Опубликовано 19.08.2020 в рубрике  Церковные праздники, Азбука Православия
 

Главное о Преображении Господнем: что важно сделать в этот день, от чего нужно воздержаться

Митрополит Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной церкви, о правильном праздновании Преображения Господня.  

Главное о Преображении Господнем: что важно сделать в этот день, от чего нужно воздержаться

Преображение Господне – один из двунадесятых праздников (то есть особенно значимых, великих), отмечающихся Православной Церковью. 

С первых веков существования христианства праздник Преображение занял особое место в церковном календаре. Упоминания об этом празднике были еще в IV веке. Нам об этом известно благодаря проповедям и трудам таких  Отцов Церкви, как преподобный Ефрем Сирин, святитель Иоанн Златоуст, святитель Кирилл Александрийский (все упомянутые святые жили и трудились в IV веке).

И именно в IV веке царица Елена воздвигла храм в честь Преображения Господня на горе Фавор, месте Преображения Спасителя.

При равноапостольной царице была установлена и традиция почитания святой горы Фавор как места Преображения Господа нашего Иисуса Христа. На самой высокой точке горы была воздвигнута базилика – на самом месте Преображения, а чуть ниже был построен трехпрестольный храм – в том месте, где уснули святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн…

Ослепительная надежда

В Преображении Господнем явлен высший смысл нашей жизни, ее наивысшая цель. Это событие приоткрыло тайну Богообщения и  Богопознания. Преображение Господа дало обреченному человечеству невиданную доселе возможность и надежду на изменение (преображение) человеческого естества, очищение его греховной природы посредством соединения со своим Творцом. 

Только возвысившись над земным возможно созерцать Божественное.

Преображение стало дверью в Вечность, окном в бесконечный мир познания Бога и Его бытия.

Само событие произошло незадолго до Крестных страданий Господа.  Христос пригласил троих учеников помолиться вместе с Ним уединенно. Они отправились на север к возвышавшейся над всей Иудеей горе Фавор.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1–2).

Но почему именно их выбрал Спаситель быть свидетелями такого чуда? Чем они отличались от других апостолов? Вот что по этому поводу говорит святитель Иоанн Златоуст:

«Они превосходили прочих: Петр – сильной любовью к Иисусу, Иоанн – особенной любовью к нему Иисуса, а Иаков – ответом, который он дал вместе с братом своим: «можем» испить чашу (Мк. 10:39)».

Итак, придя на гору, апостолы стали свидетелями величайшего чуда – Божественного Преображения Спасителя, явления Его величия и славы.

«Господь, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – явил им Царство Свое прежде поругания Своего и честь Свою прежде безчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят Иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира».

Всю ночь пребывал в молитве Господь на горе Фавор, апостолы все время были подле Него и усердно молились, но, устав, уснули. Пробудившись ото сна, они увидели Преображенного Господа и пророков Моисея и Илию, которые говорили с Ним о том, что Его кровь искупит грехи человеческие. А из светлого облака над ними раздался голос Бога-Отца, назвавшего Иисуса Христа Своим возлюбленным Сыном…

Ослепительный свет блистал повсюду на горе и объял души апостолов. Он разливался, мерцал, сверкал, делая прекрасным все вокруг.

Свет, исходящий от Преображенного, был настолько велик, что пред ним меркло даже сияние лучей рассветного светила. И сбылось сказанное в Писании: «При словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей» (двух величайших пророков и трех избранных апостолов) «состоится [всякое] дело» (Втор. 19:15).

Апостолы смогли воочию увидеть, что Иисус Христос «не есть Илия, но Бог Илии…» (прп. Ефрем Сирин). Они смогли найти подтверждение своей веры и убедиться в Божественном достоинстве своего Учителя.

Реальность личного преображения

Преображение переводится с греческого как «превращение в другой вид» или «изменение формы». 

Каждому верующему следует  вытеснять из себя ветхого, падшего человека и наполняться Божественной любовью, которая так щедро изливается на нас Господом. Умаляясь в человеческом отношении, мы одновременно возвышаемся в Божественном. Доверяя Богу, мы становимся Божьими, те есть преображенными. И это преображение (приближение к Богу), длящееся бесконечно, должно стать центром  нашей жизни. Уподобиться Господу, соединиться с ним – цель человеческого сознания и бытия. На Фаворе  Господь показал ту славу, которой приобщится каждый, кто сподобится войти с Ним в радость будущего века.

И Церковь с многовековыми традициями и богатым Преданием помогает нам в этом.

Сколько бесценного опыта Богообщения мы находим в святоотеческом Предании! Соприкоснувшись с ним, каждый сможет найти для себя подсказку, благодаря которой откроются горизонты познания Бога.

У верующего есть все необходимое для личного преображения: церковные Таинства (главным из которых является Причащение Тела и Крови Господней), молитва, пост – все это формы Богообщения. Главное же – доверие Богу.

Преображение сегодня. Как отмечать?

Преображение Господне, или как его еще в народе называют Яблочный Спас, Церковь отмечает 19 августа.

Традиционно в этот день верующие приносят в храм для освящения яблоки. Так принято издревле на Руси. А в Греции и Израиле, к примеру, христиане  берут  с собой созревшие гроздья винограда, так как праздник Преображения приходится как раз на пору созревания этого фрукта.

Что это за традиция? Зачем нести фрукты в храм?

Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало с ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, стремлением к воплощению евангельских истин, способствовало созиданию христианской души нашего народа.

Смысл освящения плодов в день Преображения символичен и состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая – все самое первое и лучшее. И не нужно превращать церковный праздник в языческий обряд.

Лучше воздержаться от чрезмерного обрядового действия, а сосредоточиться на смысле события, подумать, что Господь хотел сказать через Преображение.

Этот праздник  напоминает о том, что нельзя останавливаться на достигнутом. Следует двигаться вперед, несмотря на любые препятствия и сложности.

Хорошо бы в этот день изменить что-то в лучшую сторону в себе. Сребролюбивому – подать милостыню, празднословцу –  помолчать, гневливому – сдержаться, ленивому – занять себя…

Важно, безусловно, быть в храме в сам праздник, чтобы соборно молясь испросить у Господа помощи и  милости на изменение себя, на видение своих недостатков и неосужденно причаститься Святых Христовых Таин. Это будет самым главным подарком, который вы можете сделать себе.

Записала Наталья Горошкова

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1520


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Февраль 2023 (13)
Январь 2023 (65)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)

«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728