Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Территория трезвости

Территория трезвости


19.05.2014.

16 мая в Тверской области открылся международный фестиваль православных обществ трезвости «Татевские чтения» имени С.А. Рачинского. Он проводится в селе Татево, где жил и работал выдающийся педагог Сергей Александрович Рачинский. Здесь он в 1882 году создал Татевское общество трезвости, положившее начало движению за трезвость в Русской Православной Церкви. По его образцу в дальнейшем создавались тысячи подобных обществ.

Территория трезвости «Татевские чтения» проводятся уже второй раз – впервые они прошли осенью 2012 года. Цель фестиваля – создание на время проведения в Татево «территории трезвости», где участники могли бы приобщиться к традициям трезвеннического движения в России.

В день открытия в рамках фестиваля состоялась научно-практическая конференция, на которой обсуждались несколько связанных тем: методики борьбы с патологическими формами зависимости, работа семейных клубов трезвости и деятельность С. А. Рачинского.

«Татевские чтения» открылись молебном в Троицком храме села Татево. Затем с приветственными словами выступили епископ Ржевский и Торопецкий Андриан, глава Оленинского района Тверской области Олег Дубов, председатель правления Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости протоиерей Алексий Бабурин, благочинный Оленинского района протоиерей Владимир Евстигнеев и директор Татевской школы имени Рачинского Валентина Марченкова.

Что такое зависимость?

Конференция была разделена на три тематические секции. Первая из них посвящена вопросу о том, что такое зависимость, и духовному аспекту реабилитации.

Так, доцент кафедры наркологии Российской медицинской академии последипломного образования Екатерина Соборникова рассказала о так называемом био-психо-социо-духовном подходе к пониманию зависимости. Он предполагает, что различные виды зависимостей имеют общие причины развития. Разделить их можно на четыре уровня: на биологическом уровне это, в частности, наследственность, повреждения центральной нервной системы или головного мозга, на психологическом − неумение справляться с жизненными ситуациями, плохая переносимость стрессов, неумение обращаться за помощью. На социальном уровне главный возможный изъян – дефицит семьи.

Существуют свои дефицитарности и на духовном уровне. Так, по словам Е. Соборниковой, они могут касаться ценностно-смысловой сферы – например, искаженное представление о человеческой жизни, смерти, любви, одиночестве, недостаточность саморазвития, недостаточная сформированность системы ценностей. Таким образом, по мнению автора доклада, в реабилитационной программе должна учитываться не только медицинская, но и духовная составляющая.

Необходимости правильного понимания того, что такое зависимость, было посвящено и выступление иеромонаха Иринарха, клирика Архангельского подворья Казанского мужского монастыря Шуйской епархии. По его словам, сейчас наблюдается два подхода к этой проблеме: зависимость воспринимается как греховная страсть или как химическая болезнь в классическом понимании этого слова. Иеромонах Иринарх подробно остановился на понимании болезни как греховной страсти, отметив, что в некоторых случаях при избавлении от одной страсти она может заменяться другой, более высокого уровня. В этом случае человек не приближается к спасению, а удаляется от него.

С докладом также выступила представитель Научного центра психического здоровья РАМН Ольга Борисова. Она отметила, что в случае, если у человека возникает психическое заболевание, нельзя ограничиваться признанием только духовной составляющей недуга – это может повредить самим больным. Бывают случаи, когда вследствие неверной оценки состояния зависимого и причин этого состояния больные вовремя не получают необходимого медицинского психиатрического лечения.

Протоиерей Алексий Бабурин, подводя итоги обсуждения этого вопроса, подчеркнул значимость проблемы правильной квалификации состояния человека, пристрастившегося к психоактивным веществам. По его мнению, духовный и медицинский подходы не противоречат друг другу – просто их приверженцы пользуются разными языками для описания одной и той же проблемы. И био-психо-социо-духовный (экологический) подход – наиболее удачный путь к согласованию различных взглядов.

Специалисты Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского Елена Синекаева и Надежда Никольская рассказали о своем опыте работы с созависимыми и реабилитации опийных наркозависимых с длительным стажем употребления психоактивных веществ.

Выступление протоиерея Алексия Панченко, настоятеля храма мученицы Татианы в Стерлитамаке, было посвящено работе семейного клуба трезвости. Кроме того, о работе в своих регионах рассказали ведущий группы «Начало» из Владимира Александр Гребнев и представители приходского общества «Трезвение» при екатеринбургском храме святителя Николая.

Научение трезвости

Главной темой второй секции стала работа православных семейных клубов трезвости (СКТ) в России. С докладами на эту тему выступили представители Межрегионального общественного движения в поддержку СКТ Андрей Магай, Дмитрий Девяткин, Елена Савина, Любовь Новикова и Ирина Микурова. Сейчас в различных регионах действует девятнадцать таких клубов. Межрегиональное движение в поддержку семейных клубов трезвости работает на безвозмездной основе, помощь еженедельно оказывается примерно 160 семьям. Историю, основные методологические принципы и современное состояние клубов, состоящих в движении, осветил А. Магай.

Д. Девяткин рассказал об основных мифах и предрассудках, препятствующих людям на пути к избавлению от алкоголизма. Например, человек боится, что может стать изгоем в обществе, где все вокруг пьют; однако в действительности, по словам Д. Девяткина, такой человек, скорее, постепенно станет примером для окружающих. Для успеха важна регулярность посещений клуба в сочетании с желанием изменить свой образ жизни.

Л. Новикова рассказала о проблемах созависимости в работе семейных клубов трезвости; И. Микурова – об информационных ресурсах движения СКТ; Е. Савина поделилась своими размышлениями о роли совести в духовно-нравственной системе воспитания.

В начале движения за трезвость

Третья секция конференции была озаглавлена «С.А. Рачинский – ученый, педагог и создатель православного общества трезвости». С докладами на эту тему выступили исследователи деятельности Сергея Александровича. Так, в докладе Юлии Марковской отмечалось, что вначале созданное им Татевское общество трезвости насчитывало около 300 − 400 человек, а к началу XX века – около тысячи членов. Общество не имело устава или официального статуса; среди методов его работы – личный пример, организация паломничеств.

Доклад Анны Горячевой касался круга общения С.А. Рачинского – людей, которые состояли с ним в переписке в татевский период жизни. Среди них были обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, писатель и публицист В.В. Розанов, игумения Екатерина (Ефимовская), а также святитель Николай Японский.

На конференции упомянули о разнице отношения к алкоголю в России и в Японии − своими наблюдениями на этот счет поделилась Наталья Ерофеева. Помимо докладов по основной теме секции участники заседания также услышали выступление Натальи Соколовой о работе выдающегося педагога А.С. Макаренко.

Завершилась конференция словом директора местной школы, носящей имя Сергея Александровича Рачинского. В. Марченкова рассказала, что в школе сейчас обучаются лишь семнадцать учеников, и, несмотря на это, учебное заведение сохраняется − его закрытие может привести к исчезновению всего села. По мнению директора школы, проведение фестиваля «Татевские чтения» не только привлекает внимание к вопросам трезвого образа жизни, но и к проблемам села Татево.

Дмитрий НИКИТИН, Приходы.ru


 
Вернуться назад