Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > ГДЕ РОЖДЕСТВО?

ГДЕ РОЖДЕСТВО?


26.12.2017.
 
Каждый год с приближением 25 декабря православных у нас в стране начинают атаковать вопросами их невоцерковленные соотечественники: «А почему мы не празднуем Рождество, как все, в декабре? Почему приходится ждать 7 января?» И немало удивятся вопрошающие, услышав, что и Русская Православная Церковь празднует Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа 25 декабря. А вот ряд традиционно христианских стран Запада от праздника готов отказаться…

 

В чем же дело? Просто католики и протестанты живут по григорианскому календарю, который сейчас принят и в гражданской жизни. А вот Русская Православная Церковь, как и ряд других Поместных Православных Церквей, живут по календарю юлианскому. Эта система летосчисления была введена Юлием Цезарем в 46 году до Рождества Христова, в ней средняя продолжительность года равна 365 с четвертью дням. Таким образом, каждый четвертый год считается високосным – в нем насчитывается не 365, а 366 дней. Однако при таком летосчислении календарный год оказывается на 0,0078 суток длиннее «солнечного» года, то есть отрезка времени, за который солнце завершает один цикл смены времен года. За 400 лет, таким образом, накапливаются «лишние» трое суток.

С 1582 года в Европе стали вводить григорианский календарь. Разница между двумя календарями в XVIII веке составляла одиннадцать суток, в XIX – двенадцать, в XX столетии – тринадцать; ее принято обозначать словосочетаниями «новый стиль» и «старый стиль». При этом, например, в Российской империи придерживались старого стиля, который был заменен на григорианский календарь только в 1918 году.

Празднование Рождества Христова именно 25 декабря было установлено еще в первые века христианства. Так, предполагается, что в Римской Церкви и на Севере Африки чествование Рождества в этот день совершалось еще в начале IV столетия.

Как и у православных, у западных христиан Рождественский праздник предваряется сочельником. В этот день семьи наряжают елку и готовят праздничное угощение. В Британии издавна принято использовать как рождественские украшения дома висячие растения – такие, как остролист, плющ и омела. Кубинцы, бывает, украшают пальмы. У поляков принято раскладывать перед Рождеством сено на полу и под скатертью – в воспоминание о яслях в пещере, где был рожден Иисус Христос. В ряде стран принято изготавливать Рождественский вертеп с изображением Богомладенца в яслях, Пресвятой Богородицы и праведного Иосифа.

Вечером после появления на небосводе первой звезды взрослые и дети садятся за стол, чтоб разделить семейный ужин. Угощение традиционно включает в себя постные блюда – мясо появится на столе только на следующий день. Так, в Норвегии трапеза состоит из каши и лютафиска – сушеной трески, сваренной в воде со специями. В Латвии Рождественским вечером по традиции на ужин сервируют двенадцать блюд: рыбу, приготовленную различными способами, грибы, клюквенный кисель, овощи, фрукты и обязательно – миниатюрные пирожки, которые подаются в молоке из тертого мака. В Польше в вечер перед Рождеством предложат свекольный суп, рыбные блюда, капусту, грибы и «сладкое мясо» (лакомство из меда и мака). После трапезы дети могут открыть подарки, которые принято делать в память о дарах, принесенных волхвами Младенцу Христу.

В Германии принято выставлять в ночь Рождества Христова на окно зажженную свечу.

Ночью или утром верующие собираются на праздничное богослужение. В Испании ночную службу принято называть Misa de aurora или Misa de gallo (утренняя или «петушиная» месса) – в знак того, что она длится «до зари».

В самый день Рождества Христова праздничная трапеза чрезвычайно разнообразна и состоит из традиционных для той или иной страны блюд из мяса и птицы, а также сытных пудингов, пирогов и другой выпечки, сладостей. 

В Норвегии, скажем, принято начинать праздничный обед чтением Евангельского рассказа о Рождении Господа Иисуса Христа.

В отличие от европейцев, издавна отмечающих Рождество в семейном кругу, бразильцы предпочитают праздновать его на улицах, где устраиваются гулянья, песни и танцы.

25 декабря по новому стилю Рождество Христово празднует и ряд Поместных Православных Церквей – Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Православная Церковь в Америке. Однако неправильным будет сказать, что они перешли на григорианский календарь. Верующие этих Церквей живут по так называемому новоюлианскому календарю, разработанному на основе юлианского календаря сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. Ошибка в одни сутки по сравнению с солнечным годом в новоюлианском календаре накопится примерно за 10 000 лет; до 2800 года он будет полностью совпадать с григорианским.

Главным центром празднования является Божественная литургия. К Рождеству православные готовятся в ходе 40-дневного поста. Накануне праздника, в Навечерие Рождества Христова, совершаются особые богослужения, а верующие держат строгий пост.

Рождество глубоко укоренилось в традициях православных народов, у каждого из которых есть свои особые традиции проведения праздника.

На Кипре для Рождественской трапезы, которой семья разговеется, вернувшись с праздничной службы, готовят свиной окорок и другие мясные блюда. Неотъемлемая часть застолья – суп и традиционный хлеб цуреккя, похожий на продолговатую лепешку. По случаю праздника готовят Рождественский пирог христокулура (или куллури). В середине пирога ставится свеча в знак того, что все в доме готовы к встрече Богомладенца Христа.

В горных деревушках на протяжении веков сложилась традиция не запирать в праздник двери дома в память о том, что в ночь Рождества Пресвятая Богородица с праведным Иосифом не нашли места для ночлега, кроме пещеры. Странник и нищий могут войти в дом и получить угощение. Перед Рождеством дети надевают красные колпаки, берут в руки колокольчик и ходят по домам с рождественскими песнями.

Во всех районах Греции традиционным рождественским блюдом являются голубцы (лаханосармадес). Подаются соления и компоты, а также христопсомо — рождественский хлеб, в который при приготовлении добавляются орехи, изюм и оливки. Среди традиционных праздничных блюд – жаркое из свинины, индейка, начиненная рисом, каштанами и изюмом, сладкий пирог.

У болгар праздник Рождества Христова также имеет народное название – Коляда. Из дома в дом ходят колядовщики – подростки и юноши в возрасте от двенадцати до двадцати лет в меховых шапках, украшенных цветами, с красиво украшенной пастушьей палкой. Заходя в дома, они поют песни о Христе Родившемся и желают всем домочадцам здравия, постукивая палками об пол. Хозяева дома хлебосольно угощают колядующих и дают им подарки. Колядование продолжается с полуночи Сочельника до рассвета Рождественского дня.

Колядки являются неотъемлемой частью праздника и в Румынии. В сочельник дети и ребята постарше обходят дома, держа в руке шест, увенчанный звездой. В ответ на Рождественские колядки и добрые пожелания хозяева дома одаривают поющих монетками и сладостями, в том числе испеченным к Рождеству печеньем – козюльками. После богослужения в селах начинается шумный праздник на площади, звенят медные била и маленькие бубенчики, громыхает медь, щелкают кожаные пастушьи хлысты.

Традиционная для Румынии рождественская и новогодняя выпечка - это плетеный калач (колак), а также кексы с грецкими орехами, яблоками или тыквой.

В десятках стран Рождество Христово (25 декабря или 7 января) является выходным днем, и только 39 государств не дали этому празднику особого статуса. Между тем, все чаще христиане не только в регионах, где они являются меньшинством, но даже в Западной Европе и США сталкиваются с притеснениями, которые выражаются, в частности, в ограничении возможности праздновать публично, а не только в стенах дома или храма, церковные праздники, в том числе Рождество Христово.

Многие слышали о скандале, связанном с отказом местного самоуправлениия в одном из датских городов поставить традиционную Рождественскую ель. Члены администрации Коккедала большинством в один голос решили, что не могут позволить покупку елки за 900 евро, при том, что ранее руководство городка, в котором живет большая исламская община, потратило на празднование Курбан-байрама 8 тысяч евро.

Жители бельгийской столицы были поражены, узнав, что городские власти под предлогом внимания к чувствам нехристиан вместо традиционной елки на главной площади Брюсселя решили установить «электронное зимнее дерево» – 25-метровую металлическую конструкцию, расцвеченную разноцветными лампочками. По тем же соображениям традиционный брюссельский Рождественский рынок был переименован в «Зимние удовольствия».

Директор французской школы отменила встречу школьников с Санта-Клаусом, в основе образа которого – почитаемый христианами святитель Николай. В западном мире Санта-Клаус – один из символов Рождества.

А вот еще «гримасы политкорректности» – на этот раз из США. В американском городе Санта-Моника запрещены диорамы со сценками из жизни Иисуса Христа. А в начальной школе Коттондейла (штат Флорида), в которой на Рождество традиционно ставили вертеп, изображающий пещеру, в которой родился Христос, в этом году вместо вертепа поставили снеговика. Директор школы Бренда Джонс заявила, что инициатива убрать Рождественский вертеп принадлежит Департаменту образования.

Рождество под угрозой? – задается вопросом «Голос России». Эксперты, которых опросили корреспонденты радиостанции, уверены, что если подобная тенденция продолжится, то в скором будущем о празднике, его традициях и символах можно будет узнать лишь из старых книг, фильмов или рассказов тех, кому посчастливилось застать это зимнее торжество.

Главная причина отказа Запада от атмосферы Рождества – излишняя толерантность, которая в последнее время приносит больше вреда, чем пользы, уверен историк и социолог религий Роман Силантьев: «Такое развитие ситуации было несложно предположить. Не так давно мы издали книгу, которая называется "Беспощадная толерантность". Это социальная фантастика ближнего прицела о том, что будет, если современная модель прав человека, толерантности и защиты меньшинств победит и дойдет до абсурда. И то, что еще совсем недавно считалось фантастикой, уже перестает ей быть. И мы уже видим, как эта система сегодня начала самораспадаться, когда борьба за абсолютные свободы стала их только ограничивать. А вседозволенность превратилась в тоталитаризм и диктат. Можно все: заключать однополые браки, легализовать педофилию и наркотики, а вот елку ставить нельзя, потому что в системе новых ценностей она гораздо опаснее всего вышеперечисленного».

О том, что процесс христианофобии в мире набирает обороты, в последнее время неоднократно говорили в Русской Православной Церкви. Как отметил секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Игорь Якимчук, это умышленное наступление на христианскую культуру, которая является корнем всей европейской цивилизации и благодаря которой Европа появилась как Европа.

«Христианофобия сегодня существует и на Западе, и на Востоке. Но если там ее можно объяснить острой политической ситуацией и национальными трансформациями, то происходящее в Европе объяснить совершенно невозможно», – сказал он, подчеркнув, что «для того, чтобы остановить процесс изгнания христианства из общественной жизни, власти западных стран должны сегодня вспомнить печальный опыт атеистической борьбы с верой и религией в СССР, продолжавшейся не одно десятилетие».

«Для нашей страны и наших верующих это была очень хорошая прививка, и я уверен, что подобное в современной России никогда больше не повторится», – заключил священослужитель.

Наталия Бубенцова

при подготовке использовались материалы радиовещательной компании

«Голос России», в частности, публикация Милены Фаустовой

«Рождество в изгнании?»

prichod.ru
 


Вернуться назад