Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Не «посетители храма», а община

Не «посетители храма», а община


27.03.2014.

Епархиальный совет Пятигорской и Черкесской епархии принял Определение о дальнейшем развитии православных общин. Как это повлияет на их дальнейшую жизнь и почему новые общины решено именовать в память о новомучениках, рассказывает Евгений Бронский, пресс-секретарь епархии.

Не «посетители храма», а общинаЕсть очевидный факт: церковная жизнь может быть только структурированной. В условиях слома структуры − будь то нашествие Тамерлана на Кавказе в XIV веке, или советские гонения на территории бывшей Российской империи в XX веке − итог один: люди постепенно начинают терять христианскую идентичность. Фоновая память может сохраняться сколь угодно долго (например, балкарцы сегодня считаются мусульманским этносом, а названия дней недели в их языке до сих пор церковные), но разобщенные верующие, лишившиеся храмов и духовенства, церковных книг и школ, год за годом отходят от веры Церкви, даже если продолжают считать себя христианами.

Об этом говорит Евангелие: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20). Об этом говорит и внутренняя интуиция верующего человека, ведь первое возрождение церковной жизни в СССР в сороковые годы началось с того, что верующие объединялись в группы и добивались разрешения на обустройство и узаконение молитвенных домов. С этого начиналось и второе возрождение в восьмидесятые годы: люди сначала заявляли о себе как об общине; к верующим, собиравшимся в частном доме или на квартире, начинал ездить священник из ближайшего сохранившегося храма, потом уже думали, как зарегистрировать общину, а в девяностые и до строительства типовых храмов руки дошли.

Но в девяностые что-то произошло. Храм стал восприниматься как единственное и исключительное место собрания верующих. Вместе с религиозной свободой пришла и свобода экономическая, которая сделала строительство храма делом достаточно затратным. Таким образом, рост числа верующих стал явным образом опережать рост числа приходских общин.

Если перевести эту тенденцию в цифры, это выглядит так: в среднем по размеру сельском населенном пункте на Кавказе живет две-три тысячи человек, количество крещеных составляет 80-90 процентов. В селе или станице один храм − значит, одна община. И община это состоит из двух с половиной тысяч человек − личный состав полка.

Чтобы полк действовал, он имеет четкую организационно-штатную структуру. Чтобы верующие в селе или станице были действительно общиной, а не разрозненными посетителями храма, они тоже должны организоваться.

Такова одна из побудительных причин программы по формированию общин в Пятигорской и Черкесской епархии, инициированной в 2012 году.

Эта причина, наверное, универсального характера, другая же коренится в местных особенностях. В епархии есть населенные пункты, где православные христиане составляют большинство населения (регион Кавказских Минеральных Вод), и есть населенные пункты, где православных – десять-пятнадцать процентов. До начала формирования общин эти люди оказывались во многом оторваны от церковной жизни. Теперь при поддержке епархии они смогли найти помещения для собраний, для общей молитвы и обсуждения проблем; за каждой такой общиной закреплен священник, регулярно их посещающий.

Когда программа только задумывалась, предполагалось, что юридически таким неприходским общинам достаточно будет статуса религиозной группы. Опыт полутора лет показал, что сегодня для многих общин предпочтительнее статус религиозных организаций.

И о еще одном пункте определения Епархиального совета. Прославленных в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской на Кавказе пока нет, но по факту истории они были и их опыт чрезвычайно важен для нас. Поэтому Епархиальный совет рекомендовал именовывать новые общины в память о новомучениках.

***

Определение Епархиального совета о дальнейшем развитии православных общин

(Журнал № 8 заседания Епархиального совета Пятигорской епархии 10 марта 2014г).

СЛУШАЛИ: Благочинных церковных округов епархии о деятельности вновь созданных в период 2012-2013 годов православных общин без образования юридического лица.

СПРАВКА. В период 2012-2013 годов в Пятигорской и Черкесской епархии было создано в местах компактного проживания православных верующих 59 общин без образования юридического лица. Первые годы существования общин показали жизнеспособность и необходимость такой формы самоорганизации православных верующих.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Отчеты благочинных принять к сведению.

2. В срок до 17 марта 2014 представить  на утверждение епархиального архиерея списки священников, персонально окормляющих каждую общину с последующим утверждением их в этой должности указом епархиального архиерея.

3. Поручить благочинным церковных  округов по согласованию с  членами вновь образованных общин  осуществить их регистрацию как местных православных религиозных организаций.

4. Предложить при наименовании общин придерживаться следующей практики. Если в населенном пункте (микрорайоне) был исторический храм, разрушенный в период гонений XX века, использовать наименование храма. В ином случае посвящать вновь созданные общины памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

5. Юридической службе Пятигорской и Черкесской епархии осуществить  правовое сопровождение процесса  регистрации общин.

Председатель Епархиального совета 
архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт

Члены Епархиального совета: 
протоиерей Иоанн Знаменский; 
архимандрит Антоний (Данилов); 
протоиерей Константин Кишунов; 
протоиерей Алексий Панасенко; 
протоиерей Сергий Дмитриенко; 
иерей Александр Нартов

Приходы.ru


 
Вернуться назад