Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Сергей Худиев. Об отверженных исках

Сергей Худиев. Об отверженных исках


18.03.2014.

Бог что, не за правду? Его не беспокоит наглое попрание всех норм справедливости и человечности? Почему Господь не захотел решить имущественный спор братьев? На чьей Он стороне во всех наших спорах? Размышляет Сергей Худиев.

Сергей Худиев. Об отверженных исках

 

В Евангелии не очень много случаев, когда Господь говорит «нет». К Нему обращаются с просьбой, а Он отказывает. Даже не просто уклоняется — как, например, когда Его хотели сделать Царем — а именно прямо отвергает просьбу. Один из этих случаев описан в Евангелии от Луки — «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лук. 12:13,14)
Это звучит поразительно холодно. Человек, у которого был конфликт с его братом, наверное, весь истерзался, ко всем и каждому приставал, всех призывал в свидетели, потерял покой и сон — а Господь, воплощенная любовь, отвечает ему таким холодным отказом. Почему? Ведь Господь, обладая, во-первых, способностью видеть сердца людей, о которой упоминается в Евангелии, во-вторых, несомненным влиянием на людей, мог бы легко разрешить эту проблему, обличить негодного брата, утешить этого бедного истца… Почему Он так резко и обидно отказывается это делать?
Он что, не за правду? Его не беспокоит наглое попрание всех норм справедливости и человечности при разделе наследства?
Что же, выходит, что нет — Он не считает, что Его миссия судить и делить. Но Он же Судия мира? Да, Он Судия. Но обращаться к Нему с делом о разделе наследства не стоит.
Почему бедный проситель был так холодно отвергнут? Дело не в том, что прав был на самом деле его брат — Господь ничем на это не указывает. Скорее, дело в том, что желание отсудить у брата свое-кровное совершенно застило бедняге глаза, он буквально света белого не видел, не видел и воплощенного Бога и Спасителя, с Которым сейчас разговаривал. Он видел просто кого-то, кого можно использовать на своей стороне в конфликте. Он не хотел исполнить волю Божию — и не искал ее — он хотел, чтобы Бог, или, по крайней мере, этот могущественный и загадочный Человек, кто бы он ни был, исполнил его волю. Его способность видеть, слышать, думать и искать Бога была полностью подавлена этой поглощенностью конфликтом.
Так бывает — человек постоянно прокручивает в уме обвинительные и защитительные речи, перечисляет свои горькие обиды и неправды другой стороны, требует, чтобы его выслушали. Сейчас, когда есть социальные сети, изливает в них свой гнев и горечь, обиду и негодование. Такой человек может быть сильно религиозен — в том смысле, что постоянно призывает Бога в свидетели своей правоты. Как и человек, упомянутый в Евангелии, проявлял к Иисусу несомненный интерес. Он пробился к Нему, заговорил с Ним — но был не в состоянии услышать Его. Для того чтобы увидеть правду Божию, ему надо было отложить свою правду — выйти из своей одержимости конфликтом, просто взглянуть в лицо Спасителю мира и забыть о том, чего он справедливо или несправедливо лишился.
Ведь бывает Правда Божия, Правда с большой буквы, а бывают частные, небольшие правды, которые люди отстаивают в бесконечных конфликтах между собой. Есть анекдот про мудрого раввина, который мирил двух ссорящихся женщин — «и ты, Сара, права, и ты, Циля, права». Когда у него спросили, как же так может быть, он успокаивающе ответил — «и ты прав».
В самом деле, у обоих сторон могли быть справедливые требования и обоснованные жалобы, обе причинили друг другу какие-то обиды и неправды — поэтому у каждой есть список претензий. У каждой могут быть какие-то вполне законные права и интересы. В чем-то каждая из сторон права.
Но как это бывает в человеческих конфликтах, люди не дают себе труда рассматривать, в чем требования противной стороны могут быть справедливы, а упреки обоснованны. Более того, в принципе не хотят этого делать — из наличного материала выстраивается такая версия событий, которая больше устраивает, которая поможет представить свою частную правду как Правду с большой буквы и даже правду Божию. Конфликт, который можно разрешить, пойдя на взаимные уступки, к общему удовлетворению (или, хотя бы, к уменьшению вреда) делается неразрешимым. Ведь нельзя договариваться с абсолютным злом, это предательство Добра с большой буквы. Тем более что все равно ничего не выйдет — недаром в сетевых дискуссиях так популярен Гитлер, с ним тоже пытались договариваться, ничего не вышло, наши оппоненты тоже такие гитлеры-гитлеры, с ними тоже говорить не о чем…
Но беда в том, что претензия на абсолютную Правду, с обязательным отнесением всех несогласных в лагерь абсолютного зла, совсем не помогает отстоять свою правду — те свои требования, которые справедливы, реалистичны и вполне могут быть исполнены. В одной книге по посредничеству в конфликтах мне попалась очень здравая идея — не говорите о том, кто виноват, говорите о том, чего вы хотите. Что вы хотите видеть на выходе из этого конфликта? Какие ваши нужды должны быть восполнены?
Правда Божия не ищет судить и делить — правда Божия ищет спасать и исцелять. Поэтому правда Божия одинаково неприятна обеим сторонам конфликта. Бог на нашей стороне! — восклицают те и другие. Но им уже очень давно дан ответ — «кто поставил Меня судить или делить вас?» Он не союзник той или иной стороне в наших дурацких ссорах. Он Господь и Спаситель.

Православие и мир
 


Вернуться назад