Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Недетская литургия

Недетская литургия


02.06.2014.

Продолжаем разговор на тему «Дети в Церкви». Ректор Института христианской психологии, клирик московского храма святителя Николая на Трех Горах протоиерей Андрей Лоргус предлагает родителям вспомнить, зачем они приводят своих чад на богослужение. «Порой младенцев, маленьких детей приносят или приводят в храм для того, чтобы те получали благодать как некое излучение, напитывались благодатью, словно батарейка заряжается, будучи включена через специальное устройство в розетку», – отмечает он.

Недетская литургия

 

Есть ли различие в участии детей и взрослых в богослужении?

– Участие детей и родителей в Таинствах и богослужении разное, и, конечно, это нужно иметь в виду как родителям, так и тем, от кого зависит устроение церковно-приходских отношений. В конце концов, мы сообразовываемся с возрастом и в других случаях – например, когда настоятель, его помощник или староста решает, что для тех, кто полон сил, стулья в храме ставить не следует, а для бабушек – обязательно.

Когда же мы говорим о детях, нужно также иметь в виду, о ком идет речь: грудных младенцах, маленьких детях, школьниках, подростках… Так, младенцев приносят причастить в тот момент службы, который кажется уместным родителям, а с ребятами постарше – например, с семилетнего возраста – уже другая история: с них другой спрос.

В некоторых приходах родителям с совсем маленькими детьми настойчиво рекомендуют приходить к концу литургии, потому что в ином случае, проведя на руках папы или мамы несколько часов, устав от толпы и шума, малыши начинают плакать или, если они постарше, баловаться, что отвлекает многих от службы, мешает сосредоточиться…

– Да, проблема очевидна. Присутствие на богослужениях младенцев, которые не могут молчать, не могут стоять на месте – а для детей это совершенно нормально, – лишает возможности сосредоточенно молиться и прихожан, и священнослужителей. Это проблема не только литургии, но и всех богослужений, потому что в последние годы возникла мода приносить младенцев и приводить маленьких детей на любые богослужения, в том числе самые длинные, например, в будние дни Великим постом, а также на вечерние и даже ночные службы.

А что дети в храме в этот момент делают, для чего их привели в храм? Думаю, что на этот вопрос их родители не смогли бы ответить либо ответили б с присущим многим неофитам магизмом: по мнению таких мам и пап, присутствие детей в храме обеспечивает получение ими благодати, которая сама по себе действует в их чадах независимо от того, что они делают. То есть младенцев, маленьких детей приносят или приводят в храм для того, чтобы те получали благодать как некое излучение, напитывались благодатью, словно батарейка заряжается, будучи включена через специальное устройство в розетку. С такой позиции, родителям ничего больше для этого делать не надо, воспитывать чад нет нужды – пусть бегают, прыгают, кричат в храме, но зато они «напитываются благодатью» и неважно, какое богослужение идет, какой оно смысл имеет и что в данный момент в храме совершается.

Такое отношение родителей с младенцами к Церкви встречается, но оно не выдерживает критики, если с этой критикой кто-нибудь выступает. Но обычно на приходах такие вопросы не поднимаются – все происходит как бы само собой, спонтанно. То, что родители приносят младенцев на любые богослужения, не обсуждается никем, им никто не делает замечаний.  Однако к духовному развитию детей, их катехизации, приобщению к молитве и участию в богослужениях такие действия родителей никакого отношения не имеют. Получается что-то вроде разговора двух глухих: дети не понимают службы, не обращают на нее никакого внимания, занимаясь своими делами, а служба идет своим чередом, и участвующие в ней стараются не обращать внимание на находящихся в храме детей.

Чтобы занять во время богослужения детей чуть постарше, мамы порой стараются предложить им некое занятие: кому-то дают книжку полистать, а кому-то – за подсвечником приглядеть. Но ведь и то, и другое для ребенка становится просто формой времяпрепровождения – он все равно оказывается вне общей молитвы…

– Да, гораздо легче просто принести или привести малышей в храм, чем учить их вере дома, читать Евангелие, молиться с ними, чтобы дети могли чувствовать свою вовлеченность в молитву взрослых за литургией. Для этого требуются, конечно же, усилия, педагогические способности, определенные знания, а еще – определенная организованность в храме.

А как родителям научить ребенка молиться в храме, объяснить, зачем нужно приходить на богослужения?

– Зависит от возраста. До определенного возраста – никак не учить, а просто предоставлять ребенку включаться во взрослую молитву на то время, на которое он способен. Как правило, это развивается с возрастом: если родители молятся, ребенок понемногу включается в молитву вместе с ними. Но время здесь невозможно программировать – это возникает по мере сил самого ребенка, роста его сил и возможностей.

Другой вопрос, как ребенка включить в богослужение. Это гораздо более сложная проблема. И тогда нужно спросить родителей: а как они включаются в богослужение, например, на литургии? Это тоже очень важно. Например, чтение Священного Писания. Если родители слышат, что читается, думают о том, что слышат, вполне возможно, что они могут объяснить это ребенку и обсудить смысл прочитанного с ним. Конечно, делать это нужно не на богослужении, а дома или по дороге. Если же они попытаются что-то рассказывать чаду прямо во время службы, то и сами потеряют молитвенный настрой, и будут отвлекать других, а богослужение превратится в занятие воскресной школы: никто не сможет молиться, поскольку кто-то будет объяснять, а все остальные будут слушать эти объяснения, а не богослужебные молитвословия.

Возникает патовая ситуация, и, честно говоря, я не видел, чтобы кто-нибудь разрешил ее последовательно: детей просто приводят – и все, но никто ими в храме не занимается.

На некоторых приходах для решения проблемы «безнадзорности» детей во время воскресной литургии создают специальные комнаты, где чада прихожан под присмотром специально приглашенного сотрудника или кого-то из родителей могут провести время до причастия. Но, с другой стороны, получается, что родители, приводя ребенка в храм, на время богослужения сдают его, как багаж, на хранение…

– Вопрос в том, кто пришел молиться, кто пришел причащаться – родители или их маленькие дети. На мой взгляд, это не должно пересекаться: если родители пришли молиться и причащаться, они либо оставляют детей дома с бабушками или нянями, либо приходят в храм по очереди, либо приводят малышей в приходскую «детскую комнату», где она есть. Задача взрослых – участвовать в богослужении, молиться и причащаться. Если они приносят маленьких детей причащаться, то участвовать в литургии в полную силу не могут, поскольку внимание, силы и мысли их посвящены детям. Взрослые что-то малышам рассказывают, включают их внимание к богослужению через свечи, крестное знамение, поклоны. И это нормально. Но нужно осознавать, что в этом случае ты занимаешься ребенком, а не молитвой, богослужением. Совместить две задачи нельзя.

Только с того момента, как дети повзрослеют настолько, чтобы можно было всей семьей прийти к началу службы, это становится возможным. Поэтому я рекомендую родителям маленьких детей в те дни, когда они собираются участвовать в литургии и причащаться Святых Даров, чад с собой в храм не брать.

Еще одна форма приобщения детей к богослужению – так называемые «детские литургии»…

– Прежде всего, надо отметить, что такое название имеет только переносный смысл. Литургия не может быть детской, поскольку нет богослужений, который специально создавались бы для детей – с упрощением форм, смыслов, чтобы они были понятней в малом возрасте. Это было бы профанацией. Честно говоря, сам термин «детская литургия» режет слух. Даже если литургию служат с максимальным богослужебным участием детей – в качестве алтарников, певчих, чтецов – совершает Таинство Евхаристии все равно взрослый священник, все равно в храме молятся взрослые.

Но сам по себе это хороший вариант миссионерской службы – она дает детям важный опыт приобщения к богослужению. Такие литургии нередко совершаются с участием учеников православных гимназий, воскресных школ.

Однако важно следить, чтобы дети не научились ханжеству – ведь что может быть хуже, это прямой путь к атеизму. К сожалению, порой я такое наблюдал. Приходилось видеть, как дети из православной гимназии в алтаре рассказывают анекдоты, матерятся, торгуют телефонами... Причина этому – то, что в такой важный момент они оставлены в собственной детской среде, без взрослых. В том-то искусство педагогики: детей нельзя оставлять друг с другом наедине; когда они приобщаются к взрослому миру, среди них всегда должен быть кто-то из взрослых, а богослужение – это взрослый мир. На богослужении дети должны быть со взрослыми, на одного – двое-трое детей, чтобы он не просто за ними следил, но передавал им смысл. Взрослый – тот, кто транслирует смысл детям.

Записала Наталия Бубенцова, Приходы.ru

Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси


 
Вернуться назад