Сайт Образование и Православие > Церковные праздники > Зачем православные христиане принимают святую воду?

Зачем православные христиане принимают святую воду?


18.01.2013.
Этот святой обычай, унаследованный от наших предков, наш народ бережно хранит: из года в год, из поколения в поколение приходят потомки православных в Божьи храмы за святой, т.е. освященной, Крещенской водой. Что же искали наши предки в святыне, зачем они приходили в храм — не только в день праздника Крещения Господня, но и в другие праздничные дни? Что продолжаем искать в храме мы — по примеру наших матерей и отцов, дедов и бабушек?

Православные люди приходят в храм за святыней, за освящением, в надежде на помощь Божию: в своей жизни, в здоровье, в своих делах, — потому что знают: именно Сам Бог и является источником всей жизни, источником всякого блага. И если Он — источник всякого блага, то самое высшее, самое полное благо — это, несомненно, сама Божественная жизнь, жизнь в единении с Богом, жизнь вечная и блаженная. Такое присутствие Бога в нас, присутствие Силы Божией в наших душах и телах, в наших мыслях и наших поступках Церковь называет Благодатью.
Отпав от Бога через грех, человек лишил себя этого бесконечного блага; но Бог — через Свое Воплотившееся Слово, Иисуса Христа — вернул нам этот дар, эту возможность. Через жертву Христову на Кресте, через Воскресение Христово пропасть, разделявшая человека и Бога, была преодолена, человек примирился с Богом, и снова стало нам доступно высшее, вечное благо жизни в единстве с Богом, снова стала нам доступна Божественная Благодать. Поэтому, о чем бы мы ни просили Бога, о чем бы мы ни молились — мы всегда при этом молимся о даровании нам Благодати Божией. И всегда, прося у Бога для себя Благодати, мы молитвенно обращаемся к благодатной силе Креста Христова и Христова Воскресения — потому что в любой молитве мы совершаем крестное знамение, и всегда имеем на себе крест Христов.
Господь дарует каждому из нас удивительную возможность — возможность освятить всего себя: получить не просто какие-то блага земные, блага временные и ограниченные, но получить от Бога по благодати то, чем Бог обладает по своей Божественной природе — саму Божественную жизнь во всей ее полноте, жизнь вечную и блаженную. И сегодняшнее наше освящение — освящение воды — это лишь малая часть этого великого дара: дара благодатного присутствия Божия в нашей жизни, который Господь дал нам после Своего Воскресения, и ради которого Он основал Свою Церковь.
Наши благочестивые предки освящали всю свою жизнь: каждый день они начинали с молитвы, призывая Бога в свою жизнь, каждую свою неделю освящали они посещением храма Божия в воскресенье (т.е. в день, посвященный Воскресению Христову). Освящали они и место своей жизни — святыми иконами; освящали они и все события своей жизни, даже каждую свою трапезу — молитвой перед едой и молитвой после еды. И сегодня православные христиане также стараются наполнить Божественным присутствием все пространство своей жизни: не только через Таинство Крещения положив начало своей духовной жизни, или через Венчание освятив начало своей семейной жизни, но и далее — каждую неделю, даже каждый день в молитве обращаться к благодатной помощи Божией.
Ведь человеку для полноты блага требуется освящение всех сторон его жизни: мысли свои освящает человек через молитву и постоянное чтение Священного Писания — Евангелия, которое за каждым богослужением мы слышим в храме (и которое постоянно обращает наш разум ко Христу); всего себя, всю свою душу и тело освящает человек через участие в Тайной Вечери Христовой — в великом таинстве Литургии; но и за пределами храма, все остальное время продолжает человек освящать свою жизнь — через добрые дела, т.е. через поступки, согласные с волей Божией, приводя тем самым свою волю в согласие с Богом.
Мы молимся о том, чтобы Господь Иисус Христос Своей благодатью спасал нас от всякой скорби, от нужды, — но нужно помнить, что Господь ничего не делает с нами помимо нашей воли. И если мы, на словах прося о помощи, на деле не стремимся к жизни с Богом, Бог не может насильно дать нам Свою благодать. Если мы не пытаемся исправить свою жизнь, жить в согласии с волей Божией, не стремимся жить по образу Божию — любить друг друга, как Бог любит нас, прощать друг друга, как Бог прощает нас — то Бог не может против нашей воли спасти нас. И тогда получается, что мы нередко одной рукой строим, а другой — разрушаем: приходим в храм за благодатью, и тут же, своими грехами, лишаем себя возможности эту благодать получить.
Мы освящаем все, что важно для нас в нашей жизни, надеясь при этом и на то, что Господь, податель всех благ, Своей благодатью даст нам помощь и в наших земных делах и нуждах, — но нужно не забывать, что Благодать Божия и сама есть высшее благо: ищущему Бога человеку Благодать Божия дает ту радость, которую не могут отнять никакие обстоятельства: радость, над которой не властно ни время, ни пространство.
Принимая с молитвой великую святыню — Крещенскую воду, — ради освящения души и тела, будем помнить о главной цели всякого освящения: жизни в единении с Богом.


 


Вернуться назад