Обращения светских людей в Общецерковный суд ограничены, но возможны и
могут стать востребованным механизмом восстановления строя церковной
жизни.
Председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда
в интервью АиФ.ru рассказал о том, с чем могут миряне обращаться в
Общецерковный суд, а также как его деятельность соотносится со светской
судебной системой.
Владимир Шушкин, АиФ.ru: Общецерковный суд выпустил первое в истории заявление. Кому оно адресовано и что разъясняет?
Владимир Легойда: Церковная судебная система, по
существу, только делает свои первые шаги (напомню, что она формально
возникла в 2008 году, а реально заработала при патриархе Кирилле, то
есть в 2009 году). Принципы её работы ясны и понятны, но практика только
формируется. Не все в Церкви сегодня даже просто знают о том, что
существует Общецерковный суд, епархиальные суды. И что там можно
добиться правды, если есть как уверенность, так и доказательства того,
что справедливость нарушена. Вот почему Общецерковный суд призван громко
заявлять о себе, разъяснять порядок своей работы, устранять неточности.
– Пожалуй, самый острый вопрос, который задают в адрес
Общецерковного суда: может ли он защитить мирянина, если последний
считает, что священник или архиерей был к нему несправедлив?
– Есть люди, которые склонны видеть множество несовершенств в
окружающих, в том числе в клириках и архиереях. Как правило, они пишут
жалобы на имя Святейшего Патриарха. Таких людей немного, но они очень
активны. Если все их обращения обязательно рассматривать в судебном
порядке, то придётся создавать огромный штат сотрудников суда,
а главное, большинство жалоб окажутся, говоря языком юристов, без
«доказательной базы». Поэтому обращения мирян в Общецерковный суд
обоснованно ограничены.
Вместе с тем в настоящем разъяснении суд декларирует, что в ряде
случаев он может принять к рассмотрению и обращения от мирян. Для этого
требуется решение председателя суда. Ведь нельзя исключить ситуацию,
когда мирянин не может защитить себя иным способом, кроме как в
Общецерковном суде.
– Согласно Положению о церковном суде, Общецерковный суд
может рассматривать дело, если оно уже рассматривалось в первой и
апелляционной инстанции епархиальным судом. Однако, как показывает
практика, именно епархиальный архиерей решает, пройдёт ли жалоба две
инстанции. А если он в этом не заинтересован, как тут быть?
– Как следует из публикуемого разъяснения, всегда есть возможность обратиться напрямую в Общецерковный суд. И быть услышанным.
При этом хотел бы добавить, что ваш вопрос как бы предполагает, что
а) архиерей несправедлив; б) с этим ничего не поделаешь. Я бы всё-таки
подчеркнул, что высокое достоинство архиерея должно исключать подобные
«процессуальные игры». Положение о церковном суде ориентировано на
верующих людей, которые призваны помнить о том, что, кроме земного, даже
церковного суда, есть небесный. Если же кто-то заведомо готов идти
против справедливости, то тогда никакие самые совершенные юридические
процедуры не помогут. Светские судебные системы намного более развиты,
чем церковная, но и они неспособны противостоять человеческому греху,
который врачуется не процедурой, а раскаянием и благодатью Божией.
– Что касается ситуации в Казанской семинарии, то могу вполне
официально ответить тем, кто упрекает Московскую патриархию в
бездействии: почему кто-то решил, что ничего не делается? Была комиссия
Учебного комитета, на основании сделанных ею выводов сейчас работают
другие церковные институции. Этот процесс никогда не был и не будет
публичным, в том числе в силу пастырского отношения и к пострадавшим, и к
обвиняемым. Но результаты такой работы обязательно воспоследуют — после
тщательного расследования.
Кроме того, поскольку речь идёт об находящихся в зависимом положении
учащихся, насколько мне известно, проверка проводится и следственными
органами государства. Надо иметь в виду, что церковные суды вовсе не
заменяют и не подменяют собой правоохранительные органы и суды
государства.
– Какой вы видите перспективу развития системы церковных судов?
Я думаю, что в будущем церковные суды призваны стать востребованным
механизмом «восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни»,
как об этом говорит Положение о церковном суде. Однако для этого должно
пройти время, необходимое для становление этой сложной и
беспрецедентной для современной церковной истории системы.
Владимир Шушкин
http://www.aif.ru/society/religion/1097878
Вернуться назад
|