Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Архимандрит Тихон (Шевкунов): В учебнике истории должен быть пантеон героев

Архимандрит Тихон (Шевкунов): В учебнике истории должен быть пантеон героев


10.04.2014.

В Госдуме прошел круглый стол на тему «Российская историческая традиция: содержание учебников истории».

Архимандрит Тихон (Шевкунов): В учебнике истории должен быть пантеон героев В новом российском учебнике истории должен быть представлен пантеон героев, считает наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), сообщает РИА Новости.
Ранее Президент РФ Владимир Путин поручил министерству образования и науки совместно с Российским историческим обществом до июля представить доклад о разработке учебников по отечественной истории.
«Представляется, что в создании учебников истории необходимо представить пантеон героев, не побояться этого, не побояться осуждения, криков либеральной общественности. Этот пантеон героев воспитает людей», — сказал архимандрит Тихон на круглом столе в Госдуме на тему «Российская историческая традиция: содержание учебников истории». 
Архимандрит Тихон привел данные соцопросов о том, какие базовые ценности предпочитает сегодняшняя молодежь. «На первом месте — здоровье, потом качественное жилье, семья, потом — деньги, материальные блага, затем — безопасность, затем — возможность получить высокооплачиваемую интересную работу или образование, на последнем месте — что-то похожее на морально-этические ценности — друзья и любовь к Родине. Вот результат дегероизации», — отметил он.
По словам отца Тихона, «именно герои, а не кто бы ты ни было другой, наделены историей, обществом, промыслом Божиим важнейшей функцией передать высшие духовные, вечные ценности из поколения в поколение». «Никакие проповеди, семинары, "селигеры" не передадут эти высшие духовные ценности так, как герои», - сказал он.
В свою очередь, глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая («Единая Россия») выступила с предложением создать общую линейку учебников не только по истории, но и по литературе и русскому языку, сообщает Интерфакс.
«Поскольку на государстве лежит прямая ответственность и конституционная обязанность обеспечить качественное единство образования и культурное единое пространство, (нужно -РНЛ) все-таки перейти к пониманию того, что должна быть общая линейка учебников, а не концепция и вариативность учебников, и по языку, и по литературе, и по истории Отечества», - сказала И.Яровая.
«Нашей истории не нужны ни адвокаты, ни обвинители, а нужен единый учебник истории, - сказала координатор платформы. - Тенденция, которая сформировалась в определенное время, когда каждый пытался вложить в учебник истории свой индивидуальный взгляд и понимание того, как строилось наше великое Отечество, все это привело к тому, что не реализовывался главный конституционный принцип – единство образовательного пространства, качество и доступность образования». 
По мнению Яровой, этот вопрос должен обсуждаться в контексте единого учебника не только по истории, но и по русскому языку и по литературе. «Это главные дисциплины, которые не только обучают, но и воспитывают, формируют личность, мировоззрение человека, его самоидентификацию как неотъемлемую часть нашего народа», - заметила депутат. 
«К сожалению, мы замечаем, как в учебники истории перекочевала ущербная политическая позиция, якобы, в истории государства Российского есть позорные страницы истории, которые требуют оправдания. «Слово о погибели земли русской», «И пошел брат на брата», «Беда не приходит одна», «Мы долго молча отступали», «Россия в огне» - это все главы одной из книг», - уточнила парламентарий, сообщает сайт Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. 
«238 лет государственности США и столько же лет Большому театру. Вот об этом в учебниках нет и слова, при этом есть самоуниженное сравнение с другими цивилизациями», - подчеркнула Яровая. 
Культура человека, считает координатор платформы, определяется знанием языка, литературы и истории. «Поскольку на государстве лежит прямая ответственность и конституционная обязанность по обеспечению качества образования, мы все же предлагаем единую линейку по этим предметам, - заявила депутат. – Вариативность учебников может быть только в одном случае, когда речь идет детках с ограниченными возможностями».
Академик Александр Чубарьян в свою очередь высказался за то, чтобы «немного изменить и преподавание географии в школе и показать там все-таки наше пространство, влияющее на исторические процессы в стране».
Он также предложил подумать о синхронизации с курсами всеобщей истории и курса литературы и, самое главное, курса обществознания, включая знание Конституции и избирательного права в РФ. Уже и соответствующее поручение есть о создании рабочей группы для проработки данного вопроса, сказал академик.
Идеи коллег поддержал глава комитета по образованию Вячеслав Никонов («Единая Россия»). Он отметил, что в последнее время широко обсуждаются вопросы, связанные с учебником истории, но все обсуждения связаны не с самыми важными вопросами: как назвать монголо-татар, как изобразить Сталина. «По-моему, сейчас настало время обсудить вопросы, связанные с сутью: кто мы такие, в чем наша специфика. Разговор о России, наверное, надо начинать с уважения к собственному прошлому», - сказал он.
Никонов отметил, что «вопреки очень многим мифам наша страна является весьма жизнеспособным государством». Он сказал, что в мире есть всего две страны, которые в течение пяти веков имели непрерывный суверенитет.
«Одна из них - Англия, для которой самыми серьезными врагами выступали Шотландия и рыба, вторая - Россия, которая имела в качестве противников все великие державы последнего тысячелетия», - сообщил он.
Никонов признал, что «в исторической России, как и в любом государстве, была масса мерзостей, и в этом специфика истории, но, тем не менее, речь идет о великой стране, о великой цивилизации».
По мнению главы думского комитета, новый учебник истории должен предложить школьникам образ достойного прошлого.
«От того, что будет написано в учебниках, и от того, насколько убедительно и увлекательно это будет написано, зависит отношение целого поколения молодежи к истории своей страны. Всегда необходимо помнить, в какой стране живешь и работаешь, знать ее традиции. У нашего Отечества великое прошлое. Ветвь арийского племени спустилась с Карпатских гор, мирно заселила Великую Русскую равнину, Сибирь, самую холодную часть планеты, дошла до Тихого океана, основала Форт Росс, впитала в себя соки богатейших культур Византии, Европы, Азии, разгромила страшнейшего врага человечества – нацизм, проложила дорогу в космос. Но мало, где так слабо знают и недорого ценят свое прошлое и настоящее», - цитирует В.Никонова сайт Госдумы.

Русская народная линия


 
Вернуться назад