Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ, Православное воспитание > Епископ Филарет. Малая Церковь или сумма индивидуумов с правами?

Епископ Филарет. Малая Церковь или сумма индивидуумов с правами?


13.12.2013.

Почему гедонизм не может быть основой семьи, как современные социальные технологии разрушают традиционные семейные отношения и почему отстаивание прав ребенка зачастую предполагает ущемление прав родителей на его воспитание – об этом в беседе с Марией Алтуховой из Родительского комитета Львовщины размышляет епископ Львовский и Галицкий Филарет. Предлагаем читателям выдержки из интервью на сайте Львовской епархии.

Епископ Филарет. Малая Церковь или сумма индивидуумов с правами?

Отвержение возможности христианского воспитания детей

Сегодня человечество столкнулось с неконтролируемостью собственных деструктивных инстинктов. Отстаивание индивидуализма и удовлетворения собственных инстинктов приводит к разрушению понятия семьи как «малой Церкви», ведь гедонистические настроения современного общества не могут быть основой традиционной христианской семьи. Отрицание традиций, безответственный индивидуализм ведут к нездоровой конкуренции и конфронтации. И, к сожалению, это наблюдается не только в социуме, но даже в кругу близких людей, является первопричиной разрушения моральных норм семьи и общества в целом.

Современное общество ищет новые ориентиры своей жизни, которые далеки от христианских истин и своим существованием отрицают факт самого бытия в Боге. Западные технологии воспитания, гендерная идеология, пропаганда вредных привычек под видом борьбы со СПИДом, культивация насилия через СМИ, кинопродукцию и индустрию интерактивных развлечений и т.д. разрушают понятие семьи и семейного воспитания.

Основой этих нововведений в сознании рядового гражданина является внедрение технологий «ювенальной юстиции». А что это такое?  − Ювенальная юстиция − это не какой-то определенный орган власти, а целая система учреждений и нормативных правил, которая является контролирующим семьи фактором. Угроза заключается в том, что создается другая система ценностей, и современная семья вынуждена жить по этой системе, в противном случае у «инакомыслящих» семей будут изъяты дети, чтобы их научить мыслить в рамках системных понятий ювенальной юстиции.

Хорошо видно основную идею ювенальной юстиции, ее основную направленность. Она носит в себе, по сути, антихристианский характер, она делает врагами родителей и детей, разрушает возможность христианского, и не только христианского, а просто нравственного воспитания детей.

…Где, как не в семье, лучше жить ребенку? От кого он может получить лучшее воспитание, как не от родителей?

Получается, «защита прав ребенка» зачастую предполагает нечто иное, чем декларируется? − Это иные вещи, которые направлены на что-то другое, − на то, о чем Господь предупредил еще гораздо раньше в Евангелии: «И вот поднимутся дети на родителей и убьют их» (Мк. 13:12). Мы знаем, что ювенальная юстиция на Западе привела к негативным последствиям, в частности, росту детского суицида, детских психоневрозов т.п. Вмешательство в семью привело к разрушению уважения к родителям и взрослых. Отстаивание всеобъемлющих прав детей отрицает одну из основных функций отцовства − воспитывать. Так, например, во Франции, ребенка после трех лет можно только попросить сделать то или другое, а если он этого не желает делать, то имеет на это безоговорочное право. Очень часто на Западе искусственные технологии ювенальной юстиции превращают ребенка в своеобразный «товар», который передается из одной приемной семьи в другую.

Права не должны лежать за пределами воли Божией о человеке

Христианство от своего начала отстаивает права человека и ребенка в частности, но права в свете Христова вероучения. То, что предлагает нам ювенальная юстиция, разрушает Евангельские истины. Церковь через пятую заповедь учит нас уважать своих родителей, а ювенальная юстиция, наоборот, проповедует непослушание родителям, пренебрежение родительским авторитетом, разрушает корень христианского понимания отцовства и семьи в целом.

Когда воспитывался я лично, в то время никто не говорил о «правах ребенка», но везде на каждом шагу происходила «защита ребенка». Сегодня мы видим подмену ценностей: якобы и защита есть, но она сегодня направлена не на то, чтобы защитить самого ребенка, а на то, чтобы утвердить такие его права, которых у него по природе быть не может. Ребенок призван в мир Господом, и родителям даны власть и полномочия от самого Господа воспитывать детей. Для того, чтобы совершать добрые дела и жить по христианским добродетелями и заповедями Господа, так называемого «права» не надо, а все остальное − от лукавого. Все права, которые лежат за пределами воли Божией и Его влияния, есть не что иное, как противостояние зла добру.

Права ребенка – прежде всего. А права родителей?

Надо посмотреть на то, какие средства внедряет ювенальная юстиция, с помощью которых эти «силы», эти органы пытаются воспитывать детей. Ребенка побуждают жаловаться на родителей, доносить на них в школе, в милиции и больницах, по телефонам «доверия», говорить, если отец не позволил проехать на велосипеде в дождливую погоду, если мать не позволила съесть конфету перед обедом, если родители ограничивают ребенка в деньгах или же «не понимают» его и т.п. И именно после этого включается так называемая защита прав детей. Сначала родителям сообщат компрометирующие их факты, а потом предупредят: или вы будете относиться к своему ребенку «по-человечески», или... Вы видите, что самое ужасное − детей делают врагами родителей.

Конвенция о правах ребенка не соответствует ни христианской доктрине семьи, ни национальным интересам Украины, хотя содержит ряд пунктов, которые имеют ценность для общества. Она сужает права родителей, а права ребенка выносит на первый план: они − прежде всего. Тем самым современные социальные технологии ювенальной системы направлены на противопоставление родителей и детей, на конфликт. Они призывают ребенка жить по своему разумению и восприятием мира. Технологии ювенальной юстиции предлагают антихристианские ценности жизни, по которым должен жить современный ребенок, а также посягают на право родителей воспитывать детей в православных традициях, таких, как пост, молитва, послушание и т.п.

Семья – опасная среда для ребенка?

Ежедневно телевидение ужасает зрителей разнообразными сюжетами о насилии в семье. Неужели эта проблема настолько актуальна, чтобы заполнять собой телеэкраны и страницы газет? Случаи домашнего насилия сегодня существуют, отметил владыка, но под влиянием таких передач эта достойная сожаления тенденция не пойдет на спад, а, возможно, будет расти.

− Сюжеты насилия в семье, которые заполняют телеэкраны и страницы газет, является ничем иным, как проявлениями технологий промывания мозгов, которая укореняет в сознании общества убеждение о повсеместном насилии. А отсюда и принятие выводов: нам нужна обязательно ювенальная юстиция, которая будет заглядывать в каждую щель семьи, чтобы не допустить насилия.

Сегодня, как ни прискорбно, инициатива в руках феминистских, так называемых женских правозащитных, гендерных организаций и различных западных благотворительных фондов, которые под видом отстаивания прав детей и женщин, предотвращения домашнего насилия создают образ семьи как опасной для ребенка среды. Посредством СМИ из сознания наших людей вытесняют христианское представление о том, что отец − глава семьи, мать − хранительница, что семья − это любовь, взаимопонимание и взаимопомощь, а дети, чтобы быть счастливыми, должны слушаться и уважать родителей.

Я считаю, что нужно показывать молодежи больше положительных примеров семейного благополучия, потому что экранизация насилия в семье несет еще одну угрозу для нашего общества − это страх жениться. Многие молодые люди сегодня думают: зачем создавать семью, лучше жить в так называемых гражданских браках, это, мол, поможет и избежать насилия в семье. Негатив, который льется с экранов телевизоров, страниц газет, интернета, порождает определенный невроз у целого общества. А реальные примеры семейного благополучия будут рождать и положительное отношение к созданию семьи.


 


Вернуться назад