Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Не те «небеса»

Не те «небеса»


04.01.2020.
Предновогодье… Полки магазинов заполнили самые разнообразные изображения мышей и крыс, в офисах сотрудники обмениваются «мышиными сувенирами» (ну как же, символ наступающего года!), светские разговоры начинаются выяснениями «кто ты по японскому календарю?», а если надо продолжить беседу, идут в ход расспросы о том, кто человек по знаку зодиака, дальше – о гороскопах, особенностях характера и судьбы «по звездам». Что лежит в основе этого суетливого интереса к «небесным сферам», далеким и от Небесного Царства, и от астрономической науки? Почему порой люди, которые считают себя православными, на деле исповедуют некую «белую магию православного обряда» и верят в астрологию?

К сожалению, сегодня мы живем в такую эпоху, когда христианство не является господствующим мировоззрением в нашей стране. В отличие от дореволюционных времен, когда человек чуть ли не с самого рождения оказывался в православной среде, современные россияне зачастую либо не интересуются религией вообще, либо являются ярыми атеистами, либо придерживаются иных религиозных взглядов, а многие вообще увлекаются оккультизмом и другими псевдорелигиозными практиками. Именно поэтому, согласно множеству проведенных социологических опросов, количество не номинальных, по самоназванию только, а реальных православных христиан – людей, сознательно исповедующих свою веру – колеблется в нашей стране районе нескольких процентов. Именно такое число людей посещает, например, пасхальные богослужения в крупных российских городах.

Согласно статистике, приверженность разного рода суевериям, гаданиям, магии, предсказаниям будущего и т.д. прочно вошла в жизнь современного российского общества. «Так, согласно проведенному ВЦИОМ опросу, более половины респондентов (55%) считают возможным предсказывать будущее, тогда как только 38% не верят в такие прогнозы. В 1990 году на этот же вопрос утвердительно ответило всего 43% россиян, 21% – отрицательно, а 36% опрошенных не смогли дать определенного ответа. В приметы верит половина жителей России (50%), но женщины в два раза чаще (62%), чем мужчины (36%)». Статистика также утверждает, что довольно большой процент россиян доверяет астрологическим прогнозам, воспринимая астрологию как науку или как некую околонаучную дисциплину, позволяющую с помощью проведенных расчетов и измерений заглянуть в будущее. Как показывают опросы, «вера россиян в астрологические прогнозы осталась на уровне начала двухтысячных годов: 33% в 2000 году и 31% в 2015, среди женщин – 41%».

При этом стоит отметить, что в истории человечества подобное уже встречалось. Например, святитель Иоанн Златоуст в IV веке писал следующее: «…Я вижу, что многие после крещения живут небрежнее некрестившихся и даже не имеют никакого признака христианской жизни. Потому-то ни на торжище, ни в Церкви не скоро различишь, кто верующий и кто неверующий; разве только при совершении Таинств можешь увидеть, что одни бывают высылаемы, а другие остаются в храме. Между тем, следовало бы отличаться не по месту, а по нраву. Достоинства внешние обыкновенно познаются по внешним признакам, а наши достоинства надобно распознавать по душе. Верующий должен быть виден не только по дару, но и по новой жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А если ты самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то по чему нам узнать тебя?.. А что всего печальнее, находясь в столь худом состоянии, мы и не помышляем о безобразии души своей, не имеем и понятия об ее гнусности. А того, что душа наша не только безобразна, но даже зверообразна, и стала сциллою или химерою, упоминаемыми в языческом баснословии, нимало не чувствуем».

В Русской Православной Церкви на проходивших в 90-х годах XX века Архиерейских Соборах и заседаниях Священного Синода неоднократно отмечался факт распространения в российском обществе астрологии как явления негативного, оказывающего разрушительное действие на жизнь современного человека. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви от 1994 года в своем определении, касающемся псевдохристианских сект, а также неоязыческих культов и прочих оккультных практик, напомнил, что «люди, разделяющие учения сект и движений, основой которых являются оккультизм, астрология… и прочие, отлучили себя от Православной Церкви».

Апостольские постановления определяют: «…Чтобы увидев солнце и луну, и звезды, прельстившись, ты не поклонился им и в ином месте, по путям народов не учитесь ходить, и от знамений небесных не страшитесь».

Впрочем, если, например, гадания, по картам или другие оккультные, магические практики имеют явно демонический характер, то астрология в виду своей псевдонаучной составляющей претендует на роль особой учености, пусть и не совсем традиционной. Что можно сказать по этому поводу, основываясь на Священном Писании и святоотеческих трудах?

В своей критике астрологии святые отцы часто обращаются как к ветхозаветным, так и к новозаветным текстам. Приведем лишь один из подобных примеров святоотеческой критики астрологии. Так, например, в Евангелии мы читаем о том, как после Преображения на горе Фавор к Спасителю подошел отец одержимого нечистой силой юноши с просьбой о помощи (Мф. 17.15). Причем одержимость бесноватого юноши имела одну характерную особенность: бес овладевал мальчиком в новолуние, так что тот падал на землю, скрежетал зубами, испускал пену, бросался в огонь и в воду с каждым новым появлением Луны. Почему же подобные вещи происходили именно в новолуние? Согласно толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, демон пытался скрыть свои действия таким образом, чтобы люди подумали, будто виной страданий юноши была Луна – сотворенное Богом небесное тело. Однако, исходя из дальнейшего хода событий, мы видим, что Господь при исцелении юноши запрещает мучить отрока не Луне, а демону, тем самым показывая, кто есть подлинный виновник человеческих мук и страданий. В этом смысле важно отметить тот факт, что и в наши дни нечистая сила старается использовать тот же самый прием: влиять на жизнь человека, соотнося события земной человеческой жизни с расположением небесных тел.

Впрочем, внимательный читатель книги Бытия может заметить, что светила были сотворены, в том числе, и для знамений. «…И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1.14).

Что имеется в виду? Яркий пример подобных знамений произошел во время крестных мук Спасителя, когда «сделалась тьма по всей земле до часа девятого, и померкло солнце» (Лк. 23.44-45). В данном случае святоотеческие объяснения этого отрывка говорят нам о том, что поскольку на земле совершилось великое беззаконие, в результате которого люди убили Того, Кто пришел дать им свет вечной жизни, духовная тьма временно восторжествовала, в знак чего земля покрылась на три часа тьмой. На Кресте умер Христос – Источник вечного света, Солнце правды, и в знамение этого померкло видимое нами солнце.

Что же плохого в том, что жизнь некоторыми людьми связывается с фатальным предначертанием судьбы? На самом деле, подобные мнения явным образом принижают человеческое достоинство, лишая его свободы воли, возводя человека до уровня неразумных животных. Кроме этого, вера в судьбу, а следовательно, и в предопределенность всех наших поступков и дел, лишает человека необходимости в покаянии, т.к. как бы заранее оправдывает все человеческие грехи и пороки.

Христианство же показывает, что все, даже самые скорбные, события жизни не являются только результатом слепого случая или чьего-то злого умысла, а вписаны в Божий Промысл, то есть живую заботу Бога о человеке, главной целью Которого является наше спасение. И в этом смысле даже неожиданно происшедший несчастный случай есть не предначертание судьбы, а промыслительная забота Бога о людях.

Вячеслав КОННЫХ

В основе материала –
публикация сайта Новосибирской митрополии


 


Вернуться назад