Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Еще один праздник

Еще один праздник


23.05.2014.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец – один из самых любимых народом святых. Множество храмов в честь этого угодника Божия были построены по лицу земли, множество чудес совершается по молитвам к этому святому. В церковном календаре мы находим сразу три дня празднования святителю Николаю: не только в годовщину преставления 6 (19 по н. ст.) декабря и день перенесения его мощей в итальянский город Бари, которое отмечается ныне, но еще и рождество святого Николая 29 июля (11 августа по новому стилю).

Еще один праздникНа Вятской земле была составлена специальная служба рождеству святителя – она дошла до нас в рукописи Вятского кафедрального собора. Датируется рукопись, которая, возможно, является списком с более древнего источника, началом XVII века. Гимнографические тексты содержат информацию о написании службы по святительскому благословению, которое, по мнению исследователей, было дано самим святителем Макарием Московским, глубоким почитателем святителя Николая.

Но на Вятской земле есть еще один день памяти святого Николая – он связан с обретением чудотворного Великорецкого образа этого угодника Божия, которое произошло в 1383 году, когда на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился чудотворный образ. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о ней быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на этом месте часовню, а позже началось строительство храма – более достойного места для чудотворного образа.

В XIII–XIV веках русские люди только еще начали поселяться на вятской земле, заселенной тогда, в основном, языческими племенами. Беспокойство за святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (именно такое название имел в то время и до 1780 года центр Вятского края). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли – Великорецкий крестный ход.

Дата празднования обретения чудотворного образа 24 мая (6 июня по н. ст.) установлена в 1668 году первым епископом Вятским и Великопермским Александром. До 1777 года крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом он стал проходить по суше.  Сухопутный маршрут молитвенного шествия на реку Великую и обратно определен в 1778 году архиепископом Вятским и Великопермским Лаврентием (Барановичем). Этим путем и ныне следуют паломники, участвующие в возрожденном Великорецком крестном ходе.

Cлава о чудесной иконе со временем разошлась по окрестным землям и дошла до стольного града. В XVI веке по велению царя Иоанна IV Васильевича икона была доставлена из Хлынова в Москву, по пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу государя один из приделов строившегося тогда Покровского собора (его мы знаем больше как храм Василия Блаженного) был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени по всей Руси начинается почитание Великорецкого образа святого Николая. Второй раз чудотворная икона побывала в Москве в XVII веке по велению первого царя из рода Романовых – Михаила Феодоровича.

До 20-х годов XX века Великорецкий образ находился в кафедральном соборе Вятки, отсюда же начинался ежегодный крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все эти годы все равно шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом приснопамятного Патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу был присвоен статус всероссийского.

Великорецкий крестный ход – самый древний, известный, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли. Он начинается 3 июня от Серафимовского собора города Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт – село Великорецкое, где совершаются молебны в храмах и на берегу реки Великой. В 2005 году в селе учрежден Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь.

На богослужения в Великорецком обычно собираются более 10 тысяч человек из разных концов России и из-за рубежа. Обратно паломники возвращаются через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Осталось немногим более двух недель – и снова тысячи православных людей, как и их предки более шести столетий назад, с молитвой святителю Николаю отправятся в 180-километровое путешествие к месту обретения святыни.

Приходы.ru


 
Вернуться назад