Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Существует ли православное мещанство?

Существует ли православное мещанство?


05.11.2014.

 

Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим;  и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;  но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.  Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?  Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;  ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9. 51-56).

В последнее время я все чаще слышу о том, что христианин должен иметь гражданскую позицию, защищать права разных меньшинств, не любить российские власти и активно заниматься политикой. Если же христианин этого не делает, предпочитая заниматься спасением собственной души, заботой о семье и близких,  то его могут упрекнуть в «православном мещанстве», в желании комфорта, в нравственном релятивизме и других прегрешениях против гражданского общества.

В социальных сетях  все больше разговоров о «праведном гневе», все меньше отсылок к тому евангельскому отрывку, который я поместил в начало статьи.

Между тем  само слово «мещанин» в переводе с польского языка  означает горожанин.  Это были ремесленники, лавочники, жители небольших городков, «местечек». По воскресеньям жители-христиане ходили в церковь, крестили младенцев, венчались, отпевали родителей. Иноверцы ходили в свои культовые здания. Мещане заботились о стариках, воспитывали  детей, пекли хлеб, чинили телеги.  В России представители этого сословия уходили в монастыри, строили храмы, становились святыми.

Среди прославленных русских подвижников было немало мещан. Преподобный Амвросий Оптинский, например, был сыном пономаря, всю жизнь, по его собственным словам, провел  с людьми. Незадолго до смерти он основал Шамординский монастырь, куда принимал сирот, девушек из небогатых семей, крестьянок и мещанок.

Впрочем, у слова «мещанин»  в России давно появилось другое значение – это человек без твёрдых убеждений и  чувства ответственности перед обществом.

Такой вот несимпатичный тип, которого сложно назвать христианином. Впрочем, если вы узнали в себе мещанина, не стоит сразу бежать на исповедь. Давайте сперва разберемся с остальными словами в этом определении.

Начнем с «твердых убеждений». Если открыть Евангелие, то там можно найти Нагорную проповедь, притчи Христовы, послания апостола Павла, в которых  многократно говорится о том, что нельзя осуждать человека за то, что он начальник, римский солдат или даже мытарь. Напротив, у каждого живущего на Земле есть надежда на спасение и право на свободное распоряжение своей волей.

Иными словами, христианин не обязан делить людей на «своих» и «чужих», бороться с царями, даже если у власти находится римский император Нерон. Христианин может прятаться, избегать гонений, бежать из одного города в другой.

Нельзя путать  Православную Церковь с римским форумом и призывать своих единоверцев в обязательном порядке подписывать петиции, осуждать президента, ругать власти и защищать права любых меньшинств просто потому, что они гонимы.

В христианстве, в отличие от Римской империи с ее гражданскими добродетелями и идеей всеобъемлющего общественного служения, каждый человек отвечает за свою семью, свою работу и свои поступки. Он кается в своих грехах, а не в грехах страны, властей или своих единомышленников или противников.

Это мое первое твердое убеждение как мещанина. Я хочу, чтобы в моей стране был мир, спокойствие и минимальный уровень агрессии, чтобы в подъездах светили лампочки, на дорогах лежал асфальт, а в доме работали батареи.  Я хочу договариваться с чиновниками и представителями власти, а не брать в руки маркер и лист ватмана, писать на нем гневный лозунг и отправляться на площадь. Впрочем,  христианин имеет право пойти на согласованный митинг, если при этом он не будет оскорблять других людей или  испытывать гнев и ярость. Не будет валить памятники и призывать к бунту. Не будет брать на себя функции Бога и творить свой маленький страшный суд над президентом или оппозицией.

Все это возможно, если христианин будет сперва думать о своем спасении, а не о гражданском обществе, о котором мы сейчас поговорим.

В головах у некоторых христиан прочно засела некрасовская строчка: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».  Эта фраза  иногда приводит к тому, что люди путают Евангелие с «Декларацией Независимости» или со «Всеобщей декларацией прав человека».

Смена приоритетов с  покаяния и внимания к собственным грехам на обличение чужих пороков и социальной несправедливости иногда приводит к печальным последствиям. Весной 1917 года в храмах на возглас «Христос Воскресе»  часть христиан отвечала «Россия Воскресе», летом 2014 года  отдельные  верующие брали на себя вину России за сбитый  «Боинг», хотя официальное расследование в тот момент даже не начиналось. Вряд ли такое поведение можно считать христианским, вряд ли можно назвать православными лозунги: «Нашу крысу тошнит» или растяжки с лицами людей, которых считают предателями Родины.

Точно так же христианину сложно оправдать избирательное внимание к правам  разных меньшинств. Если меньшинства сексуальные, то мы будем им помогать и о них заботиться, а если это жители Крыма, которые хотят быть с Россией, то их мнение не стоит учитывать, хотя в последнем случае речь идет о желании большинства.

Впрочем, хватит о политике. Любой человек имеет право на ошибку, на собственные симпатии и антипатии, на те или иные политические взгляды. Проблемы начинаются тогда, когда люди сужают границы  Православной Церкви до  группы своих единомышленников. В этот момент и возникает настоящее православное мещанство, когда люди превращают Единую, Святую Соборную и Апостольскую Церковь в набор «местечек», где все друг друга одобряют, а  противников ругают и осуждают.

И напоследок еще одна евангельская цитата: При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. (Лк. 9. 49-50).

Андрей ЗАЙЦЕВ, Приходы.ru


 
Вернуться назад