Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ, Видеоматериалы > Протоиерей Александр Ильяшенко: Как подготовиться к Причастию (+Видео)

Протоиерей Александр Ильяшенко: Как подготовиться к Причастию (+Видео)


22.11.2013.

Что происходит, когда мы причащаемся? Какую ответственность участие в Евхаристии налагает на каждого из нас? Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря.

Что совершается на Евхаристии?

— Многие взрослые в наше время приступают к таинству причастия впервые в жизни. Большая радость, когда человек рождается в церковной семье и причащается с младенческого возраста, даже не помнит времени, когда он не причащался. Но и такой человек, когда подрастает и входит в сознательный возраст, может, если церковное воспитание не пустило глубоких корней в его душе, уйти из Церкви. Надолго или нет, но когда вернется, будет причащаться как первый раз.

Причастие — момент, когда мы приступаем к Святым Дарам, которые Господь по Своей неизмеримой любви к людям освящает на литургии. В алтаре священник произносит определенные слова из чинопоследования этого таинства, которое называется Евхаристией. Совершает же таинство, как и все в Церкви, Сам Господь. Обыкновенные хлеб и вино на престоле по силе Божьей превращаются в Тело и Кровь Христовы. Происходит потрясающее чудо! Господь в ответ на наше желание, наше стремление участвовать в таинстве совершает нечто совершенно сверхъестественное.

Что же совершается в таинстве Евхаристии, в таинстве литургии (это своего рода синонимы), в общем делании? Чему мы причащаемся? Любви Божией. А любовь эта по природе своей крестная, жертвенная. Господь приносит Себя в жертву для того, чтобы жили мы.

На войне бывает, когда какая-то часть оказывается в безвыходной ситуации, кто-то, чтобы спасти хотя бы некоторых, говорит: «Идите, я прикрою». Он знает, что останется здесь навсегда. Он отдает свою жизнь, чтобы спасти других. Как должны те, кто спасен благодаря его жертве, относиться к памяти своего спасителя, с какой благодарностью?

Господь спасает нас не от физической смерти — она когда-то наступит, — но от смерти вечной. Есть смерть организма, а есть духовная смерть — когда человек жил настолько греховно, так омрачил свою душу страшными поступками, мыслями, что обрекает себя на лишение Царства Небесного. Всю жизнь он не хотел быть с Богом, демонстрировал полное пренебрежение к Нему, к Его заповедям, Его любви, милосердию, поэтому после физической смерти он обрекает себя на пребывание в другом месте — в преисподней.

Чтобы «минута жизни трудная» не длилась вечно

Духовный мир в чем-то прост. Есть бесконечно благодатное, невыразимое никакими словами Царство Божие, а есть бесконечный мрак, который трудно себе представить.

Можно такую аналогию привести. Каждый человек испытывал, переживал «минуту жизни трудную». Например, сильную зубную боль или горе — потерю близкого человека, несправедливое унижение, обиду, предательство. Но в жизни это проходит. Зуб в конце концов вылечат или вырвут, душевная боль тоже как-то сгладится. Жизнь продолжается, в ней будут и печали, и радости.

В вечности же эта «минута жизни трудная» не кончится никогда. На то она и вечность. Никто тебе не поможет, потому что все, кто рядом с тобой, переживают такую же минуту, им так же плохо, как и тебе. Там, в вечной преисподней, никому нет дела до других, каждый зациклен на себе, на своей страшной боли.

Так вот, Господь, принося Себя в жертву, избавляет людей от этой страшной гибели. Он так сострадает людям, которые обрекают себя на этот ужас, что Самого Себя принес в жертву на кресте, претерпел чудовищные муки, которые мы даже представить не можем. И все для того, чтобы избавить людей от страшной духовной смерти. Вот цена нашего спасения, вот от какого ужаса спасает нас Господь Своей жертвой, которую Он принес добровольно, чтобы вырвать нас из власти греха.

Подражать Богу в любви

Каждый из нас может приступить к таинствам. Конечно, приступить со страхом Божиим и верою. Мы веруем, что вкушаем именно Тело и Кровь Христовы, что Господь совершает это таинство, приобщает нас к Божественной жизни, очищая душу от того мрака, который влечет нас в преисподнюю. Конечно, мы должны быть постоянно благодарны Богу, на любовь отвечать любовью. Прежде всего, к людям, потому что любовь к людям — критерий любви к Богу. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит: „я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).

Если ты действительно благодарен Богу, будешь являть эту благодарность, стремление подражать Богу в его жертвенной и сострадательной любви окружающим людям. Господь говорит: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, чтобы видя добрые дела ваши, люди прославили Отца вашего, Который на небесах» (Мф. 5, 16). Как важно, чтобы благодатная сила Божия, сила Божественной любви, которая имеет природу жертвенную, крестную, проявлялась в нашей жизни. Тогда, взирая на нас, люди будут обращаться к Богу и тоже приходить в храмы. Только сила Божия может изменить мир. Она и меняет его. Если мы будем достойны, тогда, глядя на нас, и другие будут откликаться на Божественный призыв.

Будем с Богом — остальное приложится

Тогда благодать Божия будет умножаться и исправлять те искривления жизни, которые мы все наблюдаем. Они носят вовсе не политический, социальный, экономический или еще какой-то характер, они носят характер нравственный. Господь говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Если мы будем с Богом, приложатся нам и политика, и социальная сфера, и экономика, и благосостояние.

Но Господь также говорит, обращаясь к верующим: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13). Мы должны быть солью, наполненной Божественной силой. Вот тогда эта Божественная сила преобразит душу каждого человека и душу народную, выведет и народ, и каждого в отдельности на путь спасительный — путь радости, любви и благодарности Богу.

Подготовил Леонид Виноградов, Православие и мир


 
Вернуться назад