Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Концентрированный выплеск боли сербского народа за утраченные святыни и отобранную землю

Концентрированный выплеск боли сербского народа за утраченные святыни и отобранную землю


10.07.2016.
Представляем нашим читателям рецензию Дарьи Митиной на сербский фильм «Вы уйдёте, я останусь!» показанного в рамках программы документального кино рамках Московского Международного Киноматографического Фестиваля

Концентрированный выплеск боли сербского народа за утраченные святыни и отобранную землюТак совпало, что ленту молодого сербского документалиста Хаджи-Александра Джуровича «Вы уйдёте, я останусь!» на ММКФ показали в канун Видовдана 28 июня  -  самого важного и самого скорбного дня сербской истории,  на протяжении  долгих веков связанного с трагической потерей сербами Косова, утратой независимости на полтысячи лет и появлением сакрального символа борьбы за национальное достоинство.

Душераздирающий, предельно пристрастный  (а разве может быть иным рассказ о любой национальной трагедии?),  снятый на разрыв аорты фильм   -  концентрированный выплеск боли сербского народа за утраченные святыни и отобранную землю.

Созданный по мотивам «Хроник нового косовского распятия» митрополита Черногорского Амфилохия,  фильм затрагивает только один аспект кровавой югославской войны 1990-х  -   притеснения косовского православного духовенства, поругание албанским населением христианских святынь и храмов.  Страшные кадры кинохроники перемежаются рассказами косовских священников, совершающих безусловный нравственный подвиг  -  имея возможность уехать в Сербию,  они не бросают монастыри и остаются жить во враждебном окружении, как в осажденной крепости, не соглашаясь с фактической и духовной оккупацией.  Святые отцы  рассказывают о жутких, средневековых по жестокости казнях своих  посаженных на кол, сожжённых заживо собратьях   -   кинохроника запечатлела эти страшные свидетельства, сербы хоронят своих убитых в открытом гробу, в назидание потомкам.  Спаленные и разграбленные христианские монастыри, которых в Косове были тысячи, сегодня остались в основном только в виде пометок на старых картах и на фотографиях,  -   уцелели единицы. 
  
К сожалению, автор слишком беспрекословно, слишком буквально идет за своими героями, которые, конечно,  будучи стороной пострадавшей,  в силу своей вовлеченности  не могут объективно оценить глубинные причины войны   -   горе и историческая несправедливость застилают глаза и неизбежно ограничивают широту обзора.  Представляя  гражданскую войну в Югославии исключительно как антиправославную, антиславянскую, антисербскую,  сложно установить причинно-следственные связи,  а идеология каждой из  сторон конфликта   исчерпывающе описывается в названии  «Вы уйдёте, я останусь!»   Югославские народы руководствовались этим принципом многие столетия, и всё это время Балканы представляли собой незаживающую рану.  Полувека, прожитого по принципиально иной модели «Земля принадлежит всем, кто её населяет», оказалось недостаточно, и с насильственным крушением социализма рухнул межнациональный мир, чего никак не желают понять батюшки из Дечанского монастыря, обвиняя помимо Мадлен Олбрайт и Хавьера Соланы ещё и коммунистов, которые якобы «застроили всё Косово мечетями». 

ЖЖ Дарья Митина
 


Вернуться назад