Сайт Образование и Православие > Церковные праздники, Видеоматериалы > 2 января - день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

2 января - день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского


02.01.2016.
В миру Сергиев Иван Ильич. Иоанн Кронштадтский хотел принять монашество и поступить в миссионеры, чтобы проповедовать христианство народам Сибири и Америки. Но увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», Иоанн Кронштадтский решил остаться здесь. Посвятил свою жизнь помощи жителям кронштадтских трущоб. Иоанн Кронштадтский был великим проповедником; возрождал литургическую жизнь Церкви. На базе проповедей и дневниковых записей слагались многочисленные религиозно-учительные сочинения Иоанна Кронштадтского; центральное место среди них занимает «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге». По молитвам Иоанна Кронштадтского совершалось множество чудес и исцелений. 

Святой праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного сельского дьякона Илии Сергиева и его жены Феодоры. Новорожденный оказался настолько слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить младенца с наречением имени Иоанн, в честь преподобного Иоанна Рыльского, день памяти которого Святая Церковь празднует в этот день. Вскоре после крещения ребенок начал поправляться, и благочестивые родители приписали это благодатному действию Святого Таинства крещения. С самого раннего возраста они старались направлять мысль и чувство своего сына к Богу, приучая к усердной домашней и церковной молитве.

Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, маленький Иоанн с детства был знаком с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым, но, вместе с тем, воспитало глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам.

В шестилетнем возрасте отец начал учить Иоанна грамоте. Но вначале учение плохо давалась мальчику. Это огорчало его, но в то же время и подвигало на особенно горячие молитвы к Богу о помощи. Когда отец, собрав последние средства, отвез его в Архангельское приходское училище, Иоанн особенно остро почувствовал там свое одиночество и беспомощность и находил утешение только в молитве. Молился он часто и пламенно. И вот однажды, после одной из таких молитв, ночью, у него вдруг «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум», «легко и радостно так стало на душе», как позднее вспоминал это чудо святой праведный Иоанн Кронштадтский. Ему ясно представился вчерашний урок, учитель, он вспомнил, о чем и что тот говорил. Чуть засветлело, Иоанн вскочил с постели, схватил учебники и -о, радость! - он понял, что стал читать гораздо лучше, хорошо понимать и запоминать прочитанное.

С той поры он учился отлично. В числе первых окончил училище и затем Архангельскую Духовную семинарию, а затем был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию.

Первоначально Иоанн склонялся к тому, чтобы после ее окончания посвятить себя миссионерской работе среди аборигенов Сибири и Северной Америки. Но Промыслом Божиим он был призван к пастырской деятельности иного рода.

В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему было предложено вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Елисаветой Несвитской и принять сан священника для служения в том же соборе. 12 декабря 1855 года совершилось его рукоположение. Вся остальная жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекали в Кронштадте и многие даже забыли его фамилию и стали называть его Кронштадтским, да он и сам нередко так подписывался.

Брак отца Иоанна с Елисаветой Несвятской был не плотским, но духовным союзом: «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобой давай посвятим себя на служение Богу», - так сказал он жене в первый же день супружеской жизни и в дальнейшем они жили как брат с сестрой..

Праведный Иоанн Кронштадтский быль величайшим аскетом. В основе этого аскетического подвига лежали непрестанная молитва и пост. Страницы его дневника, названного «Моя жизнь во Христе» ярко свидетельствует о борьбе с греховными помыслами - «невидимой брани», которую заповедуют всем истинным христианам древние великие отцы-подвижники. Строгого поста, как душевного, так и телесного, требовало от него и ежедневное совершение Божественной литургии, которое он поставил себе за правило.

При первом же знакомстве со своей паствой отец Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не менее труда, чем миссионерам при обращении язычников. В то время в Кронштадте процветали безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном индифферентизме. Это было место административной высылки из столицы разных порочных людей, и кроме того, здесь находилось много портовых чернорабочих. По большей части, они ютились в жалких лачугах, землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских».

Вот на этих парий, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви молодой пастырь. Ежедневно он стал бывать в их убогих жилищах, беседовать, утешать, ухаживать за больными. Отец Иоанн помогал им и материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Именно кронштадтские «босяки», которых он силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный было человеческий образ, первыми открыли святость молодого священника. И затем это открытие очень быстро восприняли вся верующие России.

Приведем рассказ одного ремесленника о случае духовного возрождения благодаря святому праведному Иоанну Кронштадтскому.

«Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке «Благословение детей». Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются тут... да глаза батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало... Опустил я глаза, а он смотрит - прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу... Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит... И вот с тех пор я человеком стал...»

Такой необычный пастырский подвиг молодого пастыря стал вызывать нарекания и даже нападки на него со всех сторон. Многие долго не признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали устно и печатно, называли его юродивым. Руководство епархии вызывало его для объяснений и одно время даже запретило выдавать священнику Иоанну Сергиеву на руки жалование, так как он, получив его, все до последней копейки раздавал нищим. Но все эти испытания он переносил мужественно, ни в чем не изменяя в угоду нападавшим на него принятого образа жизни. И, с Божией помощью, он победил. За все то, над чем в первые годы его священнослужения смеялись, клеветали, что поносили и преследовали, впоследствии стали прославлять его, поняв, что он - истинный последователь Христов, подлинный пастырь, полагающий душу свою за овцы своя.

«Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, - говорил отец Иоанн. - Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем»... С сознанием этого он и шел к людям, побеждая и возрождая их силою своей истинно пастырской состраждущей любви.

Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за ее пределами. Сохранилась точная запись его рассказа о первом чуде исцеления. Глубоким смирением дышат эти строки.

«Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: как я могу - думал я - иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою - он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога - молиться за тех, кто будет этого просить».

о молитве отца Иоанна действительно совершалось и теперь, когда со дня его блаженной кончины прошло уже сто лет, продолжает совершаться множество дивных чудес. Молитвой и возложением рук святого праведного Иоанна Кронштадтского излечивались самые тяжкие болезни. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать отцу Иоанну письмо или послать телеграмму, чтобы свершилось чудо исцеления. Одно из таких чудесных исцелений, произошедшее на глазах у всех в селе Кончанском (Суворовском), в 1901 году было описано случайно находившейся там суворовской комиссией профессоров военной академии.

Тогда к святому привезли женщину, которая много лет страдала беснованием. Она была в бесчувственном состоянии, но уже через несколько минут оказалась совершенно исцеленной.

Отец Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, евреев и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Этот великий дар чудотворения, естественно, был наградой ему за великие подвиги - молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

И вот скоро вся верующая Россия потекла к дивному чудотворцу. Наступил второй период его славной жизни, его подвигов. Вначале он сам шел к людям – и они, как мы помним, часто оказывались самыми отверженными из жителей Кронштадта. А теперь отовсюду, со всех концов России, к нему устремился православный народ самых разных сословий. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он: кронштадтская почта для его переписки даже вынуждена была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к отцу Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. По самому минимальному подсчету, чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени невероятная). На эти деньги святой ежедневно кормил тысячу нищих, а также устроил в Кронштадте замечательное учреждение – «Дом трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом. Он основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг там большой каменный храм, в Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был погребен по своей кончине.

К общей скорби жителей Кронштадта, в этот период своей всероссийской славы, отец Иоанн должен был оставить преподавание Закона Божия в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской классической гимназии, где преподавал свыше 25-ти лет. Он был замечательным педагогом и никогда не прибегал к тем приемам, которые тогда часто имели место в учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У отца Иоанна отметки не служили мерами поощрения, как и наказания - мерами устрашения. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было «неспособных». На уроках все без исключения жадно вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Они были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти живые беседы пастыря-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в их памяти. Такой способ преподавания отец Иоанн в своих речах, обращаемых к педагогам перед началом учебного года, объяснял необходимостью дать отечеству прежде всего человека и христианина, отодвигая вопрос о науках на второй план. Нередко бывали случаи, когда, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговоренного к исключению, отец Иоанн сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырастал полноценный член общества.

Нужно представить себе, как проходил день у отца Иоанна, чтобы понять и прочувствовать всю тяжесть и величие его беспримерного подвига. Вставал он ежедневно в 3 часа ночи и начинал готовиться к служению Божественной литургии. Около 4 часов утра он отправлялся в собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. Заутреней он непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Из-за громадного количества желающих исповедаться у отца Иоанна, им была введена, по необходимости, общая исповедь. На всех участников и очевидцев она производила потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи.

Андреевский собор, вмещавший до 5.000 человек, всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение, и литургия оканчивалась не раньше 12 часов дня. По свидетельству очевидцев и сослуживших отцу Иоанну, совершение им Божественной литургии не поддается описанию. Ласковый взор, то умилительный, то скорбный, в лице сияние благорасположенного духа, молитвенные вздохи, источники слез, источаемых внутренне, порывистые движения, огонь благодати священнической, проникающий его мощные возгласы, пламенная молитва - вот некоторые черты отца Иоанна при богослужении. Это был непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он становился воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. Чтение отца Иоанна на клиросе - это было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что отец Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания.

Отец Иоанн был замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки - экспромтом. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, и вместе с тем исключительной богословской ученостью, при всей своей доступности для понимания даже простыми людьми. В каждом его слове чувствовалась какая-то особенная сила, как отражение силы его собственного духа.

Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более двух часов.

Во время службы отцу Иоанну прямо в алтарь приносились письма и телеграммы, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть.

После службы, сопровождаемый тысячами верующих, он выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что нередко у него и совсем не оставалось времени для сна.

Так жить и трудиться, конечно, можно было только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божией.

Но и самая слава отца Иоанна была его величайшим подвигом, тяжким трудом. Всюду, где бы он ни оказался, около него мгновенно вырастала толпа жаждущих хотя бы прикоснуться к чудотворцу. Почитатели его бросались даже за быстро мчавшейся каретой, хватая ее за колеса с опасностью быть изувеченными. По желанию верующих отцу Иоанну приходилось предпринимать поездки в разные города России. Стечение народа определялось тогда уже десятками тысяч. Во время проезда святого на пароходе толпы бежали за ним по берегу, многие становились на колени. Харьковский собор во время служения в нем праведного Иоанна Кронштадтского 15 июля 1890 года не смог вместить молящихся. Даже соборная площадь и все прилегающие улицы оказались заполнены людьми.. 20 июля того же года, когда отец Иоанн совершал молебен на Соборной площади, число собравшихся превысило 60 тысяч. То же самое происходило и в других городах: в Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде.

Несмотря на свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил, однако, время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания. Эти мысли составили замечательную книгу, изданную под названием «Моя жизнь во Христе». Она представляет собой подлинное духовное сокровище и может быть поставлена рядом с вдохновенными творениями древних отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. Это - совершенно своеобразный дневник, в котором мы находим необыкновенно поучительное для каждого читателя отражение духовной жизни автора. Книга эта на вечные времена останется ярким свидетельством того, как жил наш великий праведник и как должно жить всем тем, кто хотят не только называться, но и в действительности быть христианами.

Замечательным духовным памятником и неисчерпаемым материалом для назидания являются также его проповеди. Каждое слово здесь - от сердца, полно веры и огня, в мыслях - изумительная глубина и мудрость, во всем поразительная простота и ясность. Нет ни одного лишнего слова, «красивых фраз. Эти проповеди нельзя только «прочитать» - их надо постоянно перечитывать, и всегда найдешь в них что-то новое, живое, святое.

Основная мысль всех письменных творений святого праведного Иоанна Кронштадтского - необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстями и похотями, преданность вере и Церкви Православной как единой спасающей.

К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского присоединился мучительный личный недуг - болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отвергнув предписания знаменитых врачей поддерживать свои силы скоромной пищей, он сказал: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет Святое Причастие». И он приобщался по-прежнему каждый день.

10 декабря 1908 года, собрав остаток сил, отец Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. Он заранее предсказал день своей кончины, и в 7 часов 40 минут утра 20 декабря 1908 года великий праведник мирно отошел ко Господу,

В погребении святого праведного Иоанна Кронштадтского приняли участие десятки тысяч людей, а у гробницы его тогда и в последующее время совершалось немало чудес. Необычайные то были похороны! На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого количества людей не было до того времени ни на одних похоронах - это был случай в России совершенно беспримерный. Похоронное шествие сопровождалось войсками со знаменами, военные исполняли «Коль славен», по всей дороге через весь город стояли войска шпалерами. Чин отпевания совершал митрополит Петербургский Антоний во главе сонма епископов и многочисленного духовенства. Заупокойные службы сопровождались общими рыданиями людей, чувствовавших себя осиротевшими. Слышались возгласы: «Закатилось наше солнышко! На кого покинул нас, отец родной? Кто придет теперь на помощь нам, сирым, немощным?» Но в самом отпевании не было ничего скорбного: оно напоминало собою скорее светлую пасхальную заутреню, и чем дальше шла служба, тем это праздничное настроение у молящихся все более росло. Чувствовалось, что из гроба исходит какая-то благодатная сила и наполняет сердца присутствующих неземною радостью. Для всех было ясно, что во гробе лежит святой, праведник, и дух его незримо носится в храме, объемля своею любовью и ласкою всех пришедших отдать ему последний долг.

Похоронили отца Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 7-8 июня 1990 года, святой праведный Иоанн Кронштадтский был канонизован. Его память установлено совершать 20 декабря/ 2 января - в день блаженной кончины святого.


 


Вернуться назад