иоганн Себастьян Бах. Его жизнь и музыкальная деятельность: биографический очерк. М.; Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 71 с.

2. Бегунов Ю.К., Клейненберг И.Э., Шаскольский И.П. Письменные источники о Ледовом побоище // Ледовое побоище 1242 г. Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища./Отв. ред. Г.Н. Караев. Москва - Ленинград, "Наука", 1966. - С. 203-212.

3. Житие Александра Невского / пер. В.И. Охотникова // Древнерусская литература. М.: Дрофа, 2002. - С. 173-183.

4. Лесовиченко А.М. Особенности советской музыкальной медиевистики // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения, 2014 (№31). - С.22-25.

5. Лесовиченко А.М. Уроки новосибирского «Тангейзера» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства, 2015, № 33-1. - С.64-70.

6. Матусевич А. Композитор Антон Висков: «Масштаб деяний Александра Невского неподвластен политическим соображениям любой из последующих эпох» // portal-cultura.ru 01/09/21.

7. http://www.comcb.info/material.php?id=611E02E5E044F

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 494

Ключевые слова: Андрей Лесовиченко

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (42)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930