Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Спасти уходящую Русь

Спасти уходящую Русь


14.05.2014.

В Московском строительном колледже № 26 нашли эффективный способ, как заинтересовать учеников родной культурой и православной верой

Приобщать молодых людей к Церкви можно разными способами: паломническими поездками, рассказами о подвигах святых и новомучеников или через уроки православной культуры. Однако есть и еще один, не менее действенный метод — восстанавливать своими руками разрушенные памятники православной архитектуры. Ведь заброшенные храмы и часовни — это не только образцы древнего зодчества, но и живые свидетельства искренней веры в Бога и любви к Нему наших предков.

Студенты 26-го строительного колледжа участвуют в реставрации памятников архитектуры уже более десяти лет. Эти поездки в рамках летней студенческой практики — часть проекта «Наследие», который объединяет неравнодушных к отечественной архитектуре преподавателей и учащихся нескольких столичных колледжей. Один из крупных проектов, в котором ученики работали бок о бок с профессиональными реставраторами, — храм Святого Александра Свирского на Хижгоре в национальном Кенозерском парке в Архангельской области. Одну из идей создателей «Наследия» — восстановление Ильинского храма в селе Турилово — удалось осуществить благодаря поддержке международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», который, как сказано на сайте, поощряет творчески активных людей к «созидательной деятельности, направленной на благо ближнего, на сохранение и укрепление культурно-нравственных традиций».

Маяки вечности

Спасти уходящую Русь Один из последних совместных проектов «Наследия» и «Православной инициативы» — Ильинский храм в селе Турилове (Антроповский район Костромской области) на месте разрушенного в 1960-х годах одноименного каменного храма. Идея его строительства принадлежит православному философу и краеведу Василию Моксякову, который уже 15 лет живет вблизи Турилова. За эти годы краеведу удалось много чего добиться: получил благословение правящего архиерея на строительство храма, нашел инициативных людей, которые на расчистку фундамента прислали студентов столичного Колледжа предпринимательства № 11. «Турилово знаменательно тем, что это дворянское гнездо рода Рылеевых, многие из которых жили в этих местах и были похоронены на Ильинском погосте. Здесь бывал известный русский богослов профессор Московской духовной академии Александр Голубцов, друг историка Василия Ключевского. Это место связано с нашей историей, нашей культурой», — поясняет Василий Михайлович в интервью журналу.

Поучаствовать в восстановлении храма пригласили и Строительный колледж № 26. «Мы сразу согласились, — вспоминает заместитель директора учреждения Дмитрий Тузов. — И обратились за помощью к архитектору Елене Александровне Ополовниковой, крупнейшему эксперту деревянного зодчества. Она предложила ничего не выдумывать, а восстанавливать то, что уже было до нас. Наш выпускник, теперь уже студент Института реставрации, Андрей Кулешов предложил использовать проект храма XVII века, возведенного три века назад неподалеку от города Устюжна Вологодской области, но утраченный уже в советское время». Этот храм, по мнению экспертов, идеально подходил для Тури­лова, и в память о нем студенты и выпускники колледжа срубили ­новый Ильинский храм.

Освящение Ильинского храма состоялось в ноябре 2013 года. В Турилово приехала районная администрация, собрались жители окрестных деревень. «Когда работы по возрождению храма только начинались, никто не верил, что это возможно», — вспоминает Василий Моксяков. «Там уже нет ни школы, ни почты, ни магазинов, того и гляди свет отрубили бы, — улыбается Дмитрий Тузов. — А тут раз — и храм появился!» Местные скептики с недоумением спрашивают, зачем все эти труды в селе, где живут всего несколько пенсионеров и куда в распутицу из райцентра Антропова, расположенного за 30 км, добираться два часа?

Но протоиерей Александр Шастин, благочинный Антроповского района, считает иначе: «Это восстановление исторической памяти, восстановление святыни, что всегда воодушевляет людей. В сердце появляется надежда на возрождение жизни в этом селе. И это нужно не только живущим там пенсионерам. Наше благочиние иногда делает своего рода паломнические поездки для всех, кто желает посетить разрушенный храм в его престольный праздник. Кому-то просто интересно, а у кого-то на кладбище возле сельского храма похоронены близкие, которые жили в этом селе. Такие храмы как маяки вечности, ниточка, которая людей связывает со своим родом, со своей малой родиной, напоминает, кто они и откуда».

Василий Моксяков тоже уверен: начинать возрождать село, родную землю надо с духовной жизни, с храма. «Если мы доверяем Богу, то в первую очередь стараемся исполнить Его волю, — говорит краевед. — Мы делаем это в надежде, что Он, видя нашу решимость, поможет наладить бытовую жизнь в этих местах. И такие примеры есть, когда вокруг храма объединяются люди и место получает вторую жизнь». К слову, местные энергетики уже пообещали Василию Михайловичу бесплатно провести в храм свет. Он очень надеется, что и местная администрация поможет решить вопрос c ремонтом дороги. По благословению правящего архиерея Моксяков по праздникам совершает богослужение мирянским чином (у местного священника четыре приписных храма в районе, и он не всегда успевает приехать в Турилово).

Преображение

Дмитрий Тузов убежден, что участие ребят в проекте «Наследие» приносит пользу не только памятникам архитектуры, но и его воспитанникам. «За время моей работы в колледже я наблюдаю удивительные примеры духовного роста, происходящие с людьми, которые занимаются восстановлением и сохранением памятников русского православного зодчества, — говорит Дмитрий Тузов. — Среди наших выпускников есть даже те, кто стали священниками. Это было трудно себе представить, когда они только пришли в колледж 14-летними подростками. Преображение их души я напрямую связываю с их участием в восстановлении памятников». Это неудивительно, потому что в ходе работы ребята начинают интересоваться своей историей и культурой. Для одного из студентов колледжа, Андрея, участие в реставрационных работах стало дорогой к храму. Он рассказывает, что начал воцерковляться, когда отправился на восстановление каменного храма в село Домнино Костромской области. Так получилось, что по времени это совпало с его днем ангела. «Меня поздравляли так, как будто у меня был день рождения. Потихоньку я начал там молитвы читать, причастился в первый раз. Я почувствовал в душе благодарность Богу. Правда, регулярно причащаться еще не начал, зато стал ездить по разным храмам и монастырям. Эти поездки помогают моему духовному становлению», — гово­рит он.

Елена учится на реставратора. Она поступила в колледж, потому что не могла равнодушно наблюдать, как разрушаются памятники древней русской архитектуры. Работа в коллективе реставраторов помогает ей не только развивать профессиональные навыки, но и расти духовно. В частности, воспитывать в себе смирение, когда требуется подчиняться старшим и более опытным наставникам. Реставрационными экспедициями Елена увлекла и супруга, инженера в одной из авиационных компаний. «От своей работы он не получал особого удовлетворения, и складывалось так, что, хотя он был занят весь день, жизнь как будто проходила впустую. А в экспедиции он смог сделать что-то своими руками и увидеть плоды своего труда, хотя раньше нигде этому не учился. Он почувствовал, понял, что для него это очень значимо, что это как раз та работа, от которой он получает удовольствие. Это помогло ему взглянуть по-иному и на свою прежнюю профессию и обрести в ней новый смысл», — говорит Елена. Сейчас она готовит реставрационный проект кирпичной часовни в память Ивана Сусанина в деревне Домнино в Костромской области.

В том, что молодежь сегодня часто не видит глубокого смысла в своем труде, Тузов оценивает как серьезную проблему: «Нет какой-то захватывающей идеи, которая оправдывала бы их труд, нет порыва». Как раз реставрация древних памятников, по мнению заместителя директора колледжа, им такую идею дает. «Контраст между уровнем почти утраченной культуры и тем, что от нее осталось, спустя столетие заставляет человека задуматься и о своем месте в жизни и над тем, что он может сделать, чтобы исправить эту ситуацию, — анализирует Тузов. — Кроме того, ребята видят, что от них тоже зависит результат важного дела, они начинают расти профессионально. И в итоге получается такая интересная педагогическая технология».

Сейчас, когда в стране ощущается большой дефицит специалистов-реставраторов древнего зодчества, это особенно актуально. Например, Константин заинтересовался туриловским проектом, когда увидел сборку будущего Ильинского храма на полигоне колледжа: «Меня затянул сам процесс, и я вжился в это дело. Почувствовал, что я хочу этому учиться. В Турилове работал с разными инструментами и многому научился». Костю обаяла и воодушевила природа костромских просторов и дружная атмосфера бригады. Получив диплом реставратора памятников каменного и деревянного зодчества, он вновь поступил в колледж, но уже на специальность технолога деревообработки.

Новый проект

В этом году 26-й колледж вновь участвует в конкурсе «Православная инициатива». Он надеется выиграть грант, который поможет в восстановлении Георгиевской часовни в селе Большое Плоское, в 150 км от Твери. Это место помнит новомученика Алексия Сибирского, который служил в соседнем селе Козлове и был расстрелян в 1937 году. По воспоминаниям старожилов, отец Алексий часто служил и в Георгиевской часовне, был желанным гостем в домах прихожан. Мимо нее лежал и его последний путь, когда, арестованного, красноармейцы вели отца Алексия в тюрьму Вышнего Волочка.

Полуразрушенный каменный храм в Козлове, где служил новомученик, сейчас тоже реставрируется. Село было административным центром, а в соседних селах были только приписные часовни. Некоторых уже нет, а те, что сохранились, нуждаются в срочном ремонте.

Колледж № 26 уже сделал проект часовни, провел исследовательские работы. Для удобства работы Георгиевская часовня была разобрана студентами и перевезена на полигон колледжа. «Проект "Наследие” важен для нас еще и тем, что учащиеся не на макетах изучают русское деревянное зодчество, а работают с материалом, из которого и был сделан памятник. Это очень существенно — почувствовать старое дерево, освоить технологию работы с ним на практике», — считает Дмитрий Тузов.

Такие проекты еще и хороший повод для исторических исследований. Реставраторам интересен и возраст материала, и архитектурные традиции тех мест, где стоит часовня. Определить возраст помогут коллеги из Института искусства реставрации. Кроме того, пока неизвестно, какой была у этой часовни крыша. Та, которую застали сейчас, настелена уже второй раз. Пока в архивах не нашли ее фотографии. Возможно, на архитектуру этой часовни могли повлиять как традиции карельского народа, проживающего в тех местах, так и столичные веяния. Так, одни исследовательские темы тянут за собой, как ниточки, другие.

Пробудить в своих студентах соучастие к гибнущим шедеврам архитектуры, не дать им равнодушно созерцать, как уходят в небытие целые пласты традиционной для России культуры, для Дмитрия Тузова очень важно. И молодость — самый благодатный для этого возраст. Своим энтузиазмом он заразил и других: коллеги Тузова из других колледжей теперь вместе со своими воспитанниками летнюю практику тоже проводят на восстановлении храмов. Многие отмечают, как благотворно эта работа влияет на учеников. Особенно заметны изменения у трудных подростков: они становятся спокойней, ответственней, начинают следить за своей лексикой и поступками. «Я спросил одну девушку с очень сложной судьбой: "Зачем тебе, молодой и красивой, всё это надо?” — вспоминает Дмитрий Тузов. — И она мне ответила: "Я так многим обязана Богу, что хочу Ему послужить”».

Алексей Реутский, ЖМП № 4 апрель 2014


 
Вернуться назад