Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Протоиерей Олег Стеняев. Об ошибках некоторых неофитов

Протоиерей Олег Стеняев. Об ошибках некоторых неофитов


10.09.2014.

В последнее время часто приходится слышать вопрос: что делать, если чин присоединения захочет пройти не совсем склонный к Православию человек из-за своих личных, корыстных соображений?
Протоиерей Олег Стеняев о неправильном понимании чина присоединения к Православию.

Конечно, такое возможно, и распознать подобную ситуацию представляется достаточно сложным. Только о сыне Божьем сказано: «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2: 24-25). В то же время сказано:«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они…» (Первое соборное послание Ап. Иоанна Богослова 4:1). Но, чтобы испытывать, необходимо, как минимум, иметь дар различения духов. С другой стороны, христианин скорее должен с подозрением относиться к самому себе, чем проявлять маниакальную подозрительность по отношению к другим. И если Господь говорит: «и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37), то тем более, кто мы такие, чтобы нам самим решать, кто достоин, а кто нет быть православным?! Впрочем, быть православным - это не великое преимущество, но прежде всего - великая ответственность. 
 
С другой стороны, сын Божий Сам повелевает нам не отсортировывать, кто в этой жизни пшеница Бога, а кто плевелы. «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» (Мф. 13: 29). Блаженный Иероним также пишет: «Между пшеницей и плевелами, которые мы называем сорной травой, пока она еще трава и ее стебель не превратился в колос, великое сходство, и для того, чтобы отличить одну от другой, признаков либо вовсе нет, либо их можно заметить с большим трудом. Поэтому Господь предупреждает нас, чтобы мы не спешили произносить приговор, когда возникает некое сомнение, но оставляли окончательное решение Богу, Который и есть Судия, чтобы при наступлении судного дня Он извергнул из собрания святых не подозреваемого в преступлении, но очевидного виновника. А Его слова о том, что снопы плевел предаются огню, пшеница же собирается в житницу, показывают, что все еретики и лицемеры в вере должны быть сожжены огнем геенны, а святые, именуемые пшеницей, принимаются в житницы, то есть в небесные обители»(Иероним Стридонский, Комментарий на Евангелие от Матфея). 
 
И все же, как обезопасить себя священнику, решающему присоединять или нет человека к Святому Православию? Ответ на этот вопрос содержится в той клятве, которую по чину присоединения и дает присоединяемый на кресте Евангелия: «Аз (имя) от протестантизма ко христианстей вере приходяй, днесь пред всевидящим Богом клятвою моею извествую, яко не по принуждению или страху, или чрез притеснение от единоверных ми, и не корысти ради, или иныя утаенныя мною вины…» Вот эти слова, или «утаенныя мною вины» и могут обезопасить принимающую сторону от случайных людей, возлагая в данном случае всю ответственность за неискренность и, тем более, скрытый умысел на них самих. То есть человек, читая эту клятву, а клятва есть то, что заклинает его, имеет и некую утаенную им причину, то такое присоединение оказывается для него проклятьем от Бога. И наоборот, если все нормально, то благословлением от Бога. Со своей стороны, принимающая сторона должна подготовить человека или группу лиц к осознанию той великой ответственности, которая ложится на их плечи. 
 
Если же говорить о людях, которые и вовсе не хотят иметь никакого дела с заблудшими еретиками и брезгливо замечают, что у них нет ничего общего с нами, то я бы послал их к известному наставлению святителя Иоанна Златоуста: «И не говори мне таких бессердечных слов: "Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего". У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь…»  

Я лично могу сказать о себе, что в свое время я был настоящим «интернет-хулиганом», когда высказывал сектантам какие-то замечания. И иногда, может быть, я даже слишком резко, по-молодости, обращался к ним и, может быть, клял их. О подобных поспешных клятвах Иоанн Златоуст учит: «Но кто ты, присвояющий себе такую власть и великую силу? Тогда сядет Сын Божий и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю (Мф. 25: 31-33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? И они, строго соблюдая заповедь, отлучали еретика от церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденного члена. Посему и Христос назвал это исторжением правого глаза (Мф. 56: 29),  выражая сожаление отлучающих. Объясняя тяжесть этого слова (анафемы), употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин - и сам и его сообщники предаются смерти, как тираны; так, говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присвояя себе достоинство Сына Божия»
 
Далее Златоуст дает совет, как надо обличать упорного еретика: «…без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру: а если он умер, то - тем более. Почему? Потому, что он «своему Господеви стоит или падает» (Рим. 14: 4), не находясь более под властью человеческою».  
 
Святитель Феофан Затворник писал в письме, отвечая на некоторые недоумения, связанные с сектантами: «зачем он (т.е. сектант) приходил к вам? вы должны были помочь ему… Мне думается, что вы хорошо сделаете, если, встречаясь с теми лицами, будете ласково говорить с ними, как будто ничего не было. Можно сказать: "Я тогда немного вспылил, прошу извинения. Но это не значит, что я одобряю поступок ваш"»
 
Многие неофиты, недавно пришедшие в Церковь, особенно не из числа славян, привносят в нее дух нетерпимого отношения к любым формам несогласия с их собственным мнением. И порою христианские истины защищают совсем не христианским образом. Я и сам в молодости поступал подобным образом. 
 
Оканчивая клятву причины присоединения, присоединяемый говорит: «в ознаменования клятвы моей я целую слова Господа моего и его святой крест». И с этого момента благословение или проклятие будет для него зависеть только от него самого. 
 
Единственное религиозное мировоззрение, которое сопротивляется обращению в свои ряды другим людям - это талмудический иудаизм, который категорически против того, чтобы не евреи, люди других вер присоединялись бы к ним.

Русская народная линия


 
Вернуться назад