Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Есть ли будущее у сельских храмов?

Есть ли будущее у сельских храмов?


17.05.2014.

Как можно восстанавливать и затем поддерживать в должном состоянии сельские церкви, если зачастую их приходы составляют несколько старушек? Похоже, нужны новые модельные проекты, особенно в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви, где нет особой возможности поддерживать сельские приходы за счет городских. Одним из таких проектов может стать единственный в России храм святой мученицы Аллы, что в селе Старая Потловка Пензенской области, уверен попечитель храма Александр Мраморнов.

Есть ли будущее у сельских храмов? В декабре 2011 года, когда только начиналось создание новообразованных епархий, Святейший Патриарх Кирилл, встречаясь в Николо-Угрешском монастыре с архиереями нескольких уже созданных тогда новых епархий, сказал следующие слова, являющиеся, на мой взгляд, программными: «В каком-то смысле создание новых епархий ― это духовная и интеллектуальная инвестиция, которую Церковь осуществляет в жизнь своего народа в тех местах, которые обойдены всякими инвестициями. У нас вкладывают деньги туда, откуда быстро придет прибыль. А вы начинаете свое служение там, куда деньги обычно не вкладывают, а если вкладывают, то очень незначительно. Стало быть, Церковь должна быть первой в этом деле; а ведь то, что мы сейчас делаем, — это действительно инвестиции, потому что начать епархиальную жизнь ― это вложить не только свой разум, силы, энергию, но и материальные средства. Для чего? Для того чтобы изменилась жизнь нашей глубинки».

Мне кажется, что эти размышления предстоятеля Русской Православной Церкви проникнуты подлинным патриотизмом, любовью к истории и упованием на лучшее будущее своей страны. В то же время они правдиво напоминают о печальном состояние российских территорий, русской глубинки, в котором они пребывают в настоящее время.

Административной, экономической, культурной и антирелигиозной политикой партии большевиков 1920-х − 1930-х гг. в нашей стране были запущены идущие до настоящего времени деструктивные процессы, приведшие по сути дела к деколонизации России – опустошению ее территорий. Василий Осипович Ключевский писал, что «история России − это история страны, которая колонизуется». Деколонизация – это поворот истории вспять, иначе сказать – деградация страны.

В стереотипном православном сознании наших современников (не являющихся специалистами в отечественной истории) упомянутая послереволюционная эпоха – это время страшных гонений на Церковь и веру. Хорошо известно, что один и тот же часто повторяемый грех и одна и та же укорененная страсть влекут за собой другие. Это явление духовной жизни имеет свой аналог в историческом процессе: одна ошибка, одно преступление, как правило, влекут за собой другие. Именно так происходило в нашем Отечестве. Мне трудно представить антицерковные репрессии без политики военного коммунизма, а для чуть более позднего периода — без коллективизации и индустриализации. Псевдонаучный атеизм очень хорошо сочетался с насильственной урбанизацией (выселением людей с насиженных мест), с принудительным включением в колхозы, с бездумным уничтожением сильных индивидуальных хозяйств, с варварскими по отношению к природе методами хозяйствования.

Гонка за большой цифрой в отчетном листке и выполнением плана привела в исторической перспективе к слому пусть и традиционной, но системной и работающей экономики в регионах, а антирелигиозная пропаганда – к опустошению в душах на несколько поколений вперед. И если колонизация продолжалась столетиями, то для деколонизации многих районов страны хватило считанных десятилетий.

Разрушение приходской сети, культурных связей и системы социальных отношений не подлежит мгновенному восстановлению, тем более когда основное русло государственной политики и не направлено на такое восстановление. Да и 25 лет – это очень маленький срок. Но стоит вспомнить, что при колонизации русских земель – как в средневековье в нынешней Центральной России, так и позднее в Поволжье, на Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке – всё начиналось с отдельных очагов, которые только потом связывались в сети.

Такими очагами и могут стать в наши дни сельские приходы новообразованных епархий. Как кажется, в первую очередь следует обращать внимание на те пункты на карте новообразованных епархий, в которые могут потенциально потянуться люди, а следовательно – и те инвестиции, о которых говорит Святейший Патриарх.

Что привлекает современного человека, например, состоятельного горожанина? При загрязненности наших больших городов – конечно, экологическая чистота места. Экологическая чистота нередко создает идеальную возможность для созерцания и молитвы. Но экологически чистое место – это еще и то место, с которого можно получить чистое продовольствие, где можно пить чистую воду.

Кроме того, людей привлекает интересная история: не просто что здесь или там кто-то служил, жил, строил, но что именно здесь произошло то или иное удивительное событие.

Наконец, создание такого очага может происходить из каких угодно источников, но самое главное, на мой взгляд, в том, чтобы восстановленный храм, приход, монастырь становился после своего освящения самофункционирующим, или говоря экономическим языком – рентабельным объектом. В этом и есть развитие.

Ситуация же в настоящий момент такова, что почти любой храм, открываемый сейчас в селе, требует постоянной «подкормки» извне. Многие ответственные епархиальные архиереи, например, назначают своим священникам, служащим на селе, заработную плату в размере среднего дохода по этому региону. Такая модель работает (особенно в «старых» епархиях, центр которых – богатый областной центр), но она недолговечна и она не способна обеспечить в полном объеме те инвестиции, о которых говорил предстоятель Русской Церкви в выше процитированной речи.

Что же делать? Я думаю, что в такой огромной сельскохозяйственной стране, как Россия, выход один – это храмовое хозяйство. Сельский храм должен обязательно иметь хотя бы небольшое, но образцовое хозяйство, которое позволяло бы поддерживать достойное материальное положение священника этого прихода, а также покрывать основные расходы по содержанию храма в благолепном виде. Идеально было бы выработать модель, которая бы исключала «перекосы» синодального периода, когда порой сельский поп ничем не отличался от самого простого хлебопашца и постоянно работал в поле, не имея времени для душепопечения и собственно пастырской деятельности.

Для этого храмовое хозяйство должно стать современным с точки зрения организации и практики хозяйствования, а это означает, что в огромном большинстве случае такое хозяйство должно быть создано, сконструировано извне, а не членами самой уже существующей или будущей приходской общины. Что греха таить: очень часто прихожане наших сельских храмов – это несколько бабушек-пенсионерок. Не они же смогут создать современное храмовое хозяйство! Для его создания, безусловно, нужны новые церковно-общественные структуры, эксперты, специалисты в необходимых областях, и я уверен, что в нашей Церкви и рядом с ней уже есть такие люди, просто необходима координация их усилий и поддержка этих процессов со стороны священноначалия Церкви в плане преодоления тех традиционных препонов, с которыми сталкивается каждый, кто инвестирует средства, силы, умения в современную российскую экономику.

Нет ничего зазорного и в том, чтобы посмотреть на западные образцы: например, в Германии у монастырей и приходов имеются большие и успешно действующие фермы, которые позволяют им не только обеспечивать клир, братию, нуждающихся прихожан, но и вести широкую культурную и социально-просветительскую деятельности, а говоря откровенно – финансово подкреплять христианскую «внутреннюю миссию».

Примеры того, о чем я размышлял выше, наверное, уже есть в нашей стране и в нашей Церкви. Но они как-то не звучат в нашей повседневности, и мы мало слышим не только о достигнутых результатах, но даже о планах. В то же время модельные сельские приходы, у которых «получилось», нам очень нужны.

Кажется, что единственный в России храм, посвященный святой мученице Алле, имеет предпосылки стать таким модельным приходом.

 

 

Об этом храме в селе Старая Потловка (Сердобская епархия Пензенской митрополии) – его истории, планах восстановления храмового здания и устройства прихода − подробно могут узнать посетители выставки, которая проходит с 12 по 24 мая 2014 года в актовом зале Российского православного университета по адресу: Новая площадь, д. 12. Проезд: ст. м. «Лубянка», «Китай-город».

А 18 мая всех желающих приглашают на презентацию выставки. Она состоится в 17:00 в актовом зале РПУ на Новой площади.

Собравшиеся услышат рассказ потомков строительницы храма, известной меценатки начала XX века Надежды Рихтер о возрождении образовательных и культурных традиций ее эпохи, а также увидят фрагмент мультфильма «История одной маленькой девочки» о безвременно ушедшей Але Рихтер, в память о которой был некогда построен храм. Ведущий мероприятия, на которое приглашены представители музейного и образовательного сообществ, бизнеса и государственной власти, духовенство, учащиеся вузов и школ, прихожане московских храмов, − попечитель храма, известный церковный историк Александр Мраморнов.

Справки и аккредитация прессы: rodzem@yandex.ru, +7 (916) 734-97-38.

Александр МРАМОРНОВ, Приходы.ru


 
Вернуться назад