Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Иерей Родион Петриков. Искусство главной проповеди

Иерей Родион Петриков. Искусство главной проповеди


08.11.2015.

Иерей Родион Петриков. Искусство главной проповедиМой сослужитель, священник Максим Золотухин, четыре года назад на время сорокоуста поставил перед собой задачу — говорить проповедь на каждом богослужении, т.е. 2 раза в день: утром и вечером. 

Я разделил его подвиг пополам и решил на время своего сорокоуста проповедовать раз в день, — на каждой Литургии. До сих пор получается следовать принятому правилу и у этого есть свои плоды: на второй неделе нового служения я начал кое-что понимать в искусстве гомилетики. Причем, искусство церковного красноречия я начал понимать с обратной стороны. В частности, я понял, что окончательно портит проповедь.

Оказывается, что проповедь портит скрытое или малоосознаваемое желание проповедника произвести впечатление на слушателей. Желание удивить, «рисануться», потрясти людей яркой речью, произнести, в конечном счете, свою «Нагорную проповедь». Такая поза производит обратный эффект. Люди чувствуют подлог и переключают внимание.
Конечно, трудно отделаться от искушения прослыть златоустом местного масштаба. Выйти на проповедь совсем свободным от тщеславия и ожидания пусть даже малого, но все-таки успеха, очень сложно. Если не сказать, что просто невозможно. Как же быть, если ты не свободен от самого себя? Если ты еще не святой и не водим Святым Духом, то думаю, тут нужно опираться на иные подходы к свидетельству с амвона.

Мне кажется, что наиболее подходящим мотивом для проповеди является желание поделиться тем, что ты открыл для себя как нечто ценное и важное на своем пути к Богу. Желание поделиться тем, что ты понял в собственном религиозном опыте, опыте святых и опыте тех, кто уже находятся там, куда ты еще только повернул голову.

Пожалуй, самое главное в проповеди — это честность. Честный взгляд на себя перед лицом Бога и людей, тебя окруживших в момент, когда ты вышел на амвон. Рисоваться тут не нужно. Все видят и знают, что ты не ангел. Поэтому важно просто и от сердца, сказать о том, что тебе открылось —  в опыте своем и опыте отцов — как нечто заслуживающее общего внимания.

Впрочем, и это далеко не самое главное. В конечном счете, не так важно, какие слова льются с амвона. Потому что главная проповедь должна совершаться не на амвоне, а за его пределами . Ибо дела пастыря расскажут о нем людям больше, чем его самые красивые и наилучшим образом подобранные слова.

Православие.fm
 


Вернуться назад