Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Христоцентризм против эгоцентризма в искусстве

Христоцентризм против эгоцентризма в искусстве


23.06.2015.
Когда я из СМИ узнал о выставке современного искусства художника из России, проходящую в Киеве, то первая мысль была: «Это же целый подвиг!» Пресса окрестила это мероприятие как – День России в столице Украины. И думаю, это было, действительно, так.

Речь об известном российском художнике Горе Чахале, который приехал в Киев со своей выставкой-миссией «Христоцентризм». Именно с миссией. Человек, работы которого представлены в Третьяковской галерее, по всей России и по всему миру – уже десятилетие как пытается примирить православное христианство и современное искусство.

Неспроста он привез на Украину выставку, намеренно поставив Христа в центр своего творчества, потому что только Он, по мнению автора, имеет объединительное начало. Выставка проводится в рамках международного проекта в честь 1000-летия преставления крестителя Руси – святого равноапостольного князя Владимира.

Цифровая графика «Твердь», скульптура «Трисолнечный Свет», диптих «Архитектоника Благодати», мульмедийная «Синергия» и многое другое – магнитом притягивают взгляд. Экспозиция «Боль», представленная в виде кровоточащих и мироточащих икон – это проект,  посвященный Украине. О выставке, вере, творчестве, дружбе, недопонимании и многом другом я решил поговорить с художником Гором Чахалом.

- Скажите, вам не было боязно проводить эту выставку в Киеве на фоне происходящих событий? Ведь ее назвали Днем России в Киеве

– Да, выставка открылась в Киеве 10 июня и будет проходить до 30 июля. Вокруг этой выставки как центра будут проходить различные мероприятия, лекции, концерты, презентации книг, поэтические чтения… Программа обширная. Поскольку тысячелетие памяти святого князя Владимира – масштабное событие.

Было очень боязно, честно говоря. Я никогда не был в Киеве. Ну, и атмосфера нагнеталась сами знаете какая (улыбается). Все, с кем я советовался по этому поводу, категорически не рекомендовали соглашаться на предложение. Вообще, это не я придумал. Мне написала в Фейсбук Ольга Скальчук, куратор Российского Центра Науки и Культуры в Киеве, и предложила сделать у них выставку к тысячелетнему юбилею памяти святого князя Владимира. Так вот, все знакомые сказали, что я сумасшедший (смеется).

- Но это было – доброе сумасшествие! Думаю, именно такими шагами мы сможем вернуть доверие между народами… А самое главное – Христос в центре, а не политическая фигура или полюс. Что вы хотели озвучить этой выставкой?

– Вы правы, именно так я и думал, что таким путём можно вернуть доверие между народами. Мы же христиане. Ну или хотя бы попытаться. Очень хотелось сделать какой-то действенный шаг по умиротворению ситуации, а не просто болтать в Фейсбуке. Ну и вообще, Киев – мать городов русских, святой князь Владимир… Показалось, лучшего повода заявить Христоцентризм, как направление современного искусства, не представится.

Тогда я пошёл к духовнику – отцу Владимиру Антонову, настоятелю домового храма Александра Невского при бывшем Комиссаровском училище, и он, выслушав, сказал: «делай выставку, даже не думай». Ну, я и согласился.

Но в процессе подготовки перемирие стало нарушаться и возникла угроза продолжения боевых действий. Я не взял с собой жену и полетел в Киев один, думая, если что, пусть уж один пострадаю, не молод уже, пожил (смеется).

- И потом, вы удивляете – запустив противовес: свое концептуальное искусство тому провокационному мейнстриму… Я сейчас про выставки Марата Гельмана и Ко. Хотя все смешалось в доме Облонских. Простите – я вам слова не даю сказать…

– Дело в том, что я развиваю диалог Церкви и современного искусства уже больше 10 лет. Процесс идёт очень тяжело и медленно. Но идёт потихоньку. В авторском тексте выставки я подробно говорю об этом. Почитайте. Там поэтапно описываю все шаги в этом направлении. Сейчас этот текст опубликован в буклете выставки. Как итог десятилетней деятельности.

- То есть насколько я понял: первый шаг – это выставка «Двоесловие/Диалог» в нартексе храма мученицы Татианы при МГУ, второй шаг – это выставка «Искусство и религия в пространстве современной культуры» Российской академии художеств, третий – выставка «Дары» в Государственном музее архитектуры. Получается, что «Христоцентричность» – это уже четвертый шаг?

– Да. Это выставка – четвёртый шаг. Заявка на название направления в искусстве. Итог долгой полемики по поводу названия.

- А как возникал в современном искусстве термин «Христоцентризм»?

– Вообще, тема религиозности искусства последнее время стала звучать у светских искусствоведов всё заметнее. Очевидно, сказывается кризис секулярного мировосприятия. Спектр различных интерпретаций этой «новой» религиозности очень широк. В связи с чем, стоит напомнить о замечании протопресвитера Александра Шмемана, что нет ничего проще, чем играть на абстрактной «религиозности».

Но неочищенная, непросветлённая религиозность и есть средоточие демонического в мире. Именно поэтому объединяющим центром сакрально-художественного пространства, интересующего нас, должен быть Христос – Спаситель Мира, задающий направление вектора развития творческой личности, дороги к себе.

Ещё, знаете, очень важно. У этого центра на выставку был очень небольшой бюджет и я стал искать спонсоров здесь, но все либеральные друзья мне отказали. Никто не захотел связываться. Тогда я обратился к Андрею Яхнину, может быть вы слышали, он написал книгу «Антиискусство» о сатанинской природе всего современного искусства, начиная с Авангарда. Известный человек, сам в прошлом актуальный художник. Так вот. Он мне помог. Нашёл необходимые деньги. Удивительно. То есть, такое искусство принимают даже противники современного искусства. Значит дело не в форме. В общем, диалог очевидно развивается.

- Интересный факт…

– Хотя, надо признать, либеральная среда как раз всё холоднее относится к такой перспективе. Проблемы я теперь вижу не со стороны консервативной публики. С ними я научился общаться. Просто надо подробнее объяснять свои действия. Разумные люди понимают. А вот мои либеральные друзья, похоже, не очень заинтересованы в диалоге с Церковью. И что с этим делать, пока не знаю.

- Здесь остается только молиться… А как местные культурные деятели восприняли вашу выставку? Как встретили?

– В Киеве зрители очень тепло приняли выставку, хотя вряд ли раньше встречались с таким. Организация выставки была великолепной. Потом для меня устроили плотную культурную программу с экскурсиями в Чернигов, в Киево-Печерскую лавру, по храмам, достопримечательностям. В общем, всё замечательно.

Подружился с местной творческой интеллигенцией (русской или про-русской, разумеется). Ни один из старых друзей, украинских художников на выставку не пришёл, к сожалению. Хотя и здесь я потерял почти всех старых друзей в связи с событиями в Украине. Ну, вот новые друзья появляются (улыбается). Будем жить. Ну, и вообще, поездка вопреки опасениям получилась прекрасной.

- Думаю, что художник, объявивший о Христоцентричности своего творчества – волей-неволей вступает в извечный конфликт со всеми анти… Думаю, Тот, центричность Которого вы проповедуете – вам помогал.

– Надеюсь, что Он помог. Были явно чудесные (необъяснимые) моменты. Не знаю. Может быть, лучше не говорить об этом. Но я надеюсь на Божью помощь. Вообще, знаете – удивительно, с каждым годом сопротивление моей деятельности всё увеличивается, а успех всё равно есть. И немаленький. Не просто так. Сейчас в конце июля в Херсонесе будем делать выставку с Академией художеств. Там тоже много проблем пока, но посмотрим. Может быть что-то получится.

Важно, что на уже состоявшейся выставке почти к каждой работе есть аннотации. Это ноу-хау (смеется). Неподготовленный зритель, читая объяснение, сразу обычно теряет агрессию. Там ещё иерей Виталий Беликов экскурсии водит по выставке и подробно всё рассказывает зрителям. Организация у них просто прекрасная, надо сказать. Он, кстати, и предложил им меня пригласить, как я потом узнал. Он сотрудничает с Центром, читает там лекции о богословии, искусстве и тому подобное. Очень рекомендую. Настоящий священник.

- Вас можно назвать концептуалистом? К какому направлению вы себя относите?

– Я не концептуалист, конечно. У нас всех, кто не реалист, называют теперь концептуалистами)) Христоцентричное искусство – или соращённо Х-центричное. В этом направлении я работаю. Стилистически сейчас искусство уже не делится, настолько формы смешались и истончились.

Но я совершенно искренно не вижу другого пути развития современного искусства, кроме христоцентрического. Иначе распад. И художники есть, между прочим. Институций нет. Это проблема. Изменить либеральную (в сущности, антиклерикальную) парадигму современной художественной системы нескольким художникам не под силу. Не дадут (улыбается). Надеюсь только на чудо Господне.

У нас, кстати, пока ни одного материала о выставке не вышло… В смысле, статей, рецензий и тп. Игнорируют.

- Странно… а пресс-релизы пробовали раскидывать? Ну, в «Россотрудничестве» есть пресс-служба?

– В Россотрудничестве есть пресс-служба и работает она хорошо. Только до открытия выставки они мне запрещали публично что-то говорить о выставке, опасаясь возможных провокаций. Вся операция была строго засекречена (улыбается).

- Может поэтому пока тишина?

– Может быть. Посмотрим. Но по-опыту, когда мне удалось преодолеть конфронтацию и выставки перестали вызывать скандалы у публики, о них резко стали меньше писать.

Посмотреть фотоальбом экспозиции «Христоцентризм» можно на странице Фейсбука автора.

священник Святослав ШЕВЧЕНКО

 
Вернуться назад