Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Вопросы изнутри

Вопросы изнутри


04.08.2017.
Желающих покритиковать Церковь и церковных людей сейчас так много, что хоть в очередь становись. Вот только нелюбящий взгляд снаружи не ухватит и подобия правды. Для того, чтобы увидеть реальную церковную жизнь, различить смыслы и, порой, противоречия, задать верные вопросы, надо сознательно жить в Церкви. Своими размышлениями о Церкви, обществе, прихожанах и «захожанах», общине и приходе делится протоиерей Александр Суворов, ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты (Казахстан).

Вопросы изнутри

Прихожане, захожане и… «идеалисты»

Вот приход – к примеру, наш кафедральный собор. По моим наблюдениям, костяк прихода состоит из 200-300 человек. Это люди, которые более-менее регулярно посещают храм, участвуют в Таинствах, причащаются и исповедуются, и из них человек пятнадцать-двадцать поддерживают храм (общину) и некоторых священников материально (духовные чада). Это прихожане.

Самая многочисленная группа – те, которые заходят в течение дня и приходят в храм по большей части три раза в год: на Крещение (за святой водой), На Вербное воскресенье (святить веточки), ну, и на Пасху (освятить куличи). Несомненно, именно эта группа, а не прихожане, несет основную нагрузку материального содержания прихода. Они покупают свечи, заказывают сорокоусты и молебны и проч. Как правило, контакты этих людей со священниками минимальны – они в этом не нуждаются, за исключением ситуаций, когда им нужна скорее психологическая помощь, нежели духовная. Это «захожане».

Переход из «захожан» в прихожан сложен, но возможен. Это люди с устойчивыми стереотипами о том, что Бог есть, но Церковь – это институт, хоть и имеющий определенную «франшизу» на «взаимоотношения с Богом», но совершенно испорченный и по большей части бесполезный.

Наконец, третья группа…. Как бы ее назвать? Люди (вовсе не обязательно крещеные), совершенно не интересующиеся какими-либо правилами и тем более догматами. Для них нет разницы, посетить ли им курсы «Диагностики кармы», послушать лекции Саи Бабы или съездить в Туркестан в мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи. Им совершенно не интересен ни Христос, ни Его Жертва. Не факт, что эта группа имеет вообще какое-либо понятие о Боге. Просто идеалисты. Однако когда в храм привозят какую либо святыню, то представители этой группы, как правило, приходят и составляют значительную часть, если не большинство.

Конечно, деление условно и вовсе не однородно. Существует много подгрупп среди прихожан, которые можно характеризировать, но об этом в другой раз.

Действия и смыслы

Мы ставим свечи, думая, что свеча за нас молится, пишем записки, думая, что без труда, без молитвы нашей собственной, что-то произойдет (ну ладно, содержим тем самым храм – уже что-то воспримется Богом). Держим посты, относясь к ним как к ЗОЖ (здоровому образу жизни – прим.), и без духовной практики полагаем, что это принесет духовную пользу? Для здоровья – да, полезно.

Забытая ответственность

Когда-то давно Церковь, перерастая от небольших общин в глобальный, по сути дела, надгосударственный институт, как-то утратила в прихожанах осознание того, что именно они хозяева и члены общины, они содержат эту общину, они нанимают и содержат священнослужителей, из своих же членов выбирая и епископов, и пресвитеров, и диаконов (должны в теории, конечно). Членство в церкви обязывало и к десятине (ее не отменяет Новый Завет), и к обязанностям, связанным с ее существованием, юридическим статусом и проч.

Ныне все не так. Получился административный институт с императивной вертикалью и параллельными диспозитивными связями и, в связи с этим, – искусственными экономическими связями. Не стану рассуждать о том, плохо это или хорошо, – для нас это данность, в которой приходится существовать. Более-менее приближенная к первоначальной система сложилась в общинах РПЦЗ Австралии или Новой Зеландии, где приход действительно семья, где у прихожан не убита инициатива, и они собираются вместе на чай, выезжают на барбекю и проч. Там община определяет содержание священника, возлагая на себя связанные с этим обязательства. Там настоятелям нет нужды придумывать и изобретать методы, как платить ренту, рассчитываться за электричество и тому подобное. Это у нас почему-то подобные вопросы мало кого интересуют, их возлагают полностью в «обязанности попов». А посему появляются другие вопросы: почему пожертвования за крещение, почему за венчание?

Да взять хотя бы певчих: люди учились кто четыре года, кто восемь или более лет. Заслуживают ли они достойного вознаграждения? Несомненно! Да многие приходят в храм как раз для того, чтобы послушать церковное пение… Мне вообще жаль музыкантов – сам осилил только семь лет детском музыкальной школы и знаю, какой это труд.

Обвинение без апелляции

…Меня иногда удивляют некоторые популярные блогеры. За редким исключением они антиклерикальны. Что пишут? «А за венчания не хило столько брать?!», «А как водку попам постом жрать, нормально?», «А почем опиум для народа?©». Странно, что многие из них живут со мной в одном городе, и никто не придет и не спросит, не поговорит. Милые, ну нельзя же разбираться во всех общественных сферах, так приходите, задавайте вопросы, критикуйте! Писал. Приглашал. Нет, никто не пришел.

Они придут, если понадобится кого-то окрестить, отпеть. Потом напишут, что жадные попы их обобрали. Как бы добровольно, но тем не менее. Но разве в этом жизнь члена Церкви, в этом ли последование Христу?

Отпевание «не чад»

Мне стыдно, потому что практически на каждом отпевании приходится врать: называть духовными чадами людей, которых никогда не видел в храме, просить об «упокоении со святыми» тех, которые никогда в жизни к этому не стремились. Для чего? Удовлетворить религиозные потребности родственников, дабы они самоуспокоились и сами продолжали жить по-прежнему, зная, что когда-нибудь и к ним пригласят попа, который за десятку и их отпоет…

Как же я желаю, чтобы приход храма действительно стал общиной... Но возможно ли это в современной ситуации?

Культ «малой святыньки»

Несколько лет назад написал стихотворение. Оно вовсе не о пренебрежении святынями, а о том, что нельзя прийти ко Христу, минуя покаяние. Нельзя заменить Бога в сердце крестиком на груди. Нельзя обмазаться елеем и получить исцеление без прощения своего ближнего. Никак нельзя перессориться со всеми в доме, а затем рассуждать в храме о том, что необходимо повязать пояс с 90-м псалмом – тогда никакая беда не прикоснется. Да не работает это! Все вещественные святыни, атрибуты необходимы нам лишь для напоминания о Божественной любви, Распятой за нас на Кресте, дабы среди суеты мира не забывали мы о том, что искуплены мы дорогой ценой. (1Кор. 6. 20)

Тряпочки святые

Когда вновь прибудут мощи,
Соберусь пойти я в храм,
Где увижу снова толпы
Из различных старых дам.

Мне поведают такое,
Отчего безумно рад, –
Про священные цветочки
И про масло от лампад.

Я услышу про бумажки,
Что мне в церкви раздадут.
Их упрятать можно в пряжке,
И они меня спасут!

В лавке – херувимский ладан
Он, наверно, от невзгод:
Если я сдаю экзамен,
С ним мне точно повезет!

А еще расскажет Лида,
Что у паперти стоит,
Про волшебные печеньки
И лекарственный шунгит!

В лавке тряпочку купила,
Что с пелен святых мощей.
Масло на нее полила, –
И бессмертна, как Кощей.

...Пузырьки, кусочки ткани,
Тряпочки в виде креста,
В этой всей галантерее
Будет место для Христа?

В основе публикации –
запись протоиерея Александра Суворова 
в социальной сети «Фейсбук»

prichod.ru
 


Вернуться назад