Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ, Интернет-журнал > Ольга Троицкая. Размышление об одиночестве

Ольга Троицкая. Размышление об одиночестве


02.09.2014.

Человек существо социальное – это лозунг не только многих философских течений и научной социологии. Само Священное Писание нам говорит о том же: «нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2;18) – доносит до нас слова Господа пророк Моисей. 

На первый взгляд простое и известное каждому из нас понятие «одиночество» имеет множество определений и психологических окрасок. Его определяют то как положительное, то как крайне негативное явление. И все же в современном бытовом обиходе понятие «одиночество» чаще связывают с оставленностью, печалью, потерей близких, то есть неполнотой существования человека. Весь современный мировой порядок пытается отвлечь человека от этого состояния, предлагая ему всевозможные удовольствия и развлечения, лишь бы человек не находился в одиночестве. Да и сам человек уже привык избегать ситуаций, в которых он остается с самим собой наедине. И если в конце XIX века человек мог «бороться» с одиночеством с помощью светского бомонда, театрализованных зрелищ и чтения юмористических эссе, то XXI век предлагает человеку куда более широкий круг развлечений, которые бы могли отвлечь от этого «душу гнетущего» состояния.

Человек существо социальное – это лозунг не только многих философских течений и научной социологии. Само Священное Писание нам говорит о том же: «нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2;18) – доносит до нас слова Господа пророк Моисей. Для человека естественно быть в обществе, иметь друзей, близких людей, с которыми можно поделиться радостями и бедами. Но, даже находясь среди подобных ему, человек может чувствовать себя одиноко и покинуто. Может не находить понимания у, казалось бы, ближайших ему людей. Отчего это происходит? Профессор Московской духовной академии архимандрит Платон (Игумнов) полагает, что отчужденность личности от Бога и от общения с людьми является следствием совершенного греха. Оно переживается человеком как состояние покинутости, необъяснимой тоски, внутреннего одиночества и бессмысленности личного существования. Все это преодолевается временем и критическим осмыслением своего духовного состояния. То есть, согрешая, человек как бы тоскует по потерянному Раю, из которого он сам себя изгоняет. На такое одиночество обрек себя Каин, убив своего брата. «…Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле», - сказал ему Господь. «И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно». Такое же отчуждение и одиночество пережил и Иуда, не найдя в себе сил покаяться. Личностное одиночество последнего было настолько тяжелым, что привело к непоправимой трагедии.

Насколько нам бывает или не бывает скучно с самим собой, наверное, каждый знает сам. Интересный опыт предлагает совершить митрополит Антоний Сурожский: «закройте дверь и некоторое время, когда больше делать нечего, сядьте в своей комнате и просто посидите так сами с собой; после очень короткого времени вам, вероятно, станет скучно. И это очень поучительно – это дает нам представление, что если мы так себя чувствуем всего после десяти минут наедине с собой, то неудивительно, что другим тоже становится скучно с нами. Почему же это происходит? Не потому ли, что нам почти нечем напитать свой ум, свои эмоции, свою жизнь? Потому что если вглядеться в свою жизнь пристально, очень быстро обнаруживается, что редко-редко мы живем изнутри наружу; мы, как правило, отзываемся на побуждение извне. Но когда нет этого стимула, внутри нас мало такого, что побуждает нас действовать; и это очень драматичное открытие… Мы не знаем, что делать с самим собой, и нам делается все скучнее и скучнее…».

Внутренняя неполнота человека не дает почувствовать пользу и радость одиночества. Чем же мы можем наполнить себя, чтобы полюбить это состояние? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что нас наполняет наш образ жизни, люди с которыми мы общаемся: «беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость». Наполнив себя, человек начинает по-иному переживать одиночество. Оно обретает смысл.

Такое осмысленное одиночество нам показал Сам Господь. Он не имел семьи, не открывал Себя всем, а в минуты молитвы и вовсе оставался один. Его одиночество было наполнено смыслом. Подражать этому призваны и монахи. Такое одиночество отделяет человека от всего лишнего и имеет своей целью достижение духовной радости. Путь монаха, добровольно избравшего одинокий образ жизни, труден, но одновременно и радостен, потому что цель его – обретение вечного блаженства. О монашестве и одиночестве говорит преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов:

Кто с Богом, тот не одинок,

Хотя бы он и жил один,

Хотя б в пустыне он сидел

Иль в подземелье пребывал…

Почему до сих пор многим людям странно и удивительно монашество? Наверное, потому, что внутренний смысл этого образа жизни не всем понятен. Не всем понятно, зачем человек добровольно избирает этот путь. Для светского человека, бегущего от одиночества, жизнь монаха как минимум нелогична. Потому что он оценивает это одиночество, как свое собственное – не наполненное содержанием. Поэтому он воспринимает монашество как систему запретов и лишений. Но религиозный человек не мыслит без одиночества свой личный духовный путь.

Религиозный мыслитель первой половины XX века Семен Франк так сопоставляет светскую общественную жизнь и одиночества монаха: "Никогда человек не бывает столь замкнутым, одиноким, покинутым людьми и сам забывшим их, как когда он весь разменивается на внешнее общение, на деловые сношения, на жизнь на виду, «в обществе»; и никто не достигает такого любовного внимания, такого чуткого понимания чужой жизни, такой широты мирообъемлющей любви, как отшельник, молитвенно проникший, через последнее самоуглубление, к Первоисточнику". Именно в таком глубоком переживании человек преодолевает внутреннее онтологическое одиночество, которое сплошь и рядом испытывает осуетившийся человек, бегающий сам от себя, пытающийся скрыться за чередой событий и внешних впечатлений.


 


Вернуться назад