Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Старые обряды: шаги навстречу

Старые обряды: шаги навстречу


09.06.2017.
Почти четыре века прошло после церковного раскола. Отменены клятвы на старые обряды, налаживается диалог, идет поиск совместной позиции по проблемам, существующим в современном обществе. Иерархи Московского Патриархата встречаются с представителями старообрядцев, действует общецерковная комиссия по диалогу. А в конце мая 2017 года духовный центр старообрядцев в Москве – Рогожскую слободу – посетил Президент России Владимир Путин... Как найти общий язык, преодолеть негативные стереотипы прошлого, наладить взаимопонимание и в идеале устранить существующее разделение? Об этом – настоятелем Свято-Троицкого храма города Балаково в Саратовской области архимандритом Амвросием (Волковым), ответственным за взаимодействие с представителями старообрядческих согласий, действующих на территории Покровской епархии.

Старые обряды: шаги навстречуОтец Амвросий, Поместный Собор 1988 года принял Обращение ко всем старообрядческим согласиям, пригласив их к диалогу. Старообрядческая сторона инициировала создание комиссий по диалогу, но четко обозначила цель – это каноническая оценка Белокриницкой иерархии со стороны Русской Православной Церкви. Поясните, что это значит?

– В любой Церкви, в том числе и Православной, существует иерархия. Если эта иерархия законна, преемственность идет от апостолов, с апостольских времен; мы говорим, что Церковь является истинной. Но если у раскольников собирались, например, двенадцать священников, которые рукополагали архиереев, это абсолютно противоречило не только традиции, но даже учению самой Церкви, и такая Церковь не могла быть признана. Как и Церковь, куда уходили епископы, лишенные сана, отлученные или запрещенные в священнослужении. Естественно, если они продолжали совершать богослужения, тем более хиротонии, то эта Церковь не могла называться истинной.

Что касается Белокриницкой иерархии – в 1846 году бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий переходит в старообрядчество и создает в Белой Кринице старообрядческую иерархию, возобновляет хиротонии, т.е. начинает рукополагать епископов, священников, диаконов. Русская Церковь не признала эти хиротонии, считая, что митрополит Амвросий совершил канонические преступления, отпав от Церкви и совершая архиерейские священнодействия, в том числе рукоположения, не имея на то разрешения своего Первоиерарха. Такова предыстория. Как будет дальше в области признания или непризнания иерархии, это зависит от Священноначалия.

В противовес расколу появилось единоверие, когда старообрядческие приходы подчинялись нашим правящим архиереям, но сохраняли иконы старого письма и старые богослужебные книги. Прижилась ли эта практика у нас?

– Старообрядная традиция – огромный пласт культуры. Здесь и богослужение интересно, и молитвы, и требы, и пение. У нас существуют приходы, где богослужение совершается по старому обряду – в подмосковной Михайловской слободе, в самой Москве, в Нижегородской епархии, в Ленинградской области и многих других регионах есть приходы старообрядные, которые находятся в подчинении архипастырям Московского Патриархата. Сейчас от термина «единоверие» отошли – больше говорят «старообрядные приходы». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию древнерусским чином, в соборных храмах Ярославской митрополии были совершены такие же литургии. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин также с большим благоговением относится к старине, к этим службам…

По мнению Патриарха, чтобы достигнуть подлинного примирения со старообрядцами, необходимо, прежде всего, чтобы решения церковной власти находили воплощение в конкретных делах на епархиальном и приходском уровне. Какая работа ведется в этом направлении в Покровской епархии?

– Заволжье и Саратовская область корнями своими уходят в старообрядчество. Среди наших прихожан немало выходцев из старообрядцев. Конечно, они утратили многие знания, многие традиции, но осталась память, что были у них предки-старообрядцы. Они ходят и в наш Троицкий храм в Балаково.

Личные отношения со старообрядцами, которые служат в Балаково, у нас хорошие, человечные – и с отцом Михаилом Родиным (Белокриницкая иерархия РПСЦ), и с отцом Владимиром Сальниковым (Древлеправославная Церковь). Например, когда шло обсуждение о выделении земли под храмы, мы поддержали их…

Мы отслеживаем диалог в общении, есть у нас и определенные планы на будущую совместную работу. Хорошо было бы, если б у нас в епархии, в митрополии были приходы в подчинении наших Преосвященных, где совершалась бы служба по старому обряду. Мне кажется, это было бы интересно и единоверцам, и их потомкам, и нашим прихожанам. Не о простом любопытстве речь, это ведь наше общее культурное наследие, и знать его, уважать традиции своих предков обязан каждый здравомыслящий человек.

Но тут и трудности есть: требуются специалисты, у старообрядцев – и то их не хватает. Если брать Рогожское кладбище в Москве (духовный центр старообрядчества Белокриницкого согласия), другие крупные старообрядческие храмы – там традиции передаются и сохраняются. В провинции же практически все утрачено…

Сколько старообрядческих согласий зарегистрировано в Балакове?

– В нашем городе осуществляют богослужебную деятельность два старообрядческих прихода: церковь преподобного Серапиона Черемшанского (Русская Православная Старообрядческая Церковь) и Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Древлеправославная Церковь).

Найти общий язык после 360 лет разделения и противостояния не так-то просто…

– Наша Церковь со своей стороны делает многое, чтобы этот диалог состоялся. Проходят встречи, совместные мероприятия, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополит Корнилий участвует в основанном под эгидой Московского Патриархата общественном форуме – Всемирном русском народном соборе, Святейший Патриарх Кирилл общается с главами старообрядческих церквей – то есть сейчас общение идет на всех уровнях. И это уже большое достижение по сравнению с тем, что было 100-200 лет назад.

Скажите, кто из нас мог предположить, что мы объединимся с Русской Зарубежной Церковью? Ведь такая стена между нами стояла, и вот рухнула эта стена, мы стали едиными. Все в руках Божиих, и остается надеяться, что придет время и нам открыть глаза и сердце друг на друга.

Наша Церковь, мне кажется, неоднократно протягивала эту руку дружбы, диалога. Мы же не призываем их непременно служить так, как мы, не ставим старообрядцев в один ряд с инославными. Древняя Церковь не зря говорила, что в главном должно быть единство, во второстепенном – свобода, и во всем – любовь. Мы знаем, что апостолы даже Пасху праздновали по-разному – одни под определенным числом, а другие в определенный воскресный день, пока Собор не утвердил, как должно проходить это празднование. Так и здесь: преодолеем ли мы разделение и когда – известно лишь Богу.

Можем ли мы посещать храмы старообрядцев, участвовать в богослужениях?

– Принимать участие в богослужении – нет. Зайти, на службу посмотреть можно, но если вы придете в старообрядческий храм, на вас сразу обратят внимание. У них свои строгие правила: где кто должен стоять, как проходить, как кланяться. У нас отношение к этому более лояльное. Если люди постоянно ходят в наш храм, они знают, как поступать в том или ином случае, как к иконам подходить, как благословение брать, куда можно пройти, куда нет… К тем, кто просто заходит в храм, мы относимся снисходительно. В приходах старообрядческих все гораздо строже, и человек, который зайдет в храм просто посмотреть, сразу почувствует обостренное внимание. Если вы захотите исповедоваться, их священник у вас не примет исповеди.

Когда у нас в городе еще не было старообрядческих приходов, приверженцев старых обрядов к нам больше ходило. Меня как-то попросили совершить соборование по старому обряду, погребений было несколько. Приезжала дочь усопшей, я у владыки взял благословение и по старому требнику совершил чин погребения. Соборование, кстати, у них тоже отличается от нашего, хотя обряды эти признаются сами по себе спасительными.

Сейчас у старообрядцев есть свои храмы, туда они в основном и ходят. Мы же хотим, чтобы все наши прихожане, оставаясь православными, знали еще и истоки своей культуры, обычаи и традиции своих предков.

По сути, у нас одна система нравственных ценностей, одни проблемы, включая и распространение в России чуждых учений, одни задачи, среди которых – и борьба с пьянством, наркоманией, развратом, пропагандой всевозможных видов порока. То есть поле для совместной работы есть…

– Да, у нас одна Родина, одни ценности и одни проблемы. И мы не можем поставить между собой непреодолимый забор, потому как решать эти проблемы не под силу одной Церкви – они выходят за рамки любой конфессии: старообрядчества или нашего Православия, ислама или иудаизма. Это та площадка, то поле, где у нас уже идет совместная работа. А старообрядцы к тому же ближе всех к нам: у нас одно учение, богослужение практически одно.

Сейчас регулярно проходят встречи, собеседования, конференции. В рамках Рождественских чтений работает секция, посвященная старому обряду в жизни Русской Православной Церкви, ее возглавляет митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Многие из наших архипастырей хорошо знают старообрядчество, песнопения, богослужебную часть. Не так давно митрополит Волоколамский Иларион совершил несколько богослужений древним чином, включая Божественную литургию по древнерусскому чину в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, где размещен Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции… Работа идет. Это реальность, а не пустые слова.

Что касается преодоления существующего разделения – считаете ли Вы его возможным? Будет ли у нас «одно стадо и один пастырь»?

– Возможно ли примирение? Русская Православная Церковь неоднократно заявляла и заявляет о готовности идти навстречу. Мне кажется, здесь шаг должен быть за старообрядцами. Но уже одно то, что нет такого противостояния, которое было в течение почти четырех веков, – это очень много. А дальше? Как Богу будет угодно…

Беседовала Валентина НИКОЛАЕВА

В основе материала –
публикация сайта Покровской епархии

prichod.ru
 


Вернуться назад