Сайт Образование и Православие > Церковные праздники, Обзор СМИ > Протоиерей Александр Шаргунов. Новый ритм времени

Протоиерей Александр Шаргунов. Новый ритм времени


28.04.2014.

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Антипасху. 

Христос воскресе! О двух вещах пусть задумается каждый из нас, слушая Евангелие о явлении воскресшего Христа апостолу Фоме. Во-первых, что такое храм Божий и что такое Церковь. Во-вторых, что значат раны на теле Христа воскресшего.
Кто был в паломнической поездке во Святую землю, тот мог, наверное, наблюдать, как в субботу в Израиле останавливается всякая деятельность, а в воскресенье с утра снова начинают работать все предприятия, заводы, учреждения. Этот день не называется в Израиле воскресеньем, он называется «йомрехом», что значит «первый день». Для евреев воскресенье — не праздничный день, а просто первый день недели, обычный день, как у нас понедельник. Мы можем понять, что происходит сегодня с миром, обратив внимание на то, что для большинства на так называемом христианском Западе воскресенье — это week-end, когда можно отправиться куда-нибудь на природу, на отдых. А у нас для большинства воскресенье тоже просто выходной день. Мы должны увидеть, где мы с вами находимся. Мы, конечно, приходим в воскресный день в храм Божий.
Сегодняшнее Евангелие о двух явлениях апостолам Христа воскресшего повествует о двух первых воскресных днях. Господь является в первый вечер Воскресения Своего и затем через неделю. Совершается основание Господом Церкви. Что же такое Церковь? Слово Божие показывает нам, что это видимое общество, которое собирается каждое воскресенье. Много определений, что такое Церковь, а вот сегодняшнее Евангелие предлагает такое определение.
Неслучайно Сам Господь устанавливает новый ритм времени, явившись Своим ученикам в первый день недели и затем через семь дней. Регулярные собрания христиан вместе, воскресная литургия, в которой принимают участие все, не просто древний благочестивый обычай, не просто постановление святых Соборов, которое, конечно, для нас должно быть свято, потому что Господом Духом Святым были принимаемы эти решения, но в данном случае мы видим, что Сам Господь, воскресший Христос установил этот порядок, эту тайну жизни Церкви. А святые Соборы говорят нам: кто две или три воскресных литургии пропустил без уважительной причины, тот сам себя отлучил от Церкви, тот уже Церкви не принадлежит, и требуется особое покаяние, осознание того, что произошло, с тем чтобы снова Господь примирил и соединил его святой Своей Церкви во Христе Иисусе Господе нашем.
Те, кто пропустил встречу со Христом, заранее назначенную Самим Господом, какую ответственность они берут на себя! Подлинная вера, показывает нам Господь на примере апостола Фомы, может быстро исчезнуть, если она не питается постоянно из недели в неделю Господом в собрании всей Церкви, которая радостно празднует в ней присутствие в ней Христа воскресшего.
Второе, о чем говорит нам сегодняшнее Евангелие, это о даре прощения наших грехов. Что значат раны на теле Христа воскресшего? В первый вечер Своего воскресения Господь, явившись апостолам, дарует им таинство Своего действия в мире, кроме Евхаристии, которая была установлена накануне Его Крестных Страданий, — таинство покаяния. «Приимите Духа Святого, кому отпустятся грехи, отпустятся им, и кому держите, держатся». В Символе веры мы исповедуем нашу веру «во едино крещение во оставление грехов, и в Духа Святаго Господа животворящаго», подающего жизнь Божественную нам. ВДуха Святого, Того, Кто воскресил Христа из мертвых. Это Божественное дыхание дается в воскресный день, в день Воскресения ученикам. То, что совершает Христос, вязать и решить, даруется Церкви.
Именно эта тайна раскрывается, когда Господь показывает апостолу Фоме Свои раны. Приняв смерть на Кресте, Христос искупил нас. Он взял на Себя все наши грехи, но мы продолжаем грешить. Мы продолжаем грешить, что же нам делать? Мы не хотим грешить, мы боремся с грехом, но мы оказываемся побежденными часто грехом. И Господь являет Свое милосердие, которое всё меняет. Он дарует нам постоянно неизменно Свое милосердие, эту благодать, которая нас преобразует. Чем больше мы уповаем в нашей жизни на благодать Воскресения, тем сильнее мы становимся в нашей духовной войне, тем с большей готовностью отвечаем на призыв Божий к святости, с тем большей решимостью противостоим всякому греху. Вне зависимости от того, что происходит с нами, даже если мы терпим поражение, наша вера, наше приобщение победе Христовой углубляется. Этой благодатью, благодатью Воскресения, мы восстали, мы стоим перед Господом в полный рост, как говорят святой Василий Великий о тайне будущего века, тайне восьмого дня.
Это значит, что уже сейчас мы — те, кому предстоит смерть, — уже воскресшие, уже причастны Воскресению Христову и не можем быть раздавлены нашим грехом. Потому что Христос всякий раз, когда мы обращаемся к Нему, восставляет нас, даже если мы пали очень низко. Именно этот смысл являет нам Господь, показывая на Своем прославленном теле следы от гвоздей. Крестные Страсти Христовы, их спасительное действие продолжается. Мы продолжаем пользоваться этим даром. Прославленный Сын Божий всегда наш Искупитель. И в Царстве Божием все святые, те, кто сражались с грехом ради того, чтобы войти в победу Божию, предстанут со своими ранами, со следами своих духовных сражений. Не только мученики и исповедники, но всякий христианин. Следует помнить при этом слова апостола Павла о тех, кто своими грехами паки распинают Господа. Когда не размышляя приступают к таинству Тела и Крови Христовых, не рассуждая, участвуют в даре Христовом.
Будем помнить, даже если вера наша мала, как горчичное семя, что самое существенное в нашей жизни — узнавать в ней присутствие Христа воскресшего. В таинствах Церкви, особенно в покаянии и Евхаристии, в той любви, которую Он являет по отношению к нам. Потому святые отцы говорят, что быть христианином значит становиться в покаянии и причастии свидетелем Воскресения. Быть присутствием Христа воскресшего, приобщаясь Его любви, которой Он на Кресте возлюбил нас до конца.

Русская народная линия


 
Вернуться назад