Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > «Ордынское кольцо»: часть 1

«Ордынское кольцо»: часть 1


01.08.2020.
Место битвы с Кучумом, Заволокинская деревня, Аллея незабытых деревень, Тёртый камень и Мраморное озеро — едем маршрутом, популярным у туристов.

Маршруту «Ордынское кольцо» чуть больше десяти лет, популярность его растёт год от года. Туристов сюда возят несколько новосибирских турфирм. За один день можно посмотреть все основные достопримечательности «кольца», включая переправу на пароме и природные красоты главного богатства Ордынского района — Караканского бора. Фотографий и историй мы привезли отсюда столько, что разбили фоторепортаж на две части. Сегодня — первая.

Перед путешествием останавливаемся у памятника милиционерам. История легендарная. 25 мая 1973 года младшие сержанты милиции Дмитрий Байдуга и Александр Шабалдин, инспекторы ГАИ Ордынского РОВД, сопровождали колонну велосипедистов — участников велогонки «Новосибирск — Ордынское — Новосибирск», всего около ста человек. В этом месте, на 64-м км велотрассы, навстречу колонне выехал грузовой тягач «Колхида». Обгоняя «запорожец», машина не смогла сманеврировать и понеслась прямо на велосипедистов. Тогда милиционеры развернули свой автомобиль поперёк трассы, поставив его под удар, чем спасли жизни многих людей. Дмитрию и Александру было чуть больше двадцати, оба недавно вернулись из армии. За проявленное мужество при исполнении служебного долга оба посмертно награждены орденом Красной Звезды. В Ордынском есть именные улицы милиционеров-героев, а этот памятник поставили летом 2011 года к 75-летию Госавтоинспекции МВД России. На камне, с обратной стороны которого размещены фотографии и подробности трагедии, высечены слова Сюнь Цзы из древнекитайского трактата «Искусство войны»: «Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга — есть основа поддержания жизни».

Самое известное место в Ордынском районе — слияние реки Ирмень с Обью, точнее, с Обским морем. Здесь установлен памятный крест в честь знаменитого сражения отряда воеводы Андрея Воейкова и сибирского хана Кучума — поворотного в истории Сибири и Российского государства. Решающее сражение произошло в устье реки Ирмень 20 августа 1598 года. Спустя 17 лет после того, как дружина казаков под предводительством Ермака выступила в поход за Каменный пояс. Сам Ермак, взявший столицу Сибирского ханства Искер, погиб в 1585-м, но воевавших с Кучумом казаков по-прежнему звали дружиной Ермака. Войско Кучума было измотано сражениями и, прячась от погони, искало отдыха. В городе Таре царскую грамоту от Бориса Годунова получили 1 августа 1598 года: «итти с Тары в поход на Кучюма царя». Три дня спустя отряд служилых людей, «литвы», казаков и перешедших на службу русскому царю татар во главе с воеводой Андреем Матвеевичем Воейковым выступили из Тары. За 16 дней отряд из 400 человек в полном боевом снаряжении преодолел по степям и болотам с переправами через реки не менее 700 верст. На сон оставляли по 4-5 часов. И вот ранним утром 20 августа они подошли к побережью Оби и увидели на лугу юрты — ханский стан, где Кучум укрылся от мира с остатками своего царства, с жёнами, детьми, верными ему князьями и воинами…

На месте битвы сейчас плещется море. В устье реки Ирмени местные жители до затопления находили обрывки кольчуг и наконечники стрел. Село Пичугово, как многие другие сёла, было затоплено во время строительства Новосибирской ГЭС, в 1956-м. Видимые с берега острова указывают на место, где стояло село. Отряд Воейкова подошёл к стану с одной из таких возвышенностей. У нынешнего Новопичугово, в устье Ирмени, сначала появился скромный деревянный крест — его в 1993 году изготовили и привезли на весельных шлюпках кадеты центра дополнительного образования «Мужество, героизм и воля» (МГиВ) Сибирского кадетского корпуса под руководством Андрея Некрасова.

Летом 2014 года местные власти при поддержке правительства региона открыли на этом месте мемориал, посвящённый Ирменскому сражению.

«Битва продолжалась с рассвета до полудня. Войско хана Кучума было практически полностью разбито, — рассказывает наш гид, Алла Ланго, директор Ордынского историко-художественного музея. — Кучум же с приближёнными успел уйти на лодке по Оби. Воейков с товарищами кинулись вдогонку. Если бы они оставили засаду на месте битвы, может быть, и взяли Кучума, потому что тот вернулся хоронить своих воинов. Но случилось, как случилось. Считается, что 20 августа 1598 года в устье реки Ирмень закончило своё существование Сибирское ханство. Кучум так и не собрал новое войско — народ устал воевать. И начался длительный процесс присоединения Сибири к государству российскому. Ещё сто лет потребовалось, чтобы границы империи дошли до восточных берегов. Коренные жители Сибири — чатские и барабинские татары, а мы — потомки пришлых крестьян».

Следующий пункт маршрута — «Заволокинская деревня». Находится она на 95-м километре трассы Новосибирск — Ордынское у Нового Шарапа, на месте гибели Геннадия Заволокина — знаменитого гармониста, народного артиста России, создателя и ведущего передачи «Играй, гармонь!». Раз в два года здесь проводится большой фестиваль народной песни, на который съезжаются участники со всей России и других стран. В этом году готовились провести VI Международный фестиваль «”Играй, гармонь!” им. Г. Заволокина», заменили баннеры, до последнего надеясь, что запрет на массовые мероприятия будет снят. Однако пришлось перенести мероприятие на следующий год. Заволокинский фестиваль чередуется на этой площадке с «Казачьим кругом» — фестивалем казачьей культуры.

«Заволокинская деревня» у Нового Шарапа не пустует: проезжающий народ заходит сфотографироваться у огромной гармошки или русской печи на крытой веранде, посетить  музей Геннадия Заволокина, который работает круглый год, а если повезёт — увидеть росписи в часовне имени преподобного Геннадия Афонского.

В музее представлено большое количество экспонатов из личной и творческой жизни Геннадия Заволокина: коллекция гармошек, баянов и аккордеонов, виниловых пластинок, велосипедов, а также видеоархив со всеми записями передачи «Играй, гармонь».

В 2021 году посёлок городского типа Ордынское будет отмечать своё 300-летие. Это официальная дата по первому письменному упоминанию о селе. В августе 1721 года Даниил Готлиб Мессершмидт, немецкий учёный, изучавший Сибирь, писал Петру в своём отчёте: мною обнаружено большое волостное село Ординское для 45 близлежащих сёл, население занимается извозом и гончарным делом, крыши крыты… Стало быть, село русских переселенцев из европейской части России было основано значительно раньше этой даты, предположительно в начале XVIII века. До революции это было одно из богатейших сёл Томской области. А в середине прошлого века со строительством Новосибирской ГЭС большая часть посёлка переехала на новое место.

Районный Дом культуры в Ордынском появился после того, как посёлок практически отстроили заново. Второй датой рождения села считается 1956 год, когда на новое место переехало больше 11 тысяч построек. В этом ДК находится мастерская Нины Ивановны Мухлыниной, преподавателя Детской школы искусств и автора знаменитой ордынской росписи.

Рядом, в парке Ордынского, обустроили уникальную Аллею незабытых деревень. Всего здесь 56 закладных камней с табличками населённых пунктов, по разным причинам прекративших своё существование. Камень привозили с Мраморного карьера в Абрашино. Тёплых воспоминаний жители о своих «малых родинках» сохранили немало: делятся ими с сотрудниками музея, приносят цветы к именным камням.

Среди самых старых, уже несуществующих деревень — Старый Шарап 1603 года основания. Он был ликвидирован при строительстве Новосибирской ГЭС, как и основанная в 1721 году Елбань, давшая имя одноимённым островам. Ушли под воду Шляпово, Тихоново, Ерёмино, Ирмень. Деревни исчезали и раньше, и после создания водохранилища — с укрупнением совхозов. Были среди них и поселения спецпереселенцев, исчезнувшие после снятия комендатур. Говорят, по этим старым, нежилым деревням до сих пор бродят трофейщики. Но поживиться им часто просто нечем. Скажем, посёлки Стахановский и Ивановский, созданные под пленных немцев, занимавшихся валкой леса, когда пленных отпустили, очень скоро исчезли с лица земли — лес поглотил их без остатка.

Центральная аллея парка — предмет особой гордости ордынцев. На ней всегда было десять Героев Советского Союза, родившихся на этой земле. В основном это бюсты героев Великой Отечественной войны и одного героя Афганистана — Александра Демакова, уроженца Верх-Ирмени. Однако недавно выяснилось, что есть ещё один герой — уроженец села Кирза лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза Василий Михайлович Лыков, он вернулся с войны, жил и работал в Кемерово. Когда в этом году к 75-летию Победы появилась возможность установить бюст и ему, в единой стилистике из новых материалов изготовили все бюсты на Аллее героев.

В большом парке Ордынского любят гулять дети. Их можно понять — площадки здесь очень интересные: к примеру, колесо этой мельницы крутится и работает от воды, словно передаёт привет из далёкого прошлого от купцов, строивших мельницы на местных речках.

Храм, точнее, церковь Троицы Живоначальной, в Ордынском строили долго и достроили пять лет назад — к 90-летию района. И нынешний год для Ордынского района юбилейный — 95 лет, празднование планировалось в мае, однако по понятным причинам его отменили. 

Судя по количеству велосипедов на улицах, ордынцы очень мобильные люди.

Центр посёлка выглядит ухоженным. 

Слава Ермака иным покоя не даёт. 

У Ордынского историко-художественного музея нас встречает уникальный артефакт. Местные считают, что  каменная баба исполняет желания. Хотя это совсем и не баба, а «оленный камень» — тотемное изображение охотника скифского периода. Обнаружили его случайно при строительстве дороги. Изваяние уникальное,  потому что ранее считалось, будто скифы до этих мест не дошли. Камень отшлифован спереди и по бокам, учёные предполагают, что изваяний было несколько, они стояли спинами (необработанными) друг к другу. Однако поиски собратьев оказались безуспешными. Посмотреть на камень приезжал Вячеслав Молодин, знаменитый учёный, специалист в области первобытной истории Сибири, доктор исторических наук, академик РАН и замдиректор Института археологии и этнографии СО РАН. Он мелом прорисовывал места подработки: овал лица, левый глаз, правое ухо с серьгой, вероятно нарисованной охрой. Такого рода скульптуры устанавливали на охотничьи тропы: когда мужчина выходил на тропу (считай, на работу), то просил у тотемного камня доброй добычи, а на обратном пути оставлял дары. Так, однажды зимой мимо каменной глыбы шла на работу и Алла Ланго. За ночь навалило снега, взгляд выхватил из белой массы лицо бабы — оно выглядело так, будто она дышала и снег растаял. Пока бегала наверх за фотоаппаратом, дворник очистил весь снег. И чудо исчезло.

Ордынский музей располагается в специально построенном здании. На первом этаже — районная библиотека и Правовой информационный центр. Два верхних этажа — владения музея. Здесь много интересных экспозиций — начиная от животного мира Ордынского района с чучелами, живым уголком и бивнями мамонта, продолжая коллекциями предметов быта переселенцев и советского периода, заканчивая картинами художников, среди которых есть настоящие шедевры.

Патефоны советского времени.

Одно из бесспорных сокровищ, которым может гордиться вся область, — Ордынская роспись. Создала её и запатентовала Нина Ивановна Мухлынина, преподаватель Ордынской Детской школы искусств. Со своими учениками она занимается всеми видами росписи, резьбой по дереву и ткёт гобелены. Ордынской росписи всего 20 лет, но её уже оценили и в России, и за рубежом — два года назад она была представлена на выставке в Страсбурге. Иностранцы и без перевода узнают в ней Сибирь.

«Ведомости» подробно рассказывали об ордынской росписи и её создательнице. Было много откликов, читатели интересовались, где можно приобрести сувениры с ордынской росписью. Мы задали этот вопрос Нине Ивановне Мухлыниной, на что она ответила: «Я не предприниматель, а преподаватель: если делаю сувениры, то на фестивали или подарки от района, в основном по вечерам, после работы». Много лет она расписывает наградные топоры для Праздника топора, который проводит Заволокинский фестиваль. О том, чтобы организовать производство, в Ордынке говорят давно, да только воз и ныне там.

Сами ордынцы очень любят свою роспись, да и у всех, кто её видит, на душе становится светлее и веселее. Как получилось, что художница, приехавшая на жительство в Ордынку в 1990-х, открыла людям глаза на то, какая красивая их родина? «А вот нужно ездить и смотреть, как люди живут, что как устроено. Иначе живёшь на одном месте и глаз замыливается. Мне хочется, чтобы все прикоснулись к красоте и творчеству. Это же такое счастье!» — смеётся Нина Ивановна. В маршрут «Ордынское кольцо» входит и её мастер-класс по ордынской росписи — правда, сейчас его временно не проводят.

Нину Ивановну можно слушать часами — о чудесах и творческом поиске, о современных детях и дефиле в джинсах с кружевами, которое она устраивает с учениками. Но нам пора на паром, чтобы перебраться на ту сторону, где раскинулся Караканский бор, где нас ждёт урочище Тёртый камень и Мраморное озеро небывалой красоты.

Продолжение следует.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА


 


Вернуться назад