Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Священник Константин Камышанов. Мой самый сложный храм

Священник Константин Камышанов. Мой самый сложный храм


17.06.2014.

Сегодня Патриарх освятил самый большой и самый сложный из новых храмов Рязани, автором которого мне посчастливилось быть. Когда мне в 1989 году доверили строительство простой деревянной часовни над чудотворным источником Иоанно-Богословского монастыря, я думал, что не зря жил и не зря учился в Москве. Тогда и представить нельзя было, что через много лет придется разрабатывать Схему строительства новых церквей в городе Рязани и докладывать по ней на Горсовете и публичных слушаниях.

Одиннадцать храмов построено в Рязани за последние десять лет. Четыре храма строится. Два готовых проекта ждут своего часа. Мне посчастливилось быть автором двенадцати из них.

Сегодня патриарх освятил самый большой и самый сложный из новых храмов. На праздничной литургии привычно собрался народ и все руководство города. В вопросе строительства новых церквей у нас нет противостояния власти и народа. С этим у нас, слава Богу, порядок.

Когда мне в 1989 году доверили строительство простой деревянной часовни над чудотворным источником Иоанно-Богословского монастыря, я думал, что не зря жил и не зря учился в Москве. Тогда и представить нельзя было, что через много лет придется разрабатывать Схему строительства новых церквей в городе Рязани и докладывать по ней на Горсовете и публичных слушаниях. Было невероятно благосклонное внимание загадочной тогда личности губернатора.

Но когда возможность большого строительства стала реальностью, естественно возник вопрос, а какова концепция и теория этого нового храмоздательства. Кроме мест размещения новых храмов в разных микрорайонах города, возникла идея сделать план тематическим. На эту мысль навели старинные храмы города, не закрывавшиеся при Советах.

Священник Константин Камышанов. Мой самый сложный храм

Например, в тридцатые годы оставался открытым один единственный храм «Всех Скорбящих Радость» в честь богородичной иконы. Потом во время войны открылся Борисо-Глебский собор. А первым отреставрированным храмом после падения СССР стал Преображенский. Таким образом, возникла тенденция, на которую обратили внимание и решили продолжить. В итоге, как осознание нового этапа в развитии церкви, последний из построенных храмов решили наименовать в честь святого праведного Иоанна Кронштадского.

За основу был взят тот храм, проект которого благословил сам святой. На месте идея этого храма была основательно переработана. Храм получился четырехэтажным.

Цокольный этаж – крестильный храм. В городе до этого не было такого места, где бы обряд Крещения был так торжественно обставлен, и предназначеного собственно только для этого величайшего события в жизни христианина. В этом пространстве человек должен почувствовать, что он находится в центре Церкви, и Господь Бог видит его любимым чадом и другом, ради которого все это и устроено.

Два следующих этажа отданы миссии. Четвертый – собственно храм.

Священник Константин Камышанов. Мой самый сложный храм

Все эти объемы создавались для одного начала активной миссионерской работы. Хотелось бы, чтобы храм как пункт первой неотложной духовной помощи всегда был открыт и доступен народу. Чтобы в нем всегда находились добрые и внимательные священники. Планировалось кормление бедного народа, занятия с детьми и взрослыми. Для нас это новый опыт. Многого и сами не знаем, но дорогу осилит идущий. Было желание и вера.

А понимание пришло после того, как было уже настроено много новых храмов, и возникло ощущение, что дело не может кончаться на кирпичах, штукатурке и новых иконостасах. Слава Богу, мирное время дало нам возможность успокоиться, прийти в себя после коммунистических кровопусканий и обратить внимание на душу каждого человека.

Храм разместился в сквере. Но мы не уничтожили ни одного дерева. А сквер, прежде запущенное место выпивки, места для гаждения собак и мусора, превратился в образцовое место отдыха горожан.

Сейчас сквер наполнен детьми, мамами с колясками, пенсионерами и народом. А во время публичных слушаний местные «зеленые» клеймили нас позором, что мы хотим уничтожить «реликтовые лиственницы». То есть, такие лиственницы, которые тут росли до Ледника. И их не смущало, что эти лиственницы растут в два ряда по линейке. Так вот, все лиственницы ледникового периода целы и здоровы.

Священник Константин Камышанов. Мой самый сложный храм

С архитектурной точки зрения, Рязань проигрывает другим древним столицам Киевской Руси, потому что в ней совершенно не осталось старинных храмов. Войны, пожары и татары все уничтожили.

Поэтому первыми из программы были построены храмы в напоминание древности Рязани. Архитектура этих храмов отсылает зрителя в домонгольскую эстетику. Один из таких храмов был возведен по чертежам планировки разрушенного в тринадцатом веке Спасского Собора. Он посвящен первому святителю Рязани Василию Рязанскому. Он может служить как бы рамой в духовном потрете святого. Храм Святого Александра Невского выполнен со шлемовидными главками.

Последний из построенных храмов выполнен в стиле византийской архитектуры. Он отсылает наше воображение к истокам становления нашей церкви и культуры. Его образ усиливает историческую глубину восприятия Рязани и церкви в целом. Он напоминает, что вера наша – вселенская и кафолическая

Остается сказать, что власти разрешили поставить его в самой высокой точке города.

Дело в том, что культурное наследие определяется не только материальными предметами, такими, как, например, картины, иконы, храмы. К этому наследию в полной мере относится визуальное пространство города.

Во всех цивилизованных странах в узловых точках зрительного пространства городов расположены социально значимые объекты: ратуша, городская дума, театр, суд, дворец, церковь. В России в дореволюционные годы визуальное пространство организовывалось по такому же принципу: на узловых местах создавались доминанты, определяющие лицо города. В постперестроечные годы нашими доминантами стали торговые центры. Это говорит о приоритетах сегодняшнего времени. Там, где одной из доминант является, например, здание суда, как во многих западных городах, главенствует закон.

Храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского – чуть ли не единственная церковь, расположенная там, где она должна быть. Ее местоположение уникально. Это одна из самых высоких точек города, доступ к храму удобен для всех жителей микрорайона Горрощи. Кроме того, он восстанавливает логику архитектурного развития города, его появление здесь говорит о том, что люди поняли ценность визуального пространства, отказались от возможности отдать эту территорию под какой-либо коммерческий объект, а выбрали церковь.

Священник Константин Камышанов. Мой самый сложный храм

Особенно дорого нашей христианской общине внимание патриарха, приехавшего специально для освящения нового храма. Народ совершенно воодушевлен и рад.

Люди не перестают благодарить строителей храма за ту радость, которую они принесли.

Как рассказала одна рязанская христианка врач-фронтовичка, прошедшая войну:

Я трудоголик. И мне некогда было ходить в церковь. Я знала, что и на работе я делаю нужное дело, и моя профессия угодна Богу. Но была не крещена. Но вот открылся у нас рядом с больницей храм, и я пришла в него и как бы родилась заново. В моей душе словно взошло солнце. И я на операции чувствую помощь Божию. Это чудо помогли мне обрести священники. Открытие храма – это не простое событие. Когда я была на фронте, то происходило так, что чем ближе раненый солдат к госпиталю, тем больше у него шансов выжить. Так и с храмом. Чем ближе храм, тем здоровее души народа. Храм стал близок. И это залог того, что наши внуки и дети будут чаще причащаться, чаще слышать слово Божие и поэтому они уже вырастут другими людьми. Храм, я уверена, – это начало новой жизни для всех нас, собравшихся тут. Спасибо вам всем за храм!

Думаю, что Богу радостны ее слова, а нам ради этого стоит жить.

Православие и мир


 
Вернуться назад