Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ, Новости ППЦ > Иеромонах Серафим (Алдеа). Первый православный монастырь на кельтских островах, первый за тысячу лет

Иеромонах Серафим (Алдеа). Первый православный монастырь на кельтских островах, первый за тысячу лет


25.06.2015.
Задумывались ли вы когда-нибудь, каким этот мир видят монахи? Иеромонах Серафим (Алдеа) в своем аудиоблоге на радио Ancient Faith делится рассказами о тех местах, где побывал, о людях, которых повстречал, путешествуя по миру. Сейчас отец Серафим занят сбором средств на строительство православного монастыря – первого православного монастыря на Гебридах. Это монастырь будет построен в честь всех кельтских святых.

Пост первый, «О монашестве»

Иеромонах Серафим (Алдеа). Первый православный монастырь на кельтских островах, первый за тысячу летВо имя Отца, и Сына, и святого Духа. Аминь.

Что ж, пожалуй, нужно мне начать писать этот блог, потому что если я не начну его сейчас – уже никогда не соберусь. Я собирался это сделать уже месяцев шесть. Есть у меня ужасная привычка – откладывать все на потом. К тому же я опасаюсь, что мне нечем особо важным или полезным поделиться с вами. Хотя 10 лет моей монашеской жизни научили меня тому, что не я должен решать, что важно или полезно. Только Господь знает, кому что нужно. А я всего лишь инструмент в руках Его.

Я твердо убежден – нужно делать, а не рассуждать, что и как делать. Иногда что-то получается, иногда нет. И это совершенно нормально, это нужно просто принять. Если не получается – это учит нас смирению, иногда мы славим Господа, если задуманное получается.

Давайте знакомиться – меня зовут Серафим, я иеромонах. Причины, по которым я решил вести этот блог, на самом деле очень просты. Сейчас я занимаюсь тем, что собираю средства на строительство православного монастыря на острове Малл, что на Гебридских островах. Это старые кельтские острова к западу от Шотландии. И мне стало совершенно ясно, что Господь не хочет, чтобы я делал это в одиночку. Да и не смогу я этого сделать один.

Мне необходима ваша поддержка. Ну а если вы захотите помочь основать этот монастырь – у вас есть полное право знать, кто я такой, за что ратую, какие у меня убеждения и ценности.

Это будет первый православный монастырь на кельтских островах, первый за тысячу лет. Задумано на самом деле очень серьезное, исторически значимое дело.

Но, как и многое из того, что касается Христа, Он не хочет, чтобы монастырь был основан кем-то одним. Господь хочет, чтобы монастырь воздвигался в любви и стал результатом объединения людей, работающих вместе, жертвующих вместе, молящихся вместе.

Все это очень просто. Поэтому я и начинаю вести этот блог. Есть и другие вещи, касающиеся моей жизни, о которых можно бы и написать, но я думаю, что со временем, когда и я стану уверенней вести блог, и вы получше узнаете меня, я напишу и об этом тоже.

Итак. Первое и главное, о чем спрашивают меня при встрече люди – будь то в Америке, будь то в Англии, где я живу: «Почему вы стали монахом?» Я попробую сегодня ответить на этот вопрос, чтобы наконец-то покончить с ним.

Я годами вырабатывал набор ответов – холодных и отстраненных, или тонких и умных – в зависимости от того, кто задавал мне этот вопрос. Но суть очень проста, ответ на этот вопрос очень прост на самом деле. Знаете, как написано в Псалтыри, пророк определяет судьбу человека еще в утробе матери – вот именно так я и представляю себе это. Я никем другим и не мог стать – только монахом. Просто потому, что, как ни странно, я и был монахом еще в утробе матери. Мне просто понадобилось время, чтобы понять самого себя – кто я есть.

Мне понадобилось время, чтобы подобрать правильное слово для того, как называть себя. Но ценности и принципы монашеской жизни всегда были частью меня. Даже когда я жил вразрез с этими принципами. Я уверен, у каждого из вас были такие периоды в жизни. Такие времена, когда наше поведение, наши поступки не имели ничего общего с тем, что мы на самом деле почитаем, с теми ценностями, которые для нас на самом деле важны. И, бывает, годами в нас живут по крайней мере два человека, но время идет, и человек определяется. Так вот и мне стало ясно, что я – монах, и ценности мои – монашеские.

Фото с сайта mullmonastery.com
Фото с сайта mullmonastery.com
Для меня быть монахом – значит быть одному. Можно по-разному толковать, что такое монашество, и я, возможно, расскажу вам об этих толкованиях позже. Но для меня самое простое и главное, то, к чему я всегда возвращаюсь – это значит быть одному. Жить наедине с Богом, жить для Бога, готовясь к встрече с Ним.

Все эти слова в Писании – об одиночестве, о том, чтобы уйти в горы и молиться там, о том, как Христос оставил друзей и учеников, чтобы молиться одному, все эти фразы св. Луки о Богородице, слышавшей и знавшей все, но молчавшей и державшей все в сердце Ее – все это было для меня всегда понятно, сердцу моему понятно, близко.

Быть монахом – значит быть одному. Жить монашеской жизнью – значит жить так, будто ты уже умер и похоронен. Я помню все эти истории из жизни отцов-пустынников, все эти прекрасные советы, как жить так, словно ты уже умер – эти вещи так много говорят мне, это то, что произвело на меня самое больше впечатление в жизни.

Иеромонах Серафим (Алдеа). Первый православный монастырь на кельтских островах, первый за тысячу летБыть одному – это не значит, что вокруг тебя ни души. Человек может оставаться наедине с собой, окруженным огромным количеством людей. И в истории всех Православных Церквей есть бесчисленное множество примеров старцев, которые жили в окружении тысяч людей, и жили так каждый день, и все же им удавалось, по милости Божией, сохранять молчание и одиночество.

Я не хотел бы в первом же посте этого блога во все это слишком углубляться, но мне бы хотелось, чтобы те, кто будет читать или слушать этот блог, помнили вышесказанное.

Я на самом деле не хочу жить в окружении людей, но Христос призывает меня жить именно так. Я не хочу вести разговоры, но каждую неделю я езжу в разные приходы, и встречаюсь с людьми, и искренне молюсь за них, умоляя Господа призреть на них и помиловать их.

И я уверен, вам знакомо это чувство, когда вы молитесь за человека, которого впервые встретили и которого больше не увидите, но молитесь за него искренне. И этот человек каким-то образом становится частью вас самого. Как будто тело ваше приоткрывается, и сердце ваше может видеть сердце другого человека. Такую близость дарует молитва.

Я испытал все это, несмотря на мое желание быть одному – потому что это то, чего хочет от меня Господь. Так что если я иногда выгляжу неприветливо или не в настроении разговаривать – пожалуйста, простите меня. Для меня все это против самой моей природы, против всей моей натуры, и я делаю это только потому, что так хочет Господь.

В конце этого поста я хотел бы дать вам несколько советов, как следует вести себя с монахами. Я прошел через все это сам, и знаю, что люди просто не понимают разницы между монахом и прихожанином.

Первое и главное – не спрашивайте монахов об интимной стороне их молитвенной жизни. Не нужно этого делать – это сразу же закроет от вас их сердца. Вы этим подвергаете их великому искушению – потому что эти тайные, скрытые, спрятанные глубоко в сердце вещи – они в сердце и должны оставаться. Это касается только человека и Господа, – до тех пор, пока Христос не повелит рассказать об этом. Так что первый совет – никогда не спрашивайте ни о чем личном, частном.

Второе. Постарайтесь избегать физического контакта в разговорах с монахом. Не пытайтесь взять его за руку, не пытайтесь обнять. Одна из самых ужасных вещей, случавшихся со мной в Америке – это когда люди буквально совали мне в лицо своих детей. И я их понимал – они хотели, чтобы я помолился за их чад, чтобы я их благословил. Но я могу сделать все это, не беря ребенка на руки, не играя с ним. Попросить монаха подержать ребенка на руках – это великое искушение. Почти такое же, как когда тебя касается кто-то из женщин. Потому что мы все же из плоти и крови, и искушение завести семью, искушение иметь собственных детей – с этим очень непросто бороться. Это едва ли не труднее, чем преодолеть физическое влечение к кому-то.

Не знаю, почему так, но вот я такой, и я был бы очень признателен, если бы при встрече со мной люди вели бы себя так, как я прошу.

Что ж, до следующей недели. Я буду молиться и просить Господа, чтобы он вразумил меня, о чем мне еще рассказать вам. Прошу молитв и обо мне. Молитесь о Серафиме, и молитесь о монастыре всех кельтских святых.

Если у вас есть ко мне вопросы, или вы хотели бы что-то со мной обсудить – просто напишите на электронную почту. И если я почувствую, что мне есть, что вам сказать – я отвечу.

Но, пожалуйста, не задавайте вопросов, касающихся богословия, догматики, не предлагайте мне обсудить что-то спорное. Я на такие вопросы просто не отвечу – потому что в мире столько гораздо более просвещенных и подкованных в этих вопросах людей, ведущих блоги именно такого толка. Я просто не интересуюсь глубокими богословскими спорами.

Спрашивайте лучше о том, что касается вас лично. Спрашивайте о каких-то простых вещах, помогающим или мешающим вашим отношениям с Богом. Спрашивайте о том, что действительно имеет значение для вас. И если Святой Дух озарит меня, я дам вам ответ.

Простите меня и благослови вас Господь. Аминь.

Адреса электронной почты вы найдете по этой ссылке.

Сайт будущего монастыря на острове Малл
Перевод: Анна Барабаш, Православие и мир

 
Вернуться назад