"Желаю чтобы все христиане попробовали честно поститься"
02.04.2016.
Для многих Великий пост – время, скажем откровенно, тяжелое и печальное. А статистика из года в год показывает грустный результат: только 3–5% из тех, кто считает себя православным, соблюдают пост, и то не всегда строгий. Почему же люди не видят радости поста? И в чем она, эта радость? Как все же тем, кто никогда не постился, дерзнуть на пост? Об этом мы беседуем с владыкой Марком (Арндтом), архиепископом Берлинским и Германским.
беседовал Монах Рафаил (Попов).
– Здравствуйте, дорогие читатели и зрители
интернет-портала «Православие.Ru».
Сегодня наш гость – владыка Марк, архиепископ
Берлинско-Германский и Великобританский. Владыка, наша
передача будет выходить в дни Великого поста. И потому
тема сегодняшней встречи – Великий пост.
Пост – это время, наполненное особым
торжеством, особым содержанием и особым смыслом. Это
воздержание и ограничение себя. Но у многих сегодня
воздержание ассоциируется с чем-то негативным, печальным,
вызывает уныние. Владыка, как проводить пост так, чтобы он
воспринимался как время не печали, но радости?
– Во-первых, я бы немного поправил ваши слова: пост
нельзя называть ограничением. Наоборот, это освобождение.
Освобождение от той ненужной тяжести, ненужного груза,
которые есть у каждого. Освобождение от тяжести телесной,
конечно же, но и духовной тоже – мы освобождаемся от
груза наших грехов. Пост – это самое благоприятное
время для нашего спасения, это то время, когда мы обращаем
особое внимание на духовную сторону нашей жизни. А когда
мы освобождаемся от телесной тяжести, дух человека
освобождается для именно духовного делания.
К сожалению, не каждый мирянин сможет побывать на всех
великопостных службах, но даже на тех некоторых, которые
он сможет посетить, он, слыша слова богослужения,
вслушиваясь в них, переживая их, невероятно обогащается. И
даже если кому-то не всё понятно, как ему кажется, но и
то, что он воспринял, все равно духовно значимо в огромной
степени.
Богослужения Великого поста так богословски насыщенны!
Они помогают понять смысл поста
Святые отцы оставили нам огромное духовное богатство
– эти прекрасные богослужения Великого поста. Они
настолько насыщены богословским смыслом! Они подводят нас
к смерти – к смерти крестной, которую пережил наш
Спаситель ради нас, и к двум родам, можно так выразиться,
смерти, которую переживаем мы.
Во-первых, мы имеем возможность очиститься от греховных
наслоений нашей совести, чтобы в любой момент быть
готовыми перейти в руки Божии, в иной мир. Но это и
смерть, которую мы желаем нашим грехам, это отмирание
человека от всего греховного и приобщение ко всему
светлому, божественному, небесному. Если так воспринимать
это время поста, то это время большой радости, радости,
которую мы каждый день можем сознательно переживать.
Переживать наступление нового дня – нового времени
для покаяния, которое нам дается. Но также переживать и
предвкушение всеобщего воскресения. Неслучайно всеобщее
воскресение празднуется до Воскресения Христова. Хотя оно
и обусловлено именно воскрешением Спасителя и тут есть
причинная связь, но все же мы переживаем это за неделю до
Воскресения Христова – это воскрешение Лазаря,
которое нам напоминает о нашем всеобщем воскресении. Так
что если мы будем правильно вникать в содержание постных
богослужений и в смысл поста, тогда он будет для нас
огромной радостью и освобождением.
– Владыка, опросы, которые проводятся и в
России, и по всему миру, показывают, что постится не так
уж и много людей. В России, как и в прежние годы, в
нынешний Великий пост более-менее строго поститься будут
около 3% россиян, считающих себя православными.
Добродетель воздержания не пользуется особой
популярностью. Почему так, владыка?
– Так происходит, прежде всего, от незнания поста. И
непонимания – и его смысла, и его формы. Смысл
действительно остается скрытым для тех людей, которые не
посещают великопостных богослужений, не вникают в их суть,
в их содержание. И тогда весь пост в лучшем случае
превращается в какую-то форму гимнастики. Это что касается
духовной стороны поста. А если говорить о телесной
стороне, то люди не постятся, потому что не понимают, что
в пост они освобождаются от своего телесного груза, от
того, что им совершенно не нужно, и учатся господствовать
над материей. Вспомним: при сотворении мира Бог поставил
человека быть господином, то есть господствовать,
властвовать, над своей природой. А мы видим, как многие и
премногие люди в наше время становятся рабами материи
– рабами, прежде всего, своих страстей. Это те,
которые не могут будто бы освободиться от курения, от
того, чтобы не есть много, и проч. и проч. Очень много
таких моментов в нашей жизни, когда нам кажется, что мы
вот это и вот это не осилим… Я по исповедям знаю,
как многие борются с какой-то страстью, но им все кажется,
что победить ее невозможно.
Архиепископ Марк (Арндт). Фото: Православие.Ru
Мой духовный наставник в каждый пост ничего не вкушал
ровно 40 дней – и жил до глубокой старости
На самом деле человек, когда он вникает в суть поста,
когда он его практикует, становится настолько радостным,
что уже не может без этого. Это предрассудки –
считать, что люди не могут без такой еды, без сякой еды.
Когда я был на Афоне, мой духовный руководитель каждый
пост постился ровно 40 дней – и он жил до глубокой
старости. Причем строго постился: не ел вообще. Только пил
очень жиденький чай – и всё. И я знаю других людей,
которые это тоже практикуют. Ну, может быть, не 40 дней,
но достаточно долгое время.
Помню, как одна из прихожанок, которую я убедил поститься,
в конце поста благодарила меня, говорила: «Я так
рада, так довольна!» Так что человек, когда он
понимает, что и зачем он делает, многое может.
Точно так же дело обстоит и с молитвой. Когда человек не
молится или молится минут пять, он не может оценить силу
молитвы, он не может оценить ту радость, которая вырастает
из нее. И поэтому он так и будет телепаться, – быть
может, всю свою жизнь, если у него не будет толчка,
который приведет его к тому, чтобы хотя бы раз попробовать
помолиться по-настоящему. Тут много таких аспектов,
которые требуют, прежде всего, открытого сердца.
Расскажу такой случай, очень меня впечатливший. В нашем
приходе было несколько греческих семей, которые ходили в
нашу церковь только потому, что мы живем по православному
календарю, а не по римско-католическому. Они ничего не
понимали, кроме «Аллилуйя» и «Ис полла
эти, деспота», но ходили, потому что знали, что у
нас всё правильно. И вот в пятницу первой седмицы поста
гречанка, трудившаяся, как я знал, на фабрике, на очень
тяжелой физической работе, мне говорит (это не часть
исповеди, просто была беседа): «Владыка, я в среду
выпила воды». Я подумал, что чего-то не понял,
– я греческим не так уж хорошо владею – и
переспросил: «Что вы сказали?» Она повторяет:
«Я в среду выпила воды». Я в недоумении
спрашиваю: «Вы хотите сказать, что вы всю неделю не
только не ели, но и не пили?» – «Ну,
конечно!» Вот такой ответ: «Ну,
конечно!» Женщина, которая трудится на тяжелой
работе. Я тогда понял, что человек может очень многое,
если он только хочет.
Мы лет 20 назад ввели Великим постом раз в неделю службу
Преждеосвященных Даров, вечернюю, но наш Синод определил,
что кто хочет причаститься, тот должен поститься с
предыдущей полуночи до вечера. Я это объявил всем и
ожидал, что никто не придет. Люди пришли! Люди, которые,
как я знаю, работают в канцелярии какой-то, где все курят
и прочее. Они воздерживаются весь день, вечером приходят
на исповедь, причащаются. Это такая радость! И это только
опыт может дать. Понимаете?! Конечно, тот, кто такое не
переживал, этого и не поймет.
Нам надо решиться «прыгнуть через реку». Вот
как святая Мария Египетская
Так что, я думаю, тут беда именно в том, что многие не
готовы сделать шаг. Прыгнуть через реку. Вот как святая
Мария Египетская прыгнула через Иордан и из блудницы стала
святой – так и многим из нас надо делать.
– А есть какие-то, может быть, аскетические
упражнения, которые позволят человеку потихоньку, но все
же преодолевать в себе нерешительность и развивать
готовность «прыгнуть через реку»?
– Прежде всего, это молитва. Когда человек прилежно
относится к молитве, тогда он и в телесном посте будет
готов на подвиг. Когда он увидит, насколько ум и дух
действительно делаются свободными, он это будет ценить.
Вот я вспоминал тех несчастных, что не могут бросить
курить. Я говорил им: «Попробуйте хотя бы в постные
дни – в понедельник, среду и пятницу –
воздерживаться от курения. Это начало». И многие так
вот смогли преодолеть в себе эту страсть. С едой надо так
же.
У нас в монастыре многие из монашествующих придерживаются
такого правила: в постные дни они вообще никакой пищи не
принимают, разве что вечером у них маленькая трапеза, а
так – целый день ничего не вкушают. И это, конечно,
способствует тому, что человек может оценить свои силы,
увидеть, что возможно для него, что невозможно.
– Владыка, вы сказали, что тот, кто
правильно постится, испытывает радость. Есть еще такие
слова – в стихире, которая поется в великопостные
дни: «Постимся постом приятным…» И мы
друг другу это желаем во время поста. Пожалуйста,
напомните нам всем, что означают эти слова:
«Поститесь постом приятным».
– Я особенно не задумывался над этим, но, полагаю,
прежде всего, это значит вот что: мы будем воздерживаться
от того, чтобы есть своего ближнего. В одной из стихир
перед началом поста даже говорится, что это самая трудная,
может быть, добродетель, которой человек может достичь.
«Поститься постом приятным» значит и то, что
мы в посте будем черпать духовную силу для духовного
развития. Чтобы нам не стоять на месте, а чтобы каждый
пост был бы ступенькой лестницы, ведущей ко Христу и к
нашему со-воскресению.
– В молитве преподобного Ефрема Сирина такие
слова: «Дух праздности, уныния, любоначалия и
празднословия не даждь ми». Почему именно об
избавлении от таких грехов говорится в молитве? Ведь мы
знаем, что это далеко не весь перечень
пороков…
– Я думаю, что все остальные грехи так или иначе
связаны с теми, которые тут перечисляются. Ведь
присмотревшись к каждой отдельной «статье»,
так сказать, упоминаемой в этой молитве, мы увидим, что
она тянет за собой целый ряд других грехов. Праздность
очень быстро ведет человека к отказу от борьбы с грехом,
очень быстро приводит его к осуждению ближнего…
– одно за другим. Это самые, может быть, центры
всего, что нам надо иметь в виду, когда вступаем в борьбу
со своими грехами.
– Владыка, в заключение нашей беседы я хотел
бы попросить вас дать какие-нибудь советы нашим читателям
и зрителям на эти великопостные дни.
– Прежде всего, желаю, чтобы все испытали пост для
себя. Чтобы все христиане попробовали честно поститься.
Есть, конечно, больные, которым дается облегчение поста
– в той мере, в которой это оправданно и нужно, а не
просто по фантазии или по собственному желанию. Это всегда
надо обсуждать с духовником.
Без борьбы нет победы. А мы ведь хотим победы
Чтобы каждый из нас отказался от чего-то, что ему особенно
дорого. Это не обязательно должна быть еда; для кого-то
– телевизор, для кого-то – какие-то игры и
т.д. Я бы пожелал, чтобы каждый христианин взялся честно
за сознательную борьбу. Потому что без борьбы нет, как
говорят многие из отцов, победы. А мы хотим победы –
а ее дешевым образом не получить. Поэтому нам надо
трудиться.
Желаю, чтобы все обогащались духовно. А те, кто работает и
не может посещать богослужения, хотя бы усугубили свое
молитвенное правило, духовное чтение и таким образом
приобретали бы что-то для души. Чтобы душа вышла
обогащенной из поста. И тогда этот пост будет
действительно достижением для каждого.
– Владыка, благодарю вас за то, что вы были
гостем нашей редакции.