Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > История золотного и лицевого церковного шитья

История золотного и лицевого церковного шитья


27.03.2021.
Автор Елена Додонова

 

С приходом христианства Русь переняла от Византии не только иконопись, секреты храмового строительства и церковного пения, но и швейное ремесло.

Церковное швейное дело на Руси
Византийский образец золотного шитья

В народной традиции дохристианской Руси существовала вышивка «простыми» нитями различных цветов, шитые золотом византийские ткани («паволоки») были исключительно привозными с Востока.

В Х веке, вместе с приездом греческого духовенства, на Руси появились богато украшенные церковные облачения. Вскоре и у нас появились мастера, перенявшие златошвейное мастерство у греков.

Как создавались вышивки

Создание вышивки происходило в два этапа:

  • формирование прориси;
  • собственно вышивание.
Церковное швейное дело на Руси
Прорись для золотного шитья
Церковное швейное дело на Руси
Вышивка в процессе выполнения

На первом этапе трудились мужчины – знаменщики, травщики, словописцы. Эти мастера были иконописцами особого рода, знающими законы вышивки, и занимались, как правило, исключительно иконой на ткани: знаменщики выписывали фигуры, травщики изображали пейзажи, словописцы-каллиграфы делали на каймах произведения необходимые надписи.

Для рисования употребляли сурик и чернила, белила и сажу, использовались и другие краски. Образец, как правило, рисовали на бумаге, а затем переносили на ткань.

После завершения прориси к работе приступали женщины-вышивальщицы. Прежде чем вшить рисунок, его намечали белыми нитками.

Вышивание – духовный труд

Не каждая мастерица могла вышивать церковные облачения. Этот труд был делом не только физическим, но и духовным. Женщины сопрягали работу с молитвой: когда игла входила в ткань, вышивальщица мысленно произносила: «Господи», а когда вытягивалась – «благослови».

От вышивальщиц требовались скромность и «дисциплинированное воображение, не привносящее в образ никаких личностных толкований»

Церковное швейное дело на Руси

Лицевое и золотное шитьё

В Византии для работы использовали тончайшие металлические нити из золота. На Руси первое время поступали так же, но постепенно их стали заменять на имитирующие золото (в их состав входило лишь 2 – 3 процента чистого металла) или серебряные с позолотой – поэтому с XVI века шитье стало называться золотным.

Вместе с тем существовала и другая техника – лицевое шитьё. Её использовали для вышивки особым швом ликов и других открытых участков тела на плащанице или иконе.

Известные мастерские

Первой русской золотошвейной мастерской считается мастерская княжны Янки, сестры Владимира Мономаха, которая, помимо шитья, обучала мастериц грамоте и церковному пению.

Известна также Соломония Сабурова (прославлена в лике святых как София Суздальская), жена царя Ивана III Рюриковича, насильно постриженная в монахини, как основательница одной из самых известных в России мастерских церковного шитья.

До XIV века женщины-мастерицы никогда не ставили на изделиях свои имена. Одна из первых именных вышивок принадлежит Ксении Годуновой, дочери царя Бориса. Вообще, из-за высокой стоимости используемых материалов – золотых нитей, драгоценных камней, жемчуга – златошвейным ремеслом в России занимались представительницы высшего сословия. Бархат и шёлк импортировали из Турции, Ирана (Персии), Италии.

До XVIII века самыми известными были вышивальные мастерские, которые царицы и княгини устраивали при своих светлицах. В зависимости от материального и служебного положения главы дома составлялся штат мастерской, иногда насчитывающий до ста мастериц.

В светлицах цариц вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями, а у служилых и торговых людей – простые крестьянки. Владелицы мастерских не только руководили работой, но и сами занимались вышивкой.

Церковное швейное дело на Руси

Обучение девочек начиналось очень рано, едва они могли держать иголку в руках, и происходило по принципу «из рук в руки». Сначала было принято изучать золотное шитье, затем – личное. У вышивальщиц, как правило, было разделение обязанностей: кто-то вышивал лики, кто-то – слова.

Четыре школы

В каждой мастерской были свои особенности и секреты, поэтому работы несли на себе отпечаток и эпохи, и истории семьи, и истории государства, тем не менее, со временем сформировались несколько школ: новгородская, суздальско-владимирская, московская и строгановская.

Новгородские вышивальщицы работали преимущественно шёлком, добавляя минимум золота; для этого направления характерны работы мастерской Ефросиньи Старицкой, тётки Иоанна Грозного.

Суздальско-владимирские мастерицы контуры изображений делали красными (в отличие от общепринятых тёмно-коричневых), из-за чего вышивки приобретали характерный рыжеватый оттенок.

Работы мастериц московской школы до конца XVI века отличались строгостью цветов и аскетизмом; с приходом к власти Бориса Годунова появляются насыщенные цвета, жемчуг и др..

Строгановская школа совмещала как церковное, так и декоративно-прикладное направление, заметно влиявшее на стиль выполняемых работ, поэтому она была, в своем роде, уникальной.

Церковное швейное дело на Руси
Работа мастерской Ефросинии Старицкой
Церковное швейное дело на Руси
Работа Строгановской школы
Церковное швейное дело на Руси
Работа мастерской Анастасии Романовны, жены Иоанна Грозного
Церковное швейное дело на Руси
Работа Соломонии Собуровой

В XVIII – XIX веках начался упадок златошвейного церковного искусства. Внешняя украшенность храмовой утвари стала не всегда соответствовать ее символическому и богослужебному смыслу. В предметах этого периода практически отсутствуют композиции с шитыми ликами, само шитье серебром и золотом стало вырождаться и подражать ювелирным техникам. Октябрьская революция тоже не способствовала развитию этого вида искусства, хотя абсолютного забвения церковного рукоделия не произошло, вероятно, из-за утилитарности этого ремесла.

Церковное швейное дело на Руси
,
Церковное швейное дело на Руси
Современные образцы золотного шитья

 

В конце ХХ века началось постепенное возрождение церковного золотошвейного мастерства. Были созданы и восстановлены мастерские в Троице-Сергиевой Лавре и многих других городах, сёлах и монастырях России: в Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Санкт-Петербурге, Торжке, Гордце, Дивееве и др. Мастера расшивают хоругви, подвесные пелены, индитии, воздухи, покровцы, антиминсы, илитоны, орлецы, пелены, иконы, катапетасмы, плащаницы, схимы и элементы облачения священнослужителей (стихари, орари, саккосы и др.)


 


Вернуться назад