Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Как православие становится в Италии второй религией

Как православие становится в Италии второй религией


26.11.2013.

Архиепископ Егорьевский Марк об итальянском феномене

 

Недавно архиепископ Егорьевский Марк (Головков) решением Священного Синода назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. При этом он еще возглавляет Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, Патриаршую наградную комиссию, Северо-Западное и Северное викариатства Москвы, Венско-Австрийскую и Венгерскую епархии. Однако новое назначение занимает в этом ряду особое место.

Как православие становится в Италии второй религией

 

Пустующие храмы передают православным

– Владыка Марк, недавно прозвучало сообщение о том, что в Италии число православных верующих достигло миллиона, а количество наших приходов в этой стране выросло за последние годы в десятки раз. Что это за итальянский феномен, который стал еще одним местом вашего служения?

– Это довольно крупное образование, которое сейчас называется администрацией Московской Патриархии в Италии, действительно развивается очень динамично. Ведь совсем недавно, в 1990-х годах, у нас не было в этой стране практически ни одного прихода. Потом появилось подворье в Бари. В 2000 году решением членов прихода вернулся в Московскую Патриархию храм на улице Палестро в Риме, затем в Риме же был построен еще один храм – великомученицы Екатерины. Постепенно стали появляться наши приходы и в других итальянских городах и провинциях. А сейчас у нас в Италии уже более 50 общин. Конечно, они разные и по численности, и по условиям. Не у всех еще есть свои храмы. Все-таки большей частью богослужения совершаем в храмах, которые предоставляют нам католики. Ведь в последнее время католические храмы здесь становятся все более невостребованными. Поэтому передача храма другой христианской Церкви представляется для многих епархий и монашеских общин хорошим выходом. Люди, которые в этих храмах молились, конечно, не хотят, чтобы там разместилось что-то совсем другое. И они хотели бы, чтобы там совершалось богослужение христианское. Поэтому в некоторых случаях такая передача происходит в достаточно благоприятных условиях.

– Это аренда?

– По-разному бывает. Иногда и безвозмездное пользование, иногда за небольшие деньги. Главное, что такая практика существует. И, конечно, без помощи католических епархий мы в Италии не смогли бы в той степени развиться, в какой развились на сегодняшний день. А многие люди, которые теперь стали нашими прихожанами, остались бы без духовной помощи и поддержки.

Украинский Неаполь и молдавская Венеция

– Что за люди – прихожане, почему их стало больше?

– В Италии наша паства особая. Здесь это не столько эмигранты, сколько те, кто приехали, как правило, на заработки, большей частью – с Украины и из Молдовы, в меньшей степени – из России. Эти люди ухаживают за стариками, детьми, трудятся на стройках, на других нелегких и непопулярных работах. Их становится все больше. Вот, например, в Неаполе, где католическая епархия передала нам храм, потребность в нем оказалась очень высока. Ведь в самом городе и его окрестностях сейчас проживают десятки тысяч выходцев с Украины. А в Венеции один священник показывал мне выписку из городского реестра о регистрации пяти тысяч молдаван, которые стали там самой крупной диаспорой. Так вот, при том, что в целом религиозность в Европе, и в частности в Италии, падает, среди этих людей тяга к вере высока. С одной стороны, потому что они выходцы преимущественно из западных областей Украины и Молдовы, где религиозные традиции очень сильны. А с другой стороны, даже те, кто, может быть, не часто посещал храмы на родине, здесь, на чужбине, идут в православную общину, потому что в ней находят не только место молитвы, но и общение с соотечественниками и даже социальную помощь.

– Что это значит?

– Например, помощь в трудоустройстве. Этим тоже занимаются наши приходы. Итальянцы теперь уже нередко обращаются в православные храмы в надежде, скажем, получить добросовестного работника для ухода за пожилым или больным человеком. Так священник помогает кому-то из прихожан устроиться на работу. Конечно, бескорыстно. Интересно, что в чисто этнических общинах отношения бывают несколько иными. Узнав о вакансии, человек продает ее земляку, и недешево: от 200 до 600 евро, при этом еще неизвестно, как долго удастся на этом месте работать.

– А у Русской Зарубежной Церкви в Италии приходы есть?

– Практически нет. Есть несколько приходов Константинопольского Патриархата, есть приходы Румынской Церкви. В целом же сейчас православие в Италии является второй религией по количеству прихожан после католиков. Не протестанты, не мусульмане, а именно православные. Это факт.

Ориентиры для паломников

– Как найти наш приход, оказавшись в Италии? Есть ли там православные святыни?

– На сайте Патриархия.ру справа размещена карта зарубежных приходов. Там указаны и координаты, и фамилии священников, и электронные адреса. Очень просто найти всю информацию о наших приходах и стать участником богослужения. А православных святынь в Италии очень много. Прежде всего в Риме, где пострадали и апостол Петр, и апостол Павел, и многие раннехристианские мученики. Известное место православного паломничества – Бари, где хранятся мощи Николая Чудотворца. И в Венеции тоже много православных святынь. Настоятель нашего прихода в Венеции отец Алексий Ястребов очень хорошо знает эту тему. Он написал книгу о святынях Венеции, создал фильм. И думаю, он с радостью поможет посетить святыни. Также рады будут соотечественникам и в любом нашем приходе.

"Религия и СМИ"
 


Вернуться назад