Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Диакон Павел Сержантов. Бог стал Человеком. Не на время

Диакон Павел Сержантов. Бог стал Человеком. Не на время


21.12.2013.

Мы ждем Рождества. Готовимся к нему специально, постимся. Огромное событие в истории человечества —  нужно его достойно встретить. Исключительное событие: Бог стал Человеком.

 Диакон Павел Сержантов. Бог стал Человеком. Не на время

Правда, в некоторых религиях охотно признают, что божество может порой стать по виду, как человек. Но тут  две оговорки: «порой» и «по виду, как». Это происходит порой, изредка, для специальных целей. Когда  цели неземного существа достигнуты, божество сразу же возвращается к своей внечеловеческой  изумительной жизни в высших сферах бытия. И всегда это событие становится временным явлением божества  в человеческом облике.

Появится языческое божество на земле среди простого народа, среди знати — аватарой, словно человек —  объяснит людям то, что надо (ему или людям); и когда будет сделано все, что нужно, снова перестает  являться в человеческом облике. Похожие вещи происходят еще в многочисленных красивых народных  легендах про мудрого царя, который однажды переоделся нищим, странствовал неузнанным по своему  царству.

Выяснил, как народ живет, куда страна катится, — вернулся и вовремя принял неотложные меры. Кого-то  из коварных вельмож наказал, кого-то из простых честных граждан возвысил и приблизил ко двору — и вот  снова чинной чередой пошли счастливые дни царя в роскошном дворце.

Рождество Христово — совсем другое. Бог рождается по-настоящему, на общих правах. Это не временное  переодевание светлого небесного духа в убогое людское обличье. Это не какое-то призрачное явление  потусторонней силы: «Людям показалось, что Бог стал человеком».

Перелистаем страницы церковной истории, выясним, какие были мнения на этот счет. Утверждения  о не вполне реальном человеческом облике Христа звучали в древние времена — от гностиков. И утверждения  эти были осуждены Церковью как еретические. Православные христиане верят, что Бог в полном смысле слова  стал Человеком. Причем стал навсегда.

Конечно, у Него с первых дней был особый замысел о Своей человеческой жизни, была предусмотрена Своя  особая цель. И Бог этой цели добивался долгим путем. На достижение заветной цели ушло больше тридцати лет, полжизни. Какая это цель? Его цель была — помочь бедствующим людям.

С какой целью?

Грех губит людей, ломает и отнимает у нас жизнь. Во всех ее проявлениях. Отнимает жизнь и духовную,  и душевную, и телесную. Бог приходит к нам на грешную землю, чтобы мы не гибли в грехах. Он отдает Свою жизнь за наши жизни. Отдает самое дорогое. Страшно сказать: Бог рождается, чтобы умереть. Но на этом ведь  не всё. После того, как Бог принимает смерть, Он воскресает. Радостно произнести грозные слова: Бог умирает, чтобы воскреснуть. Что это значит для нас? Славное воскресение Христово означает, что Бог продолжает  жить как Человек.

Он родился среди людей и всегда будет Человеком. Бог, в Которого верят христиане, навсегда стал Человеком,  оставаясь при этом Богом. И мы утверждаем: «Бог рождается», именно по той причине, что  Христос — и Бог, и Человек. В Иисусе Христе мы видим Богочеловека, уникальное единство Бога и человека.

Поэтому мы дерзновенно провозглашаем, что родился вечный Бог, что бессмертный Бог принял смерть,  но смерть не могла удержать Его в аду, и Он воскрес.

Если Он — вечный, как Он может родиться в Вифлееме при кесаре Августе? Если Он — вечный, как Он может  умирать на Кресте? Разве правильно так говорить и так верить?

Правильно, потому что во Христе мы встречаем Бога, Который стал Человеком. Мы замечаем во Христе  не только Человека. Накрепко, навсегда человеческая природа Христа связана с Его божественной природой.  Оттого и произносит наша Церковь неслыханные слова: «Бог родился», «Пресвятая Дева — Богородица».  Такого откровения о Боге ни в какой религии мира не найдешь.

В чем смысл этого чудесного откровения? Ответим одной фразой: Бог стал Человеком, чтобы человек стал  богом. Впервые это великое слово о Боге и человеке прозвучало в эпоху поздней античности. И глубина этого  святоотеческого слова остается неисчерпаемым источником духовного воодушевления.

Уподобление Богу

Бог стал человеком, стал, как Один из нас. Прошел шаг за шагом всю нашу жизнь, через мучительную смерть  прошел. Для чего? Чтобы человек стал богом, то есть приобщился жизни Самого Единого Бога, стал  причастен божественной жизни. Какая честь для человека! На первых страницах Ветхого Завета мы читаем,  что Адам и Ева согрешили, и Господь ограничивает им доступ к райской жизни. «И сказал Господь Бог: вот,  Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также  от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского»

(Быт 3:22). Адам и Ева решили, что (нарушив заповедь Бога) они стали подобны Богу — они знают всё и могут  всё. Бог обличил их в грехе и закрыл им доступ к райской вечной жизни. Кому-то может показаться, что Бог  искусственно ограничивает жизнь первых людей, почему-то не дает им вырасти в полную меру: жалко Ему  что ли? Не жалко, правда не жалко. Наступит такой момент, когда Сам Бог станет Человеком и приобщит  людей к Своей божественной вечной жизни.

Бог родится от Девы, принесет свет в наши потемки, поделится Своим светом с теми, кто рвется к свету и не может никак вырваться из тени смертной. Люди будут пристально смотреть на Иисуса Христа. Они увидят живого реального человека, со страхом и надеждой постепенно поймут, что Христос не только человек. В Нем  ощутимо неземное сияние, поистине божественное присутствие. О Христе всегда будут люди радостно  переговариваться: «С нами Бог!»

Православие и мир


 
Вернуться назад