Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Вера - дело сердца

Вера - дело сердца


18.03.2014.

Много лет назад ко мне подошел один студент. С большой нерешительностью и одновременно настойчивостью упрямого искателя он заявил, что является атеистом, однако очень хотел бы поверить, но не может. Годами он пытался, искал, но усилия его не приносили результата.

Он разговаривал с преподавателями, образованными людьми, но не смог утолить жажду открыть для себя нечто важное. И вот этот студент узнал обо мне и решил поделиться со мной своими экзистенциальными исканиями. Он спросил меня о научном доказательстве существования Бога.

– Знакомы ли тебе интегралы и различные уравнения?

– К сожалению, нет, – ответил он, – я изучаю философию.

– Жаль, потому что я знаю как раз такое доказательство, – в шутку сказал я.

Студент пришел в недоумение и замолчал.

– Прости, – сказал я, – что немного подшутил над тобой. Но Бог – это не уравнение и не математическое доказательство. Если бы это было так, то все образованные люди верили бы в Него. Но, видишь ли, к Богу можно приблизиться иначе. Ты когда-нибудь ездил на Афон? Встречал ли настоящего аскета?

– Нет, отче, но я собираюсь поехать туда. Наслышан об этом месте. Если Вы скажете мне, я отправлюсь туда хоть завтра. Вы знаете какого-нибудь образованного человека, с которым я мог бы там встретиться?

– Кого ты предпочитаешь: ученого, который утомит тебя, или святого, который тебя пробудит?

– Скорее ученого. Я боюсь святых.

– Вера – это дело сердца. Попробуй все же встретиться со святым. Как тебя зовут? – спросил я.

– Гавриил, – ответил студент.

Я направил его к аскету. Рассказал ему, как туда добраться, дал соответствующие указания, нарисовал чертеж.

– Ты придешь к нему и задашь тот же вопрос. Скажешь, что ты – атеист, и желаешь обрести веру. И найти доказательство существование Бога.

– Я боюсь. Стесняюсь, – ответил он.

– Почему ты стесняешься и боишься святого, а меня – нет? – спросил я. – Иди к нему и просто спроси о том же самом.

Через несколько дней студент пришел к аскету и нашел его беседующим во дворе с молодым человеком. Напротив них на бревне сидели еще четверо и ждали. Гавриил робко присоединился к ним. Не прошло и десяти минут, как беседа старца и молодого человека закончилась.

– Как дела, ребята? Поели лукума, попили водички?

– Спасибо, старец, – ответили юноши с присущей им мирской вежливостью.

– Иди сюда, – обратился он к Гавриилу, выделяя его среди остальных, – возьми коробку с лукумом, а я принесу тебе воды. Пойдем, я открою тебе один секрет: ладно, если человек атеист, но атеист носящий имя архангела? Первый раз вижу такое!

У нашего героя едва не случился инфаркт, когда он внезапно услышал это откровение. Откуда старцу известно его имя? Кто рассказал ему о его сомнениях? Что, в конце концов, хотел сказать ему старец?

– Отче, могу я побеседовать с Вами? – пробормотал он, запинаясь.

– Смотри, сейчас начинает смеркаться. Возьми лукум, попей воды и отправляйся в ближайший монастырь, чтобы переночевать.

– Но отче, я хотел бы поговорить с Вами. Это невозможно?

– О чем поговорить? С какой целью ты пришел?

"Когда он сказал это, я почувствовал, – рассказывает юноша, – как во мне открылось второе дыхание. Мое сердце наполнилось верой, душа согрелась, а сомнения разрешились без всякого логического аргумента, без обсуждения и даже без ясного ответа на мой вопрос. Сами собой исчезли все мои "если”, "почему” и "может быть”. С того момента и впредь остались лишь "как” и "что”.

Все то, что юноша не нашел в научной мысли, он обрел в откровении святого, окончившего лишь четыре класса начальной школы. Святые люди очень рассудительны. Они словно делают тебе операцию без анестезии, но боли ты при этом не чувствуешь. Делают трансплантацию, не вскрывая тела. Они поднимают тебя к необозримым высотам, не пользуясь лестницей мирской логики. Они взращивают в тебе веру, не отягощая разум.

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай 

Πεμπτουσία


 
Вернуться назад