Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Епископ Пантелеимон. Учимся любви - учимся покаянию

Епископ Пантелеимон. Учимся любви - учимся покаянию


09.04.2016.
В Марфо-Мариинской обители милосердия 24 марта состоялась встреча епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона с желающими узнать больше о Таинстве покаяния. Собравшиеся узнали, что такое покаяние и исповедь, как смыть с себя грех и преодолеть страсти, какова роль священника в принесении верующим покаяния, как выбрать и найти духовника. Владыка дал советы, какую литературу читать, ответил на интересующие людей вопросы. Следующая встреча, полностью посвященная теме первой исповеди, состоится 14 апреля. Подготовила Анастасия ДЮКОВА.

Содержание покаяния

Епископ Пантелеимон. Учимся любви - учимся покаянию«Вопрос о том, как правильно исповедоваться, не самый главный. Исповедь есть некая форма покаяния, но форма не так важна, как содержание. И поэтому, конечно, перед тем, как говорить о форме, нужно сказать немного о самом покаянии.

Покаяние – то, к чему нас с вами призвал Христос. И до Христа Иоанн Предтеча проповедовал покаяние и крестил в Иордане кающихся людей. Сам Господь начал свою проповедь с таких слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4. 17). И каждый человек для достижения цели своей жизни, для избавления от страданий, для преодоления смерти, для достижения радости и блаженства ни в чем так не нуждается, как в покаянии. Мы с вами нуждаемся в покаянии, потому что природа, которую восприняли при рождении, искажена грехом. Мы восприняли ее от Адама, который совершил первородный грех. Но вместе с этим мы можем получить и исправление природы от Господа Иисуса Христа. И когда Господь пришел на землю, Он призвал нас именно к покаянию, потому что без него невозможно вернуть во всей полноте ту радость бытия, которую Бог дал человеку при его сотворении.

Что же такое покаяние? Это слово в греческом языке означает изменение ума. Ума не как какой-то рассудочной части нашего существа, а как сердцевины нашего существа. Изменение ума от греха к добру, к Богу и есть настоящее покаяние: человек должен отвернуться от всего греховного и злого и своим сознанием, своим умом обернуться к Богу, к радости, к полноте бытия, к вечной жизни, добродетели. Совершить этот переворот в жизни мы с вами призваны, если не хотим погибнуть.

Когда Иоанн Предтеча проповедовал покаяние и обличал людей, приходящих к нему в лицемерии, он призывал их изменить свою жизнь. Он сказал, что для того, чтобы покаяние было принято Богом, нужно принести плод достойный покаяния. И когда спрашивали: «Что же нужно делать?», он каждой категории людей, приходящих к нему, говорил особые слова. Тем людям, которые занимались сбором пошлин, то есть чиновникам, он сказал одно. Тем, кто обеспечивал порядок в государстве, воинам – другое. А простым людям, то есть вообще всем, Предтеча сказал удивительные слова, которые, казалось бы, не имеют отношения к тому, что мы покаянием считаем. Говоря о том, мы обычно имеем в виду плач о грехах, исправление, еще что-то, он же призвал: «У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же». То есть он сказал, что плодом покаяния являются дела милосердия, сострадания к людям, у которых жизнь хуже, чем у нас, которые не имеют того, что имеем мы.

Нельзя покаяться, не учась любви. Нельзя покаяться, не совершая дел милосердия. Нельзя покаяться, не перестав других людей обижать, оскорблять, унижать – это очень важное дело для совершения покаяния.

Свидетель покаяния

Мы с вами начали Великий пост, читая молитву Ефрема Сирина, в которой просим Бога о том, чтобы Он дал нам видеть наши грехи. И противоположность видению своих грехов – это осуждение других. Есть в молитве слова: «Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (Молитва преподобного Ефрема Сирина).

Но тема нашей с вами сегодняшней беседы – не общее рассуждение об этом важном делании. Мы хотели сегодня поговорить о том, как совершается исповедь, что такое исповедь, как правильно исповедоваться.

Нужно помнить, что правильно исповедоваться в присутствии священника. Очень важно не просто перечитывать свои грехи, а именно каяться перед Богом, и если мы не можем плакать, то сокрушаться сердцем и скорбеть. Очень часто мы слышим не те слова, которые сказал разбойник, распятый на кресте: «Достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23. 41). Нужно принять все  жизненные трудности как следствие своих собственных грехов, не возмущаясь, сколь несправедливо распорядилась жизнь, и, конечно, просить Бога со всей возможной силой о прощении, обвинять себя, не оправдываться, ничего не скрывать. Очень важно, надеясь на милосердие Божие, сознавать свои собственные недостоинства и при сознании своей всецелой немощи иметь твердое намерение не совершать грех, но понимать, что «я могу это сделать только с помощью Божией».

Как вы знаете, после исповеди нужно поцеловать Крест и Евангелие. Но, к сожалению, некоторые не понимают, зачем они это делают. Целуя Крест и Евангелие, мы возобновляем обеты, данные при крещении. Мы снова (как тогда, в момент крещения) обещаем Богу перестать грешить.

Некоторые спрашивают: «А почему надо исповедоваться в присутствии священника?» Фактически это вопрос тех людей, которые никогда не исповедовались… Почему нельзя покаяться просто перед Богом? Ответ понятен: потому что так установил Христос. И раз Он так установил, то надо это исполнять. Кроме того, человеку трудно представить невидимого Бога – ему нужен кто-то другой, чтобы покаяние было принято. Можно каяться наедине с самим собой, конечно, и нужно это делать, но это все-таки немного не то... Мы каемся перед Богом, и священник выступает как свидетель Его присутствия. Вспоминая о Боге, мы видим священника, который напоминает нам о присутствии Господа здесь.

И в этом случае исповедь делается более трудной, потому что есть желание покаяться перед собой, представляя себе картину «я здесь плохой, а здесь хороший». Но все иначе, когда мы слышим от другого слова «Да, действительно ты негодяй». Мы очень не любим смиряться друг перед другом. И поэтому очень важно, чтобы был кто-то другой, перед которым мы исповедуемся.

Услышать другого

Вы знаете, что Бог отвечает через священника: когда мы каемся, мы не знаем, прощает ли нам Бог или нет, а священник может это удостоверить. И мы должны верить в то, что на исповеди через пастыря Бог прощает нам грехи. Кроме того, если исповедоваться у одного и того же священника, он будет помогать нам не повторять тех грехов, которые были. Он будет лучше понимать нас, лучше знать, поэтому меньше потребуется времени –  ему не надо заново все объяснять… Он будет молиться о нас Богу, и Господь будет открывать ему то, что мы сами в себе не видим и не замечаем.

Священник может помочь избежать лукавства, самообольщения, потому что он видит нас со стороны такими, какие мы есть. И хотя мы на исповеди знаем о себе больше, чем он, но все-таки наше видение себя может быть ложным, а священник смотрит на нас более трезвым взглядом, и если он опытный, то видит и понимает нас лучше, чем мы понимаем себя. К тому же мы можем быть отягчены унынием. Бывает, люди каются совсем не в том, в чем нужно каяться. Или, наоборот, человек начинает себя оправдывать. Кроме того, священника можно спросить, что нужно делать для того, чтобы избежать повторения грехов.

Послушание священнику поможет научиться отказываться от своей воли, которая есть непреодолимая стена между нами и Богом. Один из святых называет ее медной стеной. Мы хотели бы жить по воле Божией, но нам мешает собственная воля, которая заставляет нас действовать против Его воли. Можно сказать, что это непреодолимая стена: если между нами и Богом стоит наша воля, то Ему нельзя ее преодолеть, пока мы от нее не откажемся. Даже если мы живем по Евангелию, то все-таки мы действуем по тому, как мы сами понимаем Евангелие. Если мы придерживаемся каких-то правил, то придерживаемся не самих этих правил, а того, как мы их понимаем. Когда от другого человека мы слышим слово, немного отличное от нашего, исходящее из другого понимания, мы не всегда готовы послушаться, потому что понимаем это иначе. Мы привыкли слушать только самих себя. И вот умение слушаться другого, принимать его слова как руководство своей жизни есть способ отказаться от своей воли. Общаясь с Богом, мы говорим: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», но чтобы она совершалась, необходим отказ от своей воли. Поэтому нужен кто-то другой, слушая которого, мы могли бы учиться отказываться от нее.

Наша воля есть медная стена между нами и Богом, и не дает с ним сблизиться или созерцать Его милость (Преподобный Пимен Великий).

Священнику при рукоположении дается благодать, силой которой совершаются духовные Таинства, этой силой он может разрешить нас от грехов. Священник является неким «водопроводным краном», через который течет эта благодать. И каким бы он ни был, если он служит (не запрещен в служении), то помимо него самого в нем действует эта удивительная сила. И если мы относимся к нему как к проводнику этой благодати с верой, то можем получить эту благодать и прощение грехов.

Страсть как хроническое заболевание

Конечно, в крайнем случае можно каяться в присутствии любого священника. Любой священник, если он не запрещен в служении, имеет власть прощать грех и может помочь нам. Но это можно сравнить со скорой помощью: когда нам плохо, мы вызываем ее, но не знаем, какой приедет врач. Бывает, не всегда хорошие врачи работают на скорой помощи, но если речь идет о жизни и смерти, тут любой врач может помочь.

Поэтому, конечно же, можно ходить к любому священнику на исповедь – это допустимо вполне, но, все-таки, если мы признаем в себе какие-то постоянно действующие греховные страсти, то как страдающие уже серьезным хроническим заболеванием нуждаемся в постоянной консультации какого-то врача. Хорошо, когда лечит один врач, когда мы находим его и слушаемся только его рекомендаций. Так и священник может и должен быть один, когда речь идет о помощи в исцелении хронической болезни греха, которой мы с вами все подвержены».


Приходы.Ru
 


Вернуться назад