Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Коммунист - К 50-летию с дня смерти Евгения Урбанского
Коммунист - К 50-летию с дня смерти Евгения Урбанского07.11.2015. |
5 ноября исполняется 50 лет со дня смерти знаменитого советского актера Евгения Урбанского. Одна из самых ярких его ролей — роль Василия Губанова в фильме «Коммунист» режиссера Юлия Райзмана. О достоверности и противоречиях образа Василия Губанова читайте в новой колонке Владимира Гурболикова.
Сейчас ответ на эти вопросы очевиден: на стороне власти большевиков была не только искренняя новая вера, но и сила оружия, и максимальная, нескрываемая жестокость в достижении своих целей. Люди пытались сопротивляться не по причине жадности и тупости. Но потому, что альтернативой сопротивлению было полное разрушение мировоззрения, уклада, веры и идеалов, а вместе с тем — систематическое ограбление, аресты и угроза голодной смерти. Фильм снят в иной плоскости. Здесь вера «истинная» противостоит животным, низменным страстям. А в подлинном, историческом, измерении мы видим конфликт намного более сложный, где на месте Коммуниста мог быть Крестьянин, Казак, Священник, Офицер… И для меня очевидно, что вера, которая вела Коммуниста оказалась в конечном итоге, ужасной ошибкой, заблуждением, из которого до сих пор не удается найти выхода: слишком уж чудовищным оказался удар по всем базовым устоям, от отношений в семье до политической культуры и философии власти. Но в фильме перед нами прежде всего — мученик. И парадокс, что само сочувствие ему — показатель невероятно крепкой связи с христианской традицией, где блаженны плачущие и гонимые, и моральная победа достигается никак не грубой силой, не силой оружия. Есть, впрочем, в образе Коммуниста одна очевидно не-христианская черта: он все же вор чужой жены. Это, кстати, характерный, хотя и подзабытый элемент революции — сознательная попытка разрушить традиционный институт брака. Кино представляет нам вполне живую историю, в которой веришь, что это чисто человеческая драма, что если и есть у Коммуниста вина, то самая малая. Это житейская драма, пусть и с социальным оттенком. Причем она близка множеству зрителей, поскольку на протяжении нескольких поколений очень многие женщины у нас либо оказались вдовами, либо хуже — были преданы мужьями. И понесли в-одиночку всю тяжесть жизненного выбора, заработков, воспитания детей. Это очень понятно и увы, присутствует в судьбах миллионов. Но одновременно все же тут и метафора: развилка дорог, одна из которых ко храму, а другая в город, к «новой жизни»… Зритель фильма видел, что избран путь, о котором, видимо, мечтал бы Коммунист для своей семьи. Да, многие наши семьи прошли этой дорогой. А затем, очень часто, вспомнили и о храме. И надеюсь, испытали благодарность ко всем нашим женщинам. И в том числе тем женщинам, которые одни, презираемые и непонятые, сохраняли верность Церкви в течение семидесяти лет героических подвигов и трагических ошибок… И молились. В том числе, кто-то из них — за своего Коммуниста. ГУРБОЛИКОВ Владимир http://foma.ru/kommunist.html Вернуться назад |