Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Протоиерей Андрей Новиков. Об открытом письме "украинской интеллигенции" Святейшему Патриарху Варфоломею

Протоиерей Андрей Новиков. Об открытом письме "украинской интеллигенции" Святейшему Патриарху Варфоломею


11.11.2014.

1 октября 2014 г. интернет-агентство "Укринформ" опубликовало выдержки из письма к Патриарху Варфоломею от имени активистов т.н. Всеукраинского общественно-церковного объединения "За единую Поместную Православную Церковь". По сообщениям ресурса, в числе подписантов – бывший президент В.А. Ющенко, социолог Е. Головаха, писательница О. Забужко, президент Центра глобалистики "Стратегия ХХI" М. Гончар, почетный президент Национального университета "Киево-Могилянская академия" В. Брюховецкий, историк А. Палий, публицист Евгений Якунов и др.

Не имея возможности судить о содержании письма в целом, приходится отметить откровенную лживость и цинизм практически всех тезисов, процитированных изданием.

Ничем не подкреплены утверждения, будто "Русская Православная Церковь ... состоит на службе у Кремля" и "заинтересована в сохранении церковного раскола в Украине"; или о том, что Украинская Православная Церковь не гнушаясь "средствами, несовместимыми с христианской этикой и моралью, ... сеет раздор между верными УПЦ МП и УПЦ КП".

Русская Православная Церковь служит не Кремлю или кому-либо еще, но духовному единству неразделимого православного народа и является живым символом такого единства. Она сохраняла это единство на протяжении всей своей истории, несмотря ни на какие испытания и преследования властей. Так, например, когда захватившие власть в Москве большевистские безбожники проводили в начале 1920-х годов на территории УССР, увеличенной ими за счет русских Новороссии, Слобожанщины и Донбасса, политику насильственной украинизации, включавшую поддержку украинского автокефального раскола, беззаконные передачи православных храмов раскольникам, репрессии в отношении верного церковному единству и священнической присяги духовенства, Русская Православная Церковь, истекая кровью Новомучеников, духовно противостала тогдашним правителям и огромной ценой сберегла то единство во Христе, благодаря которому неповрежденная православная вера сохранена сегодня на всей территории Святой Руси.

Все годы существования так называемого "киевского патриархата" Русская Православная Церковь неизменно призывала не к "сохранению церковного раскола в Украине", что приписывают ей безответственные националистические псевдопатриоты, а к возвращению раскольников в лоно Церкви, что является единственно возможным в Православии путем к уврачеванию раскола. Она открывала свои объятия, вела переговоры, но в ответ получала лишь оскорбления, ожесточенную ненависть, насилие, а в последнее время – откровенную войну, разрушение храмов и массовые убийства своих верных. То, что именно те люди, которые являются не только апологетами, но и участниками гонений на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, бездоказательно и фальшиво обвиняют ее, свято соблюдающую единство со Вселенским Православием, в "сеянии раздора" аморальными средствами, то есть жертву превращают в преступника, говорит об окончательной утрате этими господами остатков совести и осатанении.

Весьма странным звучит обвинение Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в том, что она "фактически является структурным подразделением Русской Православной Церкви". Во-первых, абсолютно дико и неадекватно звучит в отношении Церкви определение "структурное подразделение". Во-вторых, будучи неотрывной частью Русской Церкви, Украинская Церковь обладает зафиксированным в уставных документах статусом самоуправляемой Церкви. И "отношение к УПЦ КП как к церкви незаконной и безблагодатной" – это не реализация политики Москвы, а императив православного Предания. Раскол – всегда безблагодатный, так как, по слову святителя Василия Великого, "хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство" (первое каноническое послание). Согласно священным канонам Православной Церкви, не выдуманным людьми, но данным Духом Святым, всякий епископ или священник, разорвавший с Материнской Церковью и ее законным священноначалием (а т. н. "духовенство" "киевского патриархата" во главе с его основателем откололось от Русской Церкви), подлежит низвержению из священного сана, миряне же, вошедшие с таковыми в молитвенное общение, отлучаются от Церкви (правила: 10, 11, 28, 31 святых апостолов, 4 Антиохийского Собора, 10 Карфагенского Собора, 13, 14, 14 Двухкратного Собора). Отношение к украинским раскольникам, как к незаконным и безблагодатным, признание на территории Украины единственно канонической УПЦ Московского Патриархата неоднократно подчеркивалось Предстоятелями Поместных Православных Церквей и является общей позицией полноты Вселенского Православия.

Не подкреплено фактами и очередное тиражирование заведомо лживых сведений о том, будто Русская Православная Церковь официально "благословляет" деятельность вооруженных формирований на территории Украины; или о том, что Украинская Православная Церковь поддерживает "террористические организации", а ее священники "устраивали в церквях склады с оружием, а в монастырях обустраивали базы боевиков"; что "некоторые священники ... призывали свою паству к вооруженному восстанию против власти в Украине". Подобные обвинения в адрес клириков Украинской Православной Церкви ни разу не были подтверждены документально и всегда опровергались ее официальными лицами, но, к сожалению, продолжают жить в националистически ангажированных, раскольнических и униатских СМИ. В цивилизованной стране за подобные обвинения можно было бы привлечь к суду.

В период с мая 2014 г. по настоящее время на юго-востоке Украины от артобстрелов украинской армии погибло не менее 3-х священнослужителей Украинской Православной Церкви, еще 3 получили ранения; пострадали или были полностью разрушены не менее 5 храмов в Луганской и Алчевской епархии; не менее 12 храмов – в Горловской и Славянской епархии; не менее 4 храмов и 1 женский монастырь в Донецкой и Мариупольской епархии. При этом в ходе допросов с применением насилия представителями силовых структур Украины пострадало не менее 6 клириков, десятки священнослужителей получали угрозы или были вынуждены бежать с территории Украины.

На фоне этих вопиющих фактов особо циничным выглядит рассказ о том, что "пророссийские террористы часто размещают свою артиллерию во дворах церквей, а с колоколен ведут корректировки огня по украинской армии, чем провоцируют огонь украинской артиллерии в ответ, чтобы иметь возможность заявить о разрушении церквей украинскими солдатами". Странно, что авторы письма постеснялись раскрыть правду о том, как "пророссийские террористы" сами расстреляли свои православные храмы и духовенство, переодевшись в украинскую форму: вероятно, эту версию, популярную в украинских СМИ, для заграничного Патриарха сочли не вполне убедительной.

Клеветой являются и обвинения в адрес Святейшего Патриарха Кирилла, будто бы он "поддерживает действия агрессора Владимира Путина". Начнем с того, что ни В. В. Путин, ни Россия не являются никакими агрессорами. Не они послали танки, авиацию и артиллерию против собственного народа, не они, а единомышленники и соратники подписантов открытого письма Патриарху Варфоломею заживо сжигали и забивали битами инакомыслящих в Одесском Доме профсоюзов, закатывали танками в землю тела сотен расстрелянных мирных жителей и пленных на территории частей украинской Нацгвардии под Донецком. В отличие от заявлений лидеров раскола, ни в одном из своих выступлений Его Святейшество не высказывался в поддержку какой бы то ни было агрессии в украинском конфликте. Все выступления Предстоятеля Русской Православной Церкви по вопросу о положении на Украине не имеют политической ангажированности и неизменно призывают к миру и прекращению военных действий. Это и не нравится их поджигателям. Как, очевидно, не по душе сторонникам явно антихристианской теории "расового превосходства" одной части населения Украины над другой неоднократно озвучивавшийся Святейшим Патриархом Московским и всея Руси призыв к украинским властям и обществу учитывать мнения всех групп собственного народа, а не руководствоваться правом "сильного" и "победителя".

Авторы письма обличают Патриарха Кирилла в том, что он якобы "спекулирует на идее духовного единства православных", оперируя такими, по их мнению, "искусственными, манипулятивными" понятиями как "духовные скрепы", "историческая Русь" и "Триединая Русь". Однако понятия эти не искусственные, а реальные. И Святейший Патриарх Кирилл не "спекулирует", но подтверждает исторический факт духовного единства православных в рамках исторической Триединой Руси. Те, кто называет его слова "манипулятивными", должны назвать манипуляторами и подвижников Киево-Печерской Лавры, и православных ученых 17 века – выходцев из Киево-Могилянской Академии, и святителей Димитрия Туптало, Иоанна Максимовича, и многих других святых Малороссии, укреплявших единство Триединой Руси духовными скрепами. Те, кто обвиняют Святейшего Патриарха Кирилла, неустанно напоминающего о необходимости сохранения доставшегося нам от православных предков Русского мира, в следовании искусственным геополитическим концепциям, следует помнить, что защитниками единства этого мира выступали не только древние святые, но и Новомученики и Исповедники, своей жизнью, а подчас и мученической смертью засвидетельствовавшие свою верность Христу: святитель Тихон Московский, священномученики Владимир Киевский и Прокопий Херсонский, преподобные Лаврентий Черниговский и Кукша Одесский. Его Святейшество неоднократно подчеркивал, что идея Русского мира, о котором он часто упоминает, возвышается над политическими и узконациональными концепциями, ставя перед народами, составляющими Русский мир, Святую Русь надмирные, духовные цели, от следования которым зависит судьба человеческой цивилизации. Между прочим, то, с каким остервенением и нечеловеческим напором сегодня западная цивилизация подстегивает кровавую бойню против тех, кто остается верным идеалам православного Русского мира и не хочет принимать секулярную систему безнравственных антиценностей, красноречиво демонстрирует, что идея Русского Мира – не только отголосок прошлого, но и в наши дни лишена всякой искусственности.

Посмеют ли назвать авторы письма врагом Украины и агрессором также приснопамятного Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, произнесшего такие подлинно великие слова: "Мне представляется, те, кто отрицают существование русского мира, должны отрицать и Крещение Руси. В нашей первой и главной летописной книге "Повести временных лет" киевлянин преподобный Нестор Летописец не только пишет о том, "откуда есть пошла русская земля", но и подробно перечисляет народы, формировавшие нашу древнюю цивилизацию. Со своими языками, обычаями, нравами. Русь, "русская земля" исконно была многоэтничной. В ее основе лежала православная вера, "святая Русь", которую столетиями защищали наши предки. У нас есть все основания говорить об особом цивилизационном тысячелетнем единстве наших народов, которые создали неповторимую православную культуру" (интервью официальному сайту Украинской Православной Церкви от 19.07.10 г.).

Столь же безосновательны утверждения, будто Киевская митрополия, изначально находившаяся в каноническом ведении Константинопольской Церкви, якобы "была передана в подчинение Московской Патриархии незаконно". Киевскую кафедру насильственно отторг от Московской польский король Казимир IV в 1458 г., стремясь навязать унию православному населению Украины: тогда низложенный за униатство Константинопольский Патриарх Григорий III Мамма, проживавший в Риме на содержании Папского престола, поставил в Киев униата Григория Болгарина с титулом "Киевский и всея Руси". Таким образом, продолжавшееся за более чем тысячелетнюю историю Русского Православия всего около двухсот лет отпадение Киевской Митрополии от единства с Русской Церковью имеет свое начало в ереси – униатстве. И весь этот период был связан с попытками уничтожить Православие, духовно поработить Западу и папскому престолу нынешние украинские и белорусские земли. А вот решение о возвращении Киевской кафедры в Русскую Церковь было принято законным и полномочным Собором архиереев в Константинополе в 1686 году, соответствующую грамоту подписали Патриарх Константинопольский Дионисий и 21 митрополит. Хорошо известно, что Константинопольская Церковь более 300 лет безоговорочно признает законность иерархии, поставляемой на Украине Русской Православной Церковью, а нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей, которому адресовано послание "украинской интеллигенции", неоднократно посещал Украину, бывал принят Предстоятелями Русской Церкви и всегда подчеркивал каноничность Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. А вот по поводу украинского раскола он высказывался неоднократно в ходе визитов, подчеркивая, что признает лишь одну – каноническую – Церковь на Украине, являющуюся частью Московского Патриархата, и что безблагодатность раскола должна быть уврачевана именно каноническим путем: через покаяние раскольников.

Попытки искусственно организовать "Единую поместную церковь" на базе украинского раскола не новы. В свое время данный проект активно "продвигали" Л.М. Кравчук, В.А. Ющенко и некоторые другие украинские политики. Проект не имел успеха по двум причинам: во-первых, объединения пытались достичь политическим, а не церковно-каноническим путем; во-вторых, игнорировали принципиальную позицию Украинской Православной Церкви (самой крупной религиозной организации на Украине). Публикация письма показывает, что некоторых из бывших политических деятелей жизнь ничему не учит...

Странно, что авторы письма видят в раскольническом так называемом "киевском патриархате" ("УПЦ КП") "платформу для объединения всех православных верующих" Украины. На протяжении двух десятилетий филаретовский раскол последовательно позиционирует себя как платформа ненависти к исторической Церкви Руси. И сейчас УПЦ КП является активнейшим участником и разжигателем гражданского конфликта, используя его к своей выгоде: только за последние несколько месяцев сторонники УПЦ КП при поддержке националистических группировок незаконно захватили не менее 10 храмов Украинской Православной Церкви, некоторые – с применением грубого насилия. Как может вокруг себя объединить верующих людей находящийся под справедливой анафемой раскол, единственным доводом которого является насилие и кровь?

Проблема украинского раскола должна решаться самой Церковью, а не политическими организациями – и решаться церковными средствами, в духе христианской любви и братолюбия. Опубликованные фрагменты письма "украинской интеллигенции" Святейшему Патриарху Варфоломею обнаруживают злонамеренное искажение авторами письма проблемы раскола и самой сути церковной жизни. Их усилия по уврачеванию раскола на Украине являются очевидно лицемерными, а потому не могут быть плодотворными. Отчаянная попытка раскольников добиться некоего подобия церковной легитимации путем обращения к Патриарху Константинопольскому за признанием тщетна и бессмысленна. Святые каноны недвусмысленно провозглашают: принятие одной Поместной Церковью в общение отлученных другой Поместной Церковью не узаконит беззаконие, а превратит в раскольников, отлучит от Церкви и тех, кто решится на подобный шаг (см. правила: 11, 12, 32 святых апостолов, 9 Карфагенского Собора). Таким образом, признание раскола, подмена им законной Церкви станет не только духовной катастрофой для Украины, но перенесет раскол уже во Вселенское Православие, от чего да сохранит нас всех Глава Церкви, Господь наш Иисус Христос.

Religare


 
Вернуться назад