Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Схиархимандрит Илий: «Терпеть и стремиться к святости»

Схиархимандрит Илий: «Терпеть и стремиться к святости»


20.08.2015.
Когда выяснилось, что у меня будет возможность побеседовать со старцем Илием, внутри что-то перевернулось. Не только от волнения, хотя, конечно, я очень переживала. Мне и раньше приходилось видеть батюшку из толпы верующих, в огромном количестве обступающих его всякий раз, когда он приезжает в Осетию. И вот он совсем рядом, при желании можно дотронуться рукой…

Схиархимандрит Илий: «Терпеть и стремиться к святости»Подвижник, живший на Афоне. Воин Христов, сражавшийся на передовой и достигший уже, очевидно, высокой духовной жизни. В простом подряснике, в скуфейке, худой, сухой весь, сильно сгорбленный, узкое старческое лицо (в 2012-м батюшка разменял девятый десяток). Длинные борода и волосы, белые, словно снег. И глаза – зоркие, проницательные – кажется, что видит он не только сидящего рядом собеседника, а и его прошлое и будущее.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) – известный духовник нашего времени, человек, к которому за словом любви и утешения, совета и наставления приезжают люди из разных уголков России. Намечая темы для разговора с батюшкой, хотелось затронуть важные вопросы. Те, которые чаще других люди задают священнику, тем более такому молитвеннику за мир, как отец Илий.

А разговор простой, не какой-нибудь загадочно-возвышенный, как представлялось заранее. Батюшка Илий говорил простые слова, казалось бы, всем известные истины. Но внутренний голос подсказывал: не все так просто, и каждое слово может иметь значение. Возможно, не сейчас, а спустя какое-то время откроется их особенный смысл.

Эти вопросы иногда называют вечными, и один из них – о смысле жизни: зачем человек живет на земле? Батюшка, Вам, наверное, уже не раз задавали этот вопрос…

– Жизнь человеческая так коротка! Большая ошибка наша, что мы, надеясь прожить еще долго, откладываем свое нравственное исправление на будущее. Но болезнь, трудные обстоятельства, смерть кладут конец этим надеждам. О душе нужно думать. О душе. Блажен, кто вовремя одумался, или кого Бог исхитил из обольщения этого мира. Всегда надо думать о душе, но особенно в старости, чтобы про нас нельзя было сказать: «Волос белый, а душа черная».

Сетуем, что тяжело жить на свете. А на самом деле? Те, кто имеет надежду на будущую жизнь, счастливы этим и благодарят Бога за всякие скорби, случающиеся в жизни. А кто живет только этим миром, счастливы, что живут по своим похотям. Первые счастливы своим разумом, а вторые неразумием – на что же нам жаловаться?

Ваш вопрос был о смысле жизни. Так Всевышний лучше меня  говорит,  каким должен быть смысл жизни человека. Бог дал людям разум и никого не принуждает ко спасению. На заре человечества, в раю, Господь мог запретить людям пасть, мог не дать им возможности послушать диавола. Но для этого нужно было бы запретить воле человека. Первым искушением Адама была его свобода – свобода выбирать между добром и злом. Но Господь дает нам возможность вернуть свое счастье, вернуть рай. Спасение приходит через веру в Бога Слово. С помощью слов мы свидетельствуем о своей вере. Вот почему во время гонений за слово евангельской проповеди ссылали на Соловки и в другие лагеря, уничтожали книги…

А что, по-вашему, является началом нашего неразумия?

– Если человек не оказывает послушания Богу, то будет ли он послушен кому бы то ни было? Вот причина смятения и раздора среди людей. В этом же причина развала семей (будет ли неверующая жена подчиняться мужу?), непослушания детей родителям и так далее. То же касается и справедливости. Несправедливый к Богу и самому себе будет ли справедлив к другим? Но мы не устаем изобретать правила нравственности, исходя из падшей природы человека, а не из его богоподобия. Прости нас, Господи! Люди становятся врагами Богу потому, что следование заповедям Божиим обещает блага будущие, а люди хотят благ сейчас и теперь, а не вечных.

А как же спасаться?

– Любовью и смирением – это вершина добродетели. Без смирения невозможно прийти к Богу, смирением начинается и кончается путь тех, кто хочет спасения. А гордые удивляются, почему у них нет веры даже тогда, когда они как будто стремятся к ней. Всему виной гордость, подчиненность сатане, который, конечно же, препятствует смирению и покаянию; ведь кающийся человек – это его погибель.

Духовное возрождение совершается в Таинстве крещения, но это только начало пути, который может вести к богоуподоблению, а может – к совершенной плотскости, так как свобода человека не отнимается ни в каком Таинстве. Так и получается, что человек крещен, но не просвещен, не образован по духу Христа, ибо его воля, несмотря на крещение, остается плотской, а не духовной. А раз человек остается плотским, то и творит все дела плотские, доволен таким течением жизни, сытым чревом. Страшно быть заживо умершим!

Еще одно средство спасения – терпение. Правы святые отцы, утверждая, что христианское совершенство достигается через терпение. Для этого Бог посылает человеку скорби внешние и внутренние. И внутренние скорби  иногда служат этой же цели, ибо рождают раскаяние и желание исправления своего худого нрава. Мытарь оказывается выше фарисея, хотя покрыт грязью грехов. Терпение – это Божественное свойство, а нетерпение и возмущение – сатанинское.

И конечно, вера. Если будет вера, будет благочестие, будет любовь к труду в нашем многонациональном народе, то будет он подниматься, будет возрождаться, и будет все так, как бы хотелось.

Отче, не могу не спросить Ваше мнение о судьбе нашей страны – России, которая волнует каждого из нас...

– Конечно, у всех нас неизбежны всякие скорби, болезни, но у верующих людей они растворяются в нашей духовной жизни. Сейчас наша тревога, которую мы понимаем, – о том, что враг рода человеческого старается, насколько можно, оторвать нас от истинного пути жизни, изломать нашу жизнь, как это уже было в течение 70 лет. Поэтому он и возмущает народы к тому, чтобы Россию опять ввергнуть в пучину бедствий, в пучину смерти, огня и безбожия. Поэтому сейчас наша сугубая задача – это молиться Господу, усердно молиться, чтобы были поруганы те, которые хотят, насколько можно, возмутить мир. 

Но никогда Россия не лишится небесного заступничества ее святых. Посмотрите, сколько у нас великих подвижников, а прежде всего – Пречистая Божия Матерь любит нашу отчизну, и нигде так не празднуется праздник Ее Покрова, как в нашей великой стране.

Ваш отец похоронен во Владикавказе. Как Вы узнали об этом, и как возникла идея строительства храма у его могилы?

– Семья наша с Орловщины. После оккупации мы получили от папы только одно письмо. Ждали его до конца войны, и после… Но писем больше не было. Долго искали, писали в архивы, пока, наконец, не пришел ответ, что он умер от тяжелого ранения и схоронен в Орджоникидзе. Я очень рад, что хоть на старости лет имею возможность поклониться его могилке.

А насчет храма… Когда мы в первый раз прилетели во Владикавказ, я послужил панихиду у братской могилы, в которой похоронен и мой отец. И вот одним из военных, которых в тот день было очень много вокруг, было озвучено предложение построить храм в память обо всех защитниках города и воинах Северной Осетии, погибших на фронтах Великой Отечественной. Слава Богу, храм уже возведен, скоро его увенчает купол. А главное – здесь звучит молитва!

Вы уже не первый раз в Осетии, дорогой батюшка. Какие у вас впечатления от этого края, от верующих?

– Осетины – народ особенный. Я говорю «осетины», но понимаю под этим словом всех людей, живущих на сей священной земле. Осетия выделяется своей душевностью и, конечно, близостью к России. С вашими людьми очень легко беседовать, можно быстро познакомиться и найти общий язык, подружиться. Мало какой народ так располагает к себе и принимает с такой душевностью, отзывчивостью. И, конечно, народ Осетии еще и очень гостеприимен, впрочем, как и все кавказцы, и это чувствуется во всем.

В Осетии – особый христианский дух, что неудивительно, ведь Православие здесь появилось одиннадцать веков назад. Верующие замечательные, и как их много. Радует, как много в храмах и монастырях молодежи и деток – спаси их всех Господь!

Ну и, конечно, красивый гористый у вас край, природа удивительная и живительный воздух.

Ожидая нашей встречи, я услышала от людей историю, что, впервые вступив на землю Северной Осетии, Вы сказали, что эта земля святая. Почему?

– Потому что на меня повеяло христианским незлобием, православным образом жизни по вере христианской. Да и сама земля эта полита кровью мучеников, множества людей. И главное – людей не забытых: о каждом молятся, помнят, как, впрочем, и везде в России.

При встрече в Бесланском аэропорту архиепископ Зосима назвал себя вашим духовным чадом. Как Вы прокомментируете эти его слова?

– Мы с вашим архипастырем очень дружелюбно друг к другу относимся. И, скорее, это я считаю себя духовным чадом владыки Зосимы и по сану, и вообще. Дай Бог, чтобы наши отношения и впредь были такими же дружелюбными… Пусть Господь хранит вашу богоспасаемую Осетию!

Интервью закончилось. Чуда, которого в тайных мыслях, по-детски наивно я ждала, не произошло (а ведь казалось, подойду к старцу – и сразу все изменится). Или произошло? Не чудо ли быть хотя бы несколько минут рядом с таким человеком, исполненным Христовой любовью и смирением? Как же оно на самом деле отличается от показного смирения, от привычного смиреннословия! Безусловно, это чудо!

По дороге домой вспоминала, как отец Илий говорил мне о святости. Что нужно к ней стремиться. Приняв святое крещение, мы ведь все призваны к святости. А много ли для этого надо? «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!» – говорил преподобный Амвросий Оптинский. Не так-то уж и сложно. Это в наших силах, в нашей воле, Господь от нас этого ждет. Только переступи – хоть раз! – через свое самолюбие ради заповеди Христа, ради любви к ближнему. И тогда начнет приоткрываться в твоем сердце тайна Царства Божия.

Елена КОККОНЕН, «Приходы»

 
Вернуться назад