Сайт Образование и Православие > Церковные праздники > Неделя о слепом: путь христианина от калеки до борца

Неделя о слепом: путь христианина от калеки до борца


06.06.2021.
Постоянно встречающийся среди православных разговор о том, несут ли дети ответственность за грехи родителей, не обошел нас и в этот раз, ведь именно с этой темы и хочется начать небольшие размышления в неделю о слепом.

Традиционно на воскресной литургии шестой седмицы по Пасхе читается практически вся девятая глава Евангелия от Иоанна. Именно в ней содержится повествование о слепорожденном человеке, которого исцелят Спаситель, а также описаны дальнейшие с этим связанные события. Буквально сразу мы слышим диалог апостолов и Христа о причинах недуга слепого. У учеников есть всего два варианта ответа: либо человек сам виноват, либо его родители. Но Спаситель отвергает оба: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Это, если угодно, ответ всем, кто считает, что дети несут прямую ответственность за преступления своих предков. Вообще, если внимательно читать Священное Писание, то нельзя не заметить, что вся восемнадцатая глава книги пророка Иезекииля посвящена критике подобного мнения. Кто-то возможно будет ссылать на Исход: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20, 5), – но и здесь нужно быть внимательней, ведь наказание настигнет тех потомков, которые будут ненавидеть Бога, т.е. сами  продолжат нечестие родителей. Есть еще много вариантов развития этой темы, но давайте вернемся к толкованию евангельского текста. Если мы обратимся к экзегезе свт. Кирилла Александрийского, то увидим, что разбирая приведенные выше слова Христа, он, еще в обширном заглавии, пишет: «Грехи отцов не наводит Бог на кого-либо, наказывая ничем не согрешивших, но справедливый над всеми производит суд». Далее идет довольно пространное рассуждение, где немало места уделено критике неправоты тех, кто считает, что дети несут прямую ответственность за преступления родителей. Он четко обозначает, что родители могут подать плохой пример и дети, впитав его, продолжат совершать такие же грехи, но это будут уже конкретно их грехи, а не чьи-то другие. Кроме того, свт. Кирилл также дает понять, что при неправильном понимании затронутой темы, происходит посягательство и на справедливость, и на милосердие Божие.

С этим, я думаю, мы разобрались. Теперь можно вздохнуть с облегчением – как минимум, нам надо хотя бы со своими пороками разобраться. Обратим внимание на следующий стих: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9, 4). В Синодальный перевод здесь вкралась ошибка. Дело в том, что когда он создавался, то переводчики опирались на средневековые рукописи, сегодня же мы имеем рукописи Евангелия, датированные IV-V столетиями. Так вот, в оригинальном греческом тексте первым словом указанного стиха является не «Мне», а «Нам». Таки образом, получается, что Христу и Его ученикам нужно делать дела Отца. Через эти слова Спаситель нас, каждого из нас, призывает быть активными участниками доброделания, на котором основаны всякие личные отношения человека и Бога.

Далее мы видим образы дня и ночи. Днем человек свободен, ночью – связан; день – жизнь, ночь – смерть. Христос использует довольно распространенные в то время противопоставления. Для нас важно здесь указание на скоротечность нашей жизни, в которую нужно успеть потрудиться ради собственного спасения. Эта, столь очевидная и понятная мысль, так часто ускользает от нашего внимания. Вдумайтесь в нее хорошенько еще раз и оглянитесь на уже пройденный путь. В помощь пусть нам будут слова апостола Павла: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6, 9-10). Жизнь действительно, как в песни Леонида Дербенёва, является мигом, и проживая ее, проходя день за днем, год за годом, она все больше сжимается в одну временную точку. Наступит момент и, взяв эту точку, мы предстанем перед Всевышним: чем она окажется для Него? Даром и плевком в лицо? Плодом наших трудов или результатом нашего безделья? Источником нашей любви к Нему или отхожим местом нашего безразличия, неверия или даже ненависти? Здесь так и хочется снова вернуться к песни из фильма «Земля Санникова»:

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я?
Мигом одним, только мигом одним.

Посмотрите как чудесная антиномия! Мы жизнью дорожим, но и мы рискуем ею. Если на эти слова наложить еще разговор о вечности, то тогда ставки возрастают многократно.

Свои рассуждения я начал с темы несения детьми ответственности за грехи родителей, чтоб показать, что каждый из нас свободен в той максимальной мере, о которой вообще можно говорить в условиях падшего  мира. Над нами довлеют определенные условия, обстоятельства, влияние, но это не рок, не судьба и пока еще не суд. Даже вырвавшись в мир с уже оправленным, так сказать, набором характеристик, склонностей, пороков или добродетелей, мы в силах все изменить. Повторюсь, что ставки слишком высоки. Мы видим, что и Христос нас призывает делать вместе с Ним дела Отца – значит, они нам доступны не смотря ни на что.

Слепорожденный человек стал для многих поколений христиан удивительным примером. На действительно явились дела Божьи. И самая большая ценность из них это не исцеление, а дальнейшие действия этого человека. Он уже уверовал и ничего не боится. Казалось бы, маленький и несчастный человек смело выступает против знатоков и авторитетов своего времени – фарисеев и книжников. Он спорит с ними, учит их и защищает своего Благодетеля. Кто как не слепорожденный, получив от Бога дар, стал делать дела Его, да еще и с таким усердием и рвением, что многим из нас остается только стыдливо взирать на него.

Всякий раз, когда будет накрывать печаль или уныние, когда будет колебаться вера или будет казаться, что не хватает сил, возвращайтесь к образу слепорожденного. Перечитывайте стихи с 30 по 33, где он так смело и так безальтернативно «бьет» врагов Христа. В итоге им и сказать было нечего, а только выгнать его, и, в очередной раз, продемонстрировать свое бессилие.

Слепорожденный – это каждый из нас. Пример этого человека ясно показал, какими мы является, и какими можем стать!

Протоиерей Владимир Долгих


 


Вернуться назад