Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Плоть и кровь Славонско-Пакрацкой земли

Плоть и кровь Славонско-Пакрацкой земли


14.05.2015.
Об истории Славонско-Пакрацкой земли известно не многое. Однако она таит в себе живой источник – непроходящую память, которой наполнено сердце сербского народа. Здесь в хронике жизни многих людей присутствует история трагической гибели сотни тысяч жертв  Ясеновацкого лагеря смерти. Принято считать, что у  страдания нет национальности, а это значит, что у трагедии родственных по духу народов есть общие отголоски истории, а  у людей с единой верой – единый взгляд на несправедливость. О том, как переживали  гонения в годы Второй мировой войны православные люди Сербии  и о том, как сейчас строится жизнь Славонской  епархии «Приходам.ру»  рассказал  епископ Славонско-Пакрацкий Йован. Беседовала Ольга МАРЫШЕВА.

— Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, о том, как исторически формировался характер Славонско-Пакрацкой епархии?

– Славонско-Пакрацкая епархия хранит в своей истории древние богословские  предания. Здесь проложены тропы, по которым ходили святые апостолы.  На территории митрополии есть большое количество ранних античных и византийских храмов, которые свидетельствуют о том, что Церковь Божия жила во всей полноте  уже в те года. Это места, где в своей миссии между славянами проповедовали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Позднее Православие на этой земле возродилось после турецкого сражения, когда местные христиане отступили перед турками. Православный народ Балкан был захвачен османскими войсками, тогда и произошло заселение пустующих земель. Также во времена, когда турки были разбиты под Веной, в те края переселились люди из Косово и Метохии. 

Это были известные переселения сербов  1690 года под руководством Патриарха Печского Арсения III Черноевича, об этих событиях существует известный роман знаменитого писателя Милоша Црнянского «Переселения». У Патриарха Арсения III была резиденция  в городе Сирач, в десяти километрах от столицы нашей  епархии Пакраца – того места, где я пребываю, где несу своё служение. Я являюсь двадцать седьмым епископом  Пакрацко-Славонским с тех пор, как под турецким игом была основана митрополия. Славонско-Покрацкая епархия – это созданное сокровище, оттуда родом происходит Патриарх Павел Сербский.

Это также один из центров, где было очень сильное русское духовное влияние. Это особенно заметно по нашей епархиальной библиотеке, которая была самой значительной библиотекой в западных областях.

—  Она и сейчас существует?

В данный момент библиотека находится в Загребе. Она пережила Вторую мировую войну, большей частью пережила и последнюю войну 90–х годов, хотя епископский двор, в котором она хранилась, сожжен до основания. У одного офицера хорватской военной армии было задание сжечь библиотеку, но вместо этого он её спас, и сегодня библиотека ждёт восстановления епископского двора, чтобы вернуться на его территорию. Существует научный проект, который подразумевает  сравнение сегодняшнего состояния библиотеки с ее прежним исходным состоянием.

Владыка, Вы много лет занимаетесь изучением  истории концлагеря «Ясеновац». Расскажите, пожалуйста,  об этом.

– До Второй мировой войны на Славонской земле было 250 тысяч населения и 100 священников, а сегодня на территории епархии осталось 20 тысяч сербов.

Славония – это место, где находился хорватский концентрационный лагерь смерти Ясеновац. В этом лагере нашли мученическую смерть сотни тысяч сербов, цыган и евреев. Также это место было единственным, которое содержали не германские фашисты, а их союзники – хорваты. Ясеновац был устроен по образцу немецких лагерей, но не имел отношения к немцам.  Людей убивали там, не потому что они были антифашисты (таких было небольшое количество), а потому что те сотни тысяч избранных были верующими православными. 

В Хорватии во время Второй мировой войны правили усташи. Это было движение, подобное германскому нацизму, но которое отличалось своим экстремистским римско-католическим направлением. Они себя считали новыми крестоносцами. Заданием усташей  была защита католической Европы от «восточной ереси». В этом смысле в убийстве православных они видели духовный подвиг. Поэтому это преступление как инквизиция XX века, требует ещё и достаточного психологического изучения.

В Ясеновце был уничтожен весь клир старокатолической церкви Хорватии. В лагере было очень много убитых детей. Это «место смерти» было страшнее любого немецкого лагеря, потому что  здесь не расстреливали и не применяли казни в газовых камерах, но подвергали мучениям с помощью ножей, пил, молотов и других орудий. Среди прочего в подобных казнях принимали участия и сами клирики римско-католической церкви.

Мы относим многотысячных жертв лагеря Ясеновац к новомученикам. Они упоминаются в наших церковных календарях, но не канонизированы.  Коммунистические власти своеобразно отмечали их память, этот способ должен был заглушить правду о том, что  люди пострадали именно за свою веру. И только в 1984 году, когда была восстановлена церковь в Ясеновце, произошло «преображение» в поминовении ясеновацких жертв. Сейчас мы смотрим на них исключительно как на новомучеников.

—  Почему об этой трагедии сербского народа в Ясеновце на протяжении долгого периода времени ничего не было известно?

– Наш учёный Йован Маркович – самый большой специалист в мире по Ясеновцу, очень хорошо сказал: «Ясеновац в Югославии не был табу-темой, но к нему был табу-подход». О «лагере смерти» разрешалось говорить в Югославии, но только как о месте, где пострадали жертвы фашизма. А вне Югославии мы не смели говорить о трагической истории нашего народа, о месте,  где произошло убийство сотен тысяч людей. В Югославии не публиковывались материалы  о Ясеновце на иностранных языках, также чинились препятствия исследованию этого концентрационного лагеря. О Ясеновце начали говорить только в конце 80-х годов. Но с этого уже момента возродились новые войны.

— Существуют ли какие-то раскопки на месте трагедии или истории людей, которые были в «лагере смерти»?

– В России существуют исторические архивы о Ясеновце. Советские власти большую часть архива коммунистической партии Югославии забрали с собой в Москву, где он до сих пор и находится. Исследование данного архива было бы очень интересным. Также и югославские архивы не исследованы полностью. Помимо этого, существуют многочисленные архивы во всем мире.

Исследований в самом Ясеновце очень мало. И остаётся ещё огромное пространство для изучения. Например, мы не знаем точное количество жертв. Есть нижний порог численности погибших ‒ это 90 тысяч  имён, которые нам известны. Но на самом деле количество жертв той трагедии намного больше. В лагере тысячами умирали дети. Те, кто ещё был жив, переводились в отдельный лагерь, в Ястребарско.

Из истории людей: мы чтим подвиг Дианы Будисавлевич, немки по происхождению, но вышедшей замуж за серба. Эта  женщина вместе со своими соратниками из лагеря Ясеновац спасла от смерти около 12 тысяч сербских детей. Так получилось, что о её подвиге мало кому довелось узнать – коммунистический режим в своё время поставил границы запретов в распространении подобных тем. Но для нас Диана Будисавлевич является примером особого героизма, и ей отведено особое место и почитание в истории нашего народа.

—  Владыка Иоанн, на месте трагедии основан  монастырь Ясеновац. Как он восстанавливается?

– Монастырь изначально был восстановлен в 1984 году и являлся приходской церковью, освящённой в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.  А затем  в 1997 году мы выкопали мощи ясеновацких новомучеников. В этом же году храму в Ясеновце был официально дан статус монастыря, это сделал прежний владыка Савва.  И по сей день  монастырь источает живую память, святую истину. Это паломническое место, куда приезжает большое количество людей поклониться святыне.

Особое почитание в монастыре приурочено к трём важным датам. Первая в году – это 22 апреля, когда был последний прорыв узников в «лагере смерти». И  надо отметить, что Ясеновац не был освобождён. Это был прорыв самих пленных,  когда большая часть людей, при побеге кинувшись на колючую проволоку,  погибло. Вторая дата, которую мы чествуем в монастыре,  – 7 июля на день рождения святого Иоанна Предтечи, в честь которого освящена церковь. И третья памятная дата – 13 сентября, в день прославления ясеновацких новомучеников. Наряду с этим во всех семинариях Сербии введено в обучающую программу  обязательное посещение Ясеновца. 

Со  временем эта история затрагивает всё больше и больше народов, которые приезжают сюда почтить память мучеников, погибших за веру Христову.

—  Владыка Иоанн, скажите, совершаются ли какие-то специальные поминальные службы об упокоении людей, погибших в Ясеновце?

– Непосредственно после Второй мировой войны поминальную службу написал святитель Николай Сербский. Эта служба всем мученикам Второй мировой войны, особенно  тем, которые пострадали непосредственно на территории независимой Хорватской державы.

—  А какова на сегодняшний день роль Православия в  Славонии?

– Сегодня на территории нашей епархии – 20 тысяч человек.  Существует примерно 40 мест, где можно совершать богослужения. Но это не значит, что эти места находятся в хорошем состоянии. Остается больше 100 разрушенных церквей – как со времен Второй мировой войны, так и с последней войны 90-х годов. Слава Богу, благодаря тому, что мы находимся в этом месте, которое является огромной «Голгофой», мы можем свидетельствовать и воскресение.

—  Ваше Преосвященство, кто сейчас является основными прихожанами храмов Славонско-Пакрацкой епархии?

– Это немногие сербы, которые пережили «Голгофу» – смертельный лагерь и войну 90-х годов и остались жить на территории Хорватии. Это в основном люди пожилого возраста, хотя есть и молодые, которые мужественно возвращаются на территорию Славонской земли и начинают новую жизнь.

С другой стороны, у нас много паломников, которые приезжают поклониться святыням. И есть много беженцев, которые хотят посетить свои семьи: они приезжают из  Сербской республики, которая расположена непосредственно в сербской части Боснии. Люди приезжают из разных частей страны.  Диаспора славонцев особо заботится о своих святынях, и мы сейчас находимся в большом процессе восстановления.

Каждый наш день – как  свидетельство о воскресении. Это ещё доказывается тем,  что достаточно большое число хорватов приезжает к нам  и принимает Православие. Это люди, которые почувствовали, что римо-католицизм для них не естественен. Душа идёт туда, где находит мир и радость, – это Православная Церковь. Я считаю, что каждый хорват, который приходит к нам, этим для нас  драгоценен.

—  Помогают ли силы KFOR в защите святынь и святых мест в Косово?

– НАТО само создало ситуацию, в которой монастыри Косово находятся в опасности. Факт в том, что некоторые нации прикладывают большой труд,  чтобы сохранить святыни в Косово. В этом смысле у нас  был хороший опыт взаимодействия  с испанцами, португальцами. Достаточно большой труд был приложен итальянцами. Принимали участие в охране святынь украинцы и греки. Среди французов были исключительные люди, которые помогали нам. Некоторые соединения миротворческих сил награждались орденом святитля Саввы Сербского. Например, такая награда была вручена итальянским десантникам.

Конечно, особенное место тут занимает и русская армия, но она недолгое время была в Косове.

Сегодня церковь в монастыре Дечане охраняют силы KFOR. В то время, как остальные монастыри находятся под общей дружественной защитой. И мы не знаем, к чему это приведет в дальнейшем. Особенно если иметь в виду рост радикализма в албанском обществе.

—  Владыка Иоанн, расскажите о  местночтимых святых, которые особо почитаются в Славонии.

– Всех жертв, которые пострадали в годы Второй мировой войны от рук усташей в лагере Ясеновац, мы почитаем как новомученников. Они не причислены к лику святых, но мы храним память о людях, понесших муки и страшные казни за веру Христову. У нас есть необъятное поле мощей, которые мы вскоре начнем открывать и выносить для поклонения.

Из почитаемых святых у нас есть мученик Вукашин из села Клепац. В январе 1943 года Вукашин был зверски убит усташским палачом Жилой Фригановичем в Ясеновацком лагере узников за то, что старик не подчинился воле палача, пожелавшего услышать из уст пожилого мужчины: «Да здравствует Павелич!» (глава независимой Хорватской державы).  Вукашина подвергли жестоким мучениям, пригрозив заживо вырвать  сердце, если тот будет молчать. Но старец лишь произнёс спокойным голосом: «Делай, дитя, свое дело», – и перекрестился. Это были последние его слова и движения перед жестокой смертью.

Также мы почитаем священномученика Петра, митрополита Дабробоснийского. В начале мая 1941 года  католический священник Божидар Брале, назначенный ответственным представителем усташей в Боснии и Герцеговине, приказал запретить всем священникам епархии употребление кириллицы. Митрополит Петр был против данного распоряжения: «Кириллицу нельзя уничтожить за 24 часа, не забывайте, что война еще не закончена!», – отвечал он. Позиция митрополита послужила поводом к его аресту. Он был отправлен в концлагерь Керестинац близ Самобора. В концлагере ему сбрили бороду, сорвали мантию и подвергли страшным истязаниям, после чего перебросили в другое место заключения.

Особо почитаем в Славонии Патриарх Сербский Павел. Он для нас прославлен как местночтимый  святой. Сейчас восстанавливается церковь, в которой его когда-то крестили ребенком. В этом храме мы уже совершали богослужение, при котором поминалось имя святого Патриарха Сербского Павла.


 


Вернуться назад