Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Рождество как по нотам

Рождество как по нотам


06.01.2014.

Рождество Христово – особый праздник в кругу православного богослужения, и он требует исключительной подготовки к проведению богослужений, а для регента – и выбора эксклюзивного репертуара. Однако, как быть, если приходской хор не блещет высоким уровнем мастерства и дирижеру приходится довольствоваться скромным «праздничным обиходом»? 

Если мы исходим из того, что хор на приходе собрался в лучшем случае полупрофессиональный или вовсе любительский и хористам (по крайней мере, их большему числу) будет тяжело выучить новые произведения, то нужно придерживаться терцового расположения мелодических голосов (1,2 сопрано или 1,2 тенор) в песнопениях. Тогда, в случае ошибок одного из мелодических голосов, эту партию «подхватит» более опытный певец из любой другой партии. 
Для начала я бы предложил разделить произведения, планируемые к исполнению, на три части: для повечерия, для всенощного бдения и для литургии. 
В отношении повечерия, на котором хор исполняет три произведения («С нами Бог», тропарь и кондак праздника), оптимальны следующие варианты. 
«С нами Бог» спеть знаменным киевским распевом или его гармонизацией Турчанинова (оно достаточно простое и в то же время более торжественное, что подчеркнет его праздничный, а не великопостный характер). Чтобы молитвословие на Рождественском повечерии выделялось, лучше не использовать песнопение из великопостного репертуара. 

p09.pdf [67,04 Kb] (cкачиваний: 45)

 

Кондак болгарского напева в гармонизации Бортнянского (упрощенной) – самый оптимальный вариант для полупрофессионального или любительского хора. Мелодия этого напева широко известна, и у певчих не возникнет сложностей при ее разучивании. Кроме того, кондак этого напева потом можно будет использовать в качестве запричастного песнопения на литургии и в другие моменты богослужений. 

kondak_rh_bortnyanskiy_zhen_trio.pdf [2,66 Mb] (cкачиваний: 39)

 

Во всенощном бдении я также особо выделяю три песнопения: стихиры на литии, «Малое славословие» и рождественские ирмосы. Лития предоставляет возможность включить в репертуар знаменное произведение. «Литийную» стихиру можно исполнить в один голос. Даже если не все певцы способны разучить стихиру знаменного распева, достаточно будет двух-трех хористов, чтобы исполнить ее и, таким образом, отдать должное знаменной традиции и предпочтениям любителей таковой. 
Не во всех храмах за воскресным всенощным бдением хор исполняет «Малое славословие», однако на рождественской службе это вполне соответствует характеру праздника. Здесь, пять же, на помощь регенту придет болгарский напев. Однозначно, эта мелодия воодушевит всех молящихся в храме – в алтаре, на клиросе, во всех приделах. 

17_06_Bolgarskij_r.pdf [100,85 Kb] (cкачиваний: 36)

 

А вот с рождественскими ирмосами все не так просто. Есть большое разнообразие мелодий, начиная знаменными и заканчивая авторскими. Однако наиболее простым и удобным для исполнения будет напев в гармонизации архимандрита Феофана (существует упрощенная трехголосная редакция). Если хор не знает этих ирмосов, то выучить их не составит труда за несколько репетиций. Пожалуй, это станет достойным вкладом певчих в рождественских праздник. 

feofan.pdf [246,09 Kb] (cкачиваний: 40)

 

В отношении литургии следует рассмотреть лишь одно песнопение – задостойник, поскольку с остальными молитвословиями (антифоны, тропари и неизменяемые песнопения) регент может оставлять уже «впетые» произведения, чтобы не перегружать подготовку к торжеству и само богослужение чрезмерными и рискованными проектами. 
При выборе задостойника нужно помнить правило сочетания задостойника с песнопениями Евхаристического канона. Если регент по какой-либо причине планирует исполнение знаменного задостойника, ему следует озаботиться выбором и сочетаемостью с таким задостойником «Милости мира». Если планируется взять четырехголосную «Милость мира», то и задостойник следует петь соответствующий. 
Один из наиболее простых и сочетаемых задостойников –– это задостойники в гармонизации Рютова. Важно только помнить, что он делал переложения, передавая мелодию тенорам и сопранам. 

zadostoynik_rh_ryutov.pdf [117,85 Kb] (cкачиваний: 45)

 

Счастливого Рождества в голосе! 

Андрей Брильков,

регент правого хора 
мужского ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского монастыря

Приходы.ru

 


 
Вернуться назад