Опубликовано 16.07.2022 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Гладышев Д.Ю. Духовное родство

Гладышев Д.Ю., член Региональной общественной организации «Новосибирское Историко-Родословное общество».

 

 

В литературе есть два толкования понятия духовного родства. Одно стоит на стыке народной традиции и суеверий: брат по путешествию, сестра по паломничеству, брат по свече, названная сестра…

Другое определение данного понятия дается в рамках Русской Православной Церкви. Оно очень четкое, конкретное и гораздо более узкое с точки зрения своей вариативности и одновременно гораздо более глубокое по степени наполненности содержанием и уровню ответственности, налагаемой на тех, кто в него вступает.

Современные авторы пишут, что «духовное родство связывает при крещении восприемников с их крестниками, родителями крестников, а также в соответствии с византийским правом детей и более отдаленных потомков крестников и восприемников, крестников и крестниц одного восприемника и их потомков между собой» [1. C. 420]. При этом духовное родство не касается бабушек, дедушек, братьев, сестер крещаемого и крестного.

Синонимами являются понятия «восприемник», «крестный отец», «крестная мать», а также устаревшие и местные варианты названий – «божат» и «божатка» (северноое), «кока». Крещаемый или крещаемая по отношению к восприемникам является «крестным сыном» или «крестной дочерью», сокращенно – «крестником» или «крестницей». Восприемники и родители крещаемого по отношению друг к другу являются «кумовьями». В литературе встречаются устаревшие синонимы слов кум, кума – «кмотр», «куепетра». В рамках традиционного канонического православного понимания духовного родства другие члены родов не имеют особых названий. Хотя в генеалогической литературе, не имеющей отношения к православной церкви, встречаются и иные названия, к примеру, «крестный брат».

Духовное родство начинается в момент совершения таинства крещения, в котором принимают участие крестные, крещаемые и родители крещаемых.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ДУХОВНОМ РОДСТВЕ

Вопрос духовного родства отражен в церковном законодательстве, формирующемся практически на всем протяжении истории существования Православной Церкви. Законодательство регулирует, с одной стороны, вопрос о личности восприемников, а, с другой стороны, брачное законодательство в связи с духовным родством.

Понятие о восприемниках в церковном законодательстве появляется в правилах Карфагенского собора 419 года, который закрепил участие восприемников при крещении болящих. Примерно в это же время в трактате «О церковной иерархии» «Ареопагитик» (V – VI вв.) были подробно описаны функции восприемников.

В первые века после принятия христианства на Руси большие споры в среде церковных иерархов вызывал вопрос участия в таинстве крещения одновременно крестного и крестной. Этот спор имел длинную историю и был связан с естественным чувством стыдливости человека, так как крещение в те времена осуществлялось полным погружением. Участие двух восприемников в таинстве крещения превратилось в правило, когда стали крестить младенцев.

Крестными не могут быть монахи, мужчины до 15 лет и женщины до 13 лет, иноверные, еретики, отступники, люди без твердой веры и с сомнительной нравственной репутацией. Хотя в определенные периоды истории делались послабления. Так, в XVIII - начале XIX веков в России практиковалось участие католиков в крещении в качестве восприемников, но они должны были читать Символ веры без Filioque.

ВОПРОСЫ БРАЧНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СВЯЗИ С ДУХОВНЫМ РОДСТВОМ

Во все времена на протяжении существования института восприемничества духовное родство считалось выше плотского.

Однако на протяжении церковной истории представление об охвате духовного родства менялось.

Трулльский собор (VI Вселенский собор, 691 – 692 гг) в 53-ем правиле запретил браки между восприемниками и родителями воспринятых. В «Василисках» это распространено на 3-ю степень родства (восприемник и его сын не могут жениться на воспринятой, её матери и и её дочери).

А Константинопольский Синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111) признал духовное родство до 7-й степени включительно. Эта же позиция нашла отражение в Кормчей книге, которую официально издали в 1650 году.

XIX век в России принес послабления в решения, закрепленные в Кормчей книге. Уже указ Святейшего Синода от 19 января 1810 года закрепил отказ от традиций византийского права и возврат к решениям Трулльского собора. В дальнейшем были и другие послабления.

Современное брачное законодательство Русской Православной Церкви по этому вопросу основывается на решениях Трулльского собора и синодальном указе 1810 года. Сейчас действует запрет брака между матерью крестника и его восприемником и между отцом крестницы и её восприемницей.

ОБЯЗАННОСТИ ВОСПРИЕМНИКОВ

Представления об обязанностях крестных по отношению к воспринятым ими от купели крещения людям оставались стабильными: «…участвовать в религиозном и нравственном воспитании новокрещеного, способствовать развитию его христианского сознания» [2. C. 420].

Это подразумевает, что в момент совершения таинства крещения крестны за младенцев и немых дают крещальные обеты и произносят Символ веры, а при крещении взрослых являются свидетелями серьезности их намерений.

В случае серьезных проблем в родительской семье крестные родители оказывают покровительство крестникам, а иногда даже берут их на свое попечение.

ОТРАЖЕНИЕ ФАКТА ДУХОВНОГО РОДСТВА

В МЕТРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ

По мере развития государства и православной церкви формировалась система документальной фиксации факта духовного родства. Исследователи начала XX века писали: «В виду ведения метрических книг духовенством, вероисповедный элемент играет большую роль и рассмотрение русской системы метрических записей невозможно иначе, как по отдельным вероисповеданиям» [3. C. 110].

Метрические записи ввел в Киеве в 1646 году митрополит Петр Могила. Однако после него они были заброшены. В 1666 – 1667 годах, на Московском церковном соборе произошло первое культовое законодательное оформление ведения метрических книг в России, хотя техника ведения метрик не была точно определена.

В XVIII веке активно развивалось законодательство, в том числе по вопросу ведения метрических записей. Причем, в связи с упразднением Патриаршества и созданием Священного Синода развитие системы метрических записей фактически получило государственное регулирование.

Первым светским узаконением стал указ Петра I от 14 апреля 1702 года «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших». Эти ведомости составлялись на основе метрических книг.

В XIX столетии продолжалось развитие законодательного регулирования ведения метрических книг. В 1806 году были введены печатные бланки метрических книг. 28 февраля 1831 года был издан указ Синода об упорядочении метрических записей, согласно которому уточнялись названия отдельных граф; в записи о рождении была введена раздельная нумерация по полу, а также указание имени и отчества матери рожденного, дата события стала указываться полностью. 22 ноября 1837 года император Николай I утвердил обновленную форму метрических книг. Указ Синода от 7 февраля 1838 года ввел в метрические книги графы удостоверения событий церковнослужителями и свидетелями (для родившихся) и поручителями (при бракосочетании); часть «о смерти» дополнялась указанием имени священника, совершившего обряд. Эта форма просуществовала до самого момента отмены церковной регистрации рождения, крещения, брака и смерти. Мертворожденных в метрических книгах не указывали.

Местная консистория для приходов изготавливала метрические книги в 2х экземплярах. По окончании года один экземпляр отправлялся в архив в консисторию, а другой – хранился в церкви. Выписки из книг давали священники, а метрическое свидетельство выдавалось в консистории и только в одном экземпляре. Для получения второго экземпляра необходимо доказательство уничтожения первого экземпляра. В метрических книгах фиксировались полные фамилия, имя, отчество восприемника и его социальный статус.

С установлением в 1917 году в нашей стране советской власти произошли серьезные изменения в системе ведения метрических записей. 18 декабря 1917 года был издан декрет ВЦИК и СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», передавший ведение метрических книг от церкви к государству. Хотя в некоторых районах России церковные метрические книги по-старинке вели до 1921 года. «Кодекс законов об актах гражданского состояния» 1918 года заменил метрические тетради на реестровые (актовые). Тогда же приходские метрические книги были переданы в волостные и уездные органы загс, а консисторские – в губернские отделы загс. В 1919 году циркуляр НКВД РСФСР и Главархива закрепил передачу всех метрических книг до 1863 года в ведение губернских уполномоченных Главархива.

В связи с преследованием советской властью церкви ведение церковных метрических книг в то время было невозможно.

Вопрос о возрождении системы документальной фиксации факта совершения таинства крещения встал в Русской Православной Церкви после распада СССР. Об этом говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 25 марта 2003 года:

«Метрические книги в разных храмах ведутся неодинаково. Для этого приспосабливаются самые разнообразные тетради, бухгалтерские книги и т.п. Сведения, которые заносятся в них, также далеко не унифицированы. Это является следствием тех лет, когда приходилось многие крестины и венчания скрывать, не регистрировать, поскольку уполномоченных по делам религий удовлетворяли записи совсем не тех сведений, которые необходимы Церкви.

Видимо, Издательскому Совету следует продумать формат и оформление метрических книг, согласовать их с Нами и утвердить перечень заносимых в книги сведений, для чего нужно обратиться к дореволюционному опыту. В книге должна быть инструкция по её заполнению. Плотность бумаги и качество переплета также должны быть рассчитаны на максимально длительное использование, поскольку многие и государственные архивы пользуются церковными метрическими книгами, заполненными 200 – 300 лет назад. Это необходимо и для церковной истории, и для архивного дела.

Было бы неплохо также разработать оригинал-макет и издать богослужебный журнал единого образца (с расчетом по крайней мере на год), поскольку сейчас в храмах богослужебные журналы ведутся, как у кого получится» [4. C. 46].

При Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле в 2012 году Издательство Московской Патриархии выпустило в свет новые метрические книги и богослужебный журнал в соответствии с утвержденной Синодом единой формой. Основанием к этому стало решение Священного Синода от 27 июля 2011 года, согласно которому, была введена форма бланков свидетельств о совершении Таинства Крещения и Таинства Брака, а также форма богослужебного журнала и метрических книг – единые на всей территории Русской православной Церкви.

ССЫЛКИ

1. Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, том XVI.- Москва, 2007. – 716 с.

2. Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, том XVI. - Москва, 2007. – 716 с.

3. Большая энциклопедия. Под ред. С.Н.Южакова. Т. 13. - С-Петербург, 1909. – 794 с.

4. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 25 марта 2003 года. - Москва, 2003. – 52 с.

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 280


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031